Гражданское законодательство для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена исследованию проблем применения традиционного гражданского законодательства для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях. В рамках этого исследования прослеживается механизм действия гражданско-правовых норм в этой сфере, выясняются основные проблемные моменты, связанные со спецификой объекта регулирования, рассматриваются пути их преодоления.

Содержание

Введение 3
Глава I Общие проблемы глобальной компьютерной сети Интернет 11
1 1 Краткая история возникновения и развития Интернет 11
1 2 Формирование законодательства, регулирующего отношения в области Интернет 19
1 3 Понятие и структура Интернет 30
1 4 Юридическая природа Интернет 51
Глава II Гражданские правоотношения в Интернет 68
2 1 Понятие и виды гражданских правоотношений в Интернет 68
2 2 Субъекты и объекты гражданских правоотношений в Интернет 92
2 3 Сделки в Интернет 111
Глава III Отношения по размещению и распространению информации
в Интернет (на примере рекламы) 129
3 1 Понятие рекламы, ее размещения и распространения 129
3 2 Особенности размещения рекламы в Интернет 146
Заключение 160
Список литературы 165

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 176.58 Кб (Скачать)

 

Во-вторых, непонятно, какую  ответственность несет лицо за сделанные  им объявления. Е. Степаненко считает<21>, что на данные объявления, в зависимости  от их характера могут распространяться нормы либо закона "О рекламе"<22>, либо положения ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Для признания того или иного информационного сообщения рекламой необходимо, чтобы оно, во-первых, было предназначено для неопределенного круга лиц, во-вторых, призвано формировать или поддерживать интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 закона "О рекламе"), в-третьих, оно должна быть связано с осуществлением этим лицом предпринимательской деятельности (ст.1 закона). Видимо, все эти признаки можно найти в большинстве, однако не во всех, из помещенных на корпоративных торговых площадках объявлений.

 

Если же эти признаки отсутствуют, Е. Степаненко предлагает руководствоваться  общими правилами п.2 ст.15 закона "Об информации, информатизации и защите информации" о том, что за нарушение  правил работы с информацией ответственность  несет собственник информационных ресурсов. Однако данное правило очень  нечетко сформулировано, так как  непонятно, во-первых, кого считать  собственником информационных ресурсов, а во-вторых, какую ответственность  он должен нести.

 

Получается, что ответственность  за помещенную информацию может наступать, если эта информация может быть признана рекламой, либо у предоставившего  ее лица (клиента), либо у разместившего (торговой площадки), в зависимости  от вины каждого из них (ч.1 ст.30 закона "О рекламе"). Размер этой ответственности невелик (до 200 ММРОТ), однако все же заставляет лиц, помещающих и обрабатывающих информацию, следить за ее содержанием и своевременным обновлением.

 

Завершая рассмотрение вопросов корпоративной торговли в Интернете, необходимо остановиться на уже упоминавшихся  выше вопросах, касающихся процесса заключения договора и идентификации сторон. Если объявление, выражающее намерение совершить покупку/продажу товара - приглашение делать оферты, то отклик на это объявление - оферта, и связывает сделавшее ее лицо, если только оно не отзовет ее (п.2 ст.435, ст.436 ГК), либо если другая сторона не откажет в принятии оферты или сделает новую оферту на других условиях. Нарушение установленного порядка заключения договора может повлечь ответственность лица, особенно если заключается договор поставки в случаях, предусмотренных ст.507 ГК. Кроме того, нужно обратить внимание на то, что электронная форма ведения переговоров облегчает возможность "ухода" лица от ведения переговоров на одной из стадий, если из-за неполной либо недостоверной информации, предоставленной им, затрудняет предъявление к нему требования о возмещении убытков, причиненных отказом от заключения договора. Впрочем, надо отметить, что на некоторых корпоративных торговых площадках, например, www.torg.ru, стороны, по общему правилу, считаются связанными лишь с момента завершения обмена подписанными документами, образующими договор.

Электронные аукционы.

 

Электронными аукционами традиционно называют сайты в  Интернете, проводящие торги. На них  могут выставляться самые различные  вещи - от личных вещей знаменитостей  до подержанных калькуляторов. Лоты предоставляются гражданами либо юридическими лицами, которые определяют условия  продажи - цену, сроки, способ проведения торгов. На сервере организуют систематизацию лотов, поддерживают прием заявок от покупателей, выставляют информацию о  ходе торгов, администрация сервера  устанавливает общие правила  торгов.

 

В целом, электронные аукционы имеют много общего с интернет-магазинами и корпоративными торговыми площадками. Их роднит то, что там тоже выставляются к продаже товары. Сходство с корпоративными торговыми площадками сильнее: в отношениях сторон, как там, так и здесь, участвует организация-посредник, которая "сводит" между собой контрагентов, способствует заключению сделок за соответствующее вознаграждение.

 

Однако между этими  двумя видами деятельности есть и  серьезные отличия. Во-первых, отличается способ заключения сделки - если на корпоративных  торговых площадках заключение происходит в обычном порядке (стороны согласовывают  условия на переговорах либо просто договор заключается с теми, кто  выразил желание купить/продать  товар на указанных условиях в  пределах заявленного объема), то аукционы подразумевают заключение сделки на торгах. Во-вторых, различной является, как правило, цель заключения сделки: на корпоративных торговых площадках  стороны заключают договоры в  рамках своей предпринимательской  деятельности; в интернет-аукционах, по общему правилу, участвуют граждане либо юридические лица, удовлетворяющие непредпринимательские нужды. В-третьих, на аукционах выставляются индивидуально-определенные вещи, часто вообще уникальные; на торговых площадках же идет торговля товарами, определяемыми родовыми признаками. Все это позволяет выделить электронные аукционы в особую сферу договорных отношений в открытых компьютерных сетях.

 

Первый круг вопросов в  данной области связан со специфическим  способом "сведения" контрагентов - аукционом. Лицо, желающее продать  вещь, обговаривает с администрацией компании, поддерживающей аукцион, условия  продажи, после чего информация о  продаваемом лоте вносится в базу данных аукциона. Лицо, желающее совершить  покупку, по рубрикатору сервера  находит нужный раздел, где представляется информация обо всех активных лотах  данной категории (тематики). Поскольку  торги по лоту совершаются в течение  некоторого времени (от нескольких часов  до нескольких недель), по каждому лоту предоставляется информация обо  всех сделанных покупателями предложениях (т.е. цены, которые они предлагали). Назначивший наивысшую цену до окончания срока данного лота считается победителем. Иногда указывается "блиц-цена", предложение которой означает победу на торгах еще до окончания их срока.

 

Получается, что данный способ проведения торгов не соответствует  предписаниям ст.447-449 ГК в некоторых  существенных моментах. Во-первых, в  интернет-аукционах не производится необходимого по закону уведомления о проведении торгов (за тридцать дней). Лот выставляется на продажу немедленно после согласования соответствующих условий с компанией, поддерживающей аукцион. Впрочем, здесь можно предположить, что в силу специфики деятельности этой организации - постоянное выставление на продажу лотов, как правило, носящих однородный характер - уведомление о проведении каждых конкретных торгов не требуется.

 

Во-вторых, при организации  электронных аукционов не устанавливается  обязанность сторон внести задаток. Данное положение п.4 ст.448 ГК имеет  большое значение для организации  торгов; отсутствие задатка на электронных  аукционах, как будет показано ниже, влечет за собой ряд проблем.

 

В-третьих, при проведении электронных аукционов не устанавливается  обязанность заключения договора между  продавцом и выигравшим покупателем. Это отличие позволяет говорить о том, что интернет-аукционы вообще не являются аукционами в смысле ст.447-449 ГК, так как по императивному положению п.5 ст.448 ГК за уклонение от подписания протокола торгов, имеющего силу договора, уклоняющаяся сторона несет ответственность в размере задатка (а организатор торгов еще и возмещает убытки). Задаток в электронных аукционах не вносится, что также делает невозможным применение норм ГК.

 

Впрочем, заключение договора с победившим покупателем все  же предполагается, так как в большинстве  аукционных систем действует система  рейтингов: если стороны остались по завершению торгов друг другом довольны, они пишут друг другу рекомендации, что повышает их рейтинг в системе. Чем выше рейтинг лица, тем к большему количеству выставляемых лотов он имеет доступ. Однако рекомендации заменяют собой проверку фактических обстоятельств; стороны могут написать друг другу рекомендации, но сделку не совершить.

 

Подобный механизм, когда  вместо "надежного" задатка гарантией  заключения договора служит ненадежная система рейтингов, приводит к тому, что одна сторона не может понудить другую к совершению сделки. Отказывающаяся от заключения договора сторона рискует  всего-навсего не приобрести дополнительные баллы в системе, что не может  повлечь сильного нарушения его  имущественной сферы, что придало  бы дополнительный стимул к заключению сделки. Впрочем, в силу характера  совершаемых на интернет-аукционах сделок, это не может также повлечь и сколько-нибудь значимых убытков для другой стороны: лоты, как правило, невысоки по стоимости, стороны действуют не из профессиональной, а из личной заинтересованности, для большинства участвующих в этих отношениях лиц покупка не представляет большого значения. Получается, что масштабы сделок придают отношениям сторон необязательный характер, качество bona fide. При увеличении стоимости сделок механизм работать не будет, так как он не обеспечивает защиты прав и интересов лиц, а последствия их нарушения могут быть уже очень значительными.

 

Второй круг вопросов связан со спецификой выставляемых на аукцион  предметов. Это вещи индивидуально-определенные, причем часто их ценность обуславливается  наличием или отсутствием каких-либо особых признаков. Например, на аукционы часто выставляются предметы коллекционирования - монеты, значки<23>. Цена их может  отличаться в несколько раз в  зависимости от мельчайших царапин. Как в таких случаях получить достоверную информацию о свойствах  товара?

 

Здесь проблема разбивается  на две. Во-первых, как предоставлять  информацию о товаре, чтобы учесть все возможные аспекты, влияющие на его ценность (ведь после выставления  лота на торги информация уже не может быть изменена). Во-вторых, как  предотвратить возможную заведомо недостоверную или неполную информацию о вещи.

 

Обе эти проблемы не так  актуальны в реальной жизни, так  как там товар, как правило, можно  пощупать руками и осмотреть, а также  при других способах продажи товаров  в Интернете: в магазинах и  корпоративных торговых площадках  продается товар, во-первых, стандартизованный, во-вторых, не уникальный (res genus). Там речь идет скорее о качестве товара, здесь же - в целом о соответствии товара представлениям покупателя о нем.

 

Проблема должна преодолеваться как техническими, так и правовыми  способами. Например, при продаже  монет можно обязать продавцов  делать фотографию лота, при продаже  некоторых других товаров - снимать  клип о нем. Можно подготовить  стандарты предоставления информации о тех или иных категориях товаров. Однако таких технических мер  мало: например, никто не может поручиться, что представленное изображение  сделано именно с этой, а не какой-либо другой монеты. Или что информация, представленная строго по форме, ложна. Здесь нужны правовые механизмы.

 

Во-первых, это уже упоминавшаяся  система рейтингов. Чем добросовестнее ведет себя в сделках продавец (покупатель), тем шире он может участвовать  в деятельности аукциона. И наоборот, если за кем-то замечены попытки обмана либо введения в заблуждение, сфера  его деятельности в аукционе ограничивается, вплоть до внесения в черный список, т.е. полного запрета на участие  в аукционе. При этом информация о рейтинге должна быть доступной  всем пользователям.

 

Разумеется, рейтинги могут  фальсифицироваться, но все-таки они  более-менее правдиво отражают ситуацию: больших огрехов никто не простит. Тем не менее, опираться только на рейтинги, как это делается сейчас в большинстве электронных аукционов, нельзя. Злоупотребление же рейтингами вообще может повлечь недопустимые ограничения прав субъектов, их экономической  активности.

 

Во-вторых, необходимы гарантии ответственности сторон, хотя бы продавца. В этом плане представляется совершенно несправедливым отказ от системы  задатков. Да, необходимость внесения задатков, даже только продавцами, ограничила бы оборот аукционов, но она бы увеличила  их надежность. Возможно, данная мера не нужна при небольшой стоимости  лотов, но с ее возрастанием формирование своего рода залогового фонда необходимо.

 

В-третьих, с этой точки  зрения имеет свои плюсы возможность  отказа от заключения сделки. Если вещь не соответствует представлениям покупателя о ней, сформировавшимся на основе представленной информации, можно отказаться от исполнения сделки. В общем-то, это тоже будет  являться своеобразной мерой ответственности  сторон. Однако возможность отказа не должна быть столь произвольной: это должно учитываться при совершении лицом дальнейших сделок на этом аукционе, т.е., опять же, формировать его  рейтинг. Для этого необходимо усилить  контроль за дальнейшими (после завершения торгов) действиями сторон. Это возможно, например, путем создания своего механизма  платежей по сделкам, курьерской службы. Чем чаще лицо прибегает к их услугам, тем большее количество его сделок предполагается подтвержденными.

 

Платежные системы.

 

Необходимой частью договорных отношений, протекающих с использованием открытых компьютерных сетей, является оплата предоставленных товаров, работ, услуг. Она может производиться  в нескольких формах: (1) наличными  деньгами (с учетом положений ст.861 ГК), (2) банковским либо почтовым переводом, (3) с помощью пластиковых карточек, (4) по безналичным расчетам, (5) с помощью  платежных систем. Первые три способа  общедоступны, но не всегда удобны и  надежны, четвертый способ удобен, но возможен только при расчетах между  организациями, платежные системы  же, как предполагается, и удобны, и безопасны, и общедоступны.

 

Существует несколько  механизмов оплаты, объединенных общим  понятием "платежная система".

 

Во-первых, это механизм, основанный на вполне традиционном банковском счете - с небольшими особенностями. Но поскольку  он основан на банковском счете, а  счета все-таки есть в основном у  юридических лиц, он не получил широкого распространения. Этот механизм предполагает удаленное управление банковским счетом с помощью специального программного обеспечения "клиент-банк", которое  позволяет формировать платежные  поручения, шифровать их, подписывать  и передавать в банк, где они  расшифровываются, аутентифицируются  и исполняются. Таким образом, здесь  применяется п.3 ст.847 ГК и Положение  ЦБР 10.02.1998 г.<24>, позволяющие давать в электронной форме поручения  банку о проведении операций по счету. Причем этот механизм может использовать любой канал связи: Интернет, прямое компьютерное соединение (оптико-волоконный кабель), телефонные сети, компьютерные сети Х.25 ("Росно" и "Sprint").

Информация о работе Гражданское законодательство для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях