Гражданское законодательство для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена исследованию проблем применения традиционного гражданского законодательства для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях. В рамках этого исследования прослеживается механизм действия гражданско-правовых норм в этой сфере, выясняются основные проблемные моменты, связанные со спецификой объекта регулирования, рассматриваются пути их преодоления.

Содержание

Введение 3
Глава I Общие проблемы глобальной компьютерной сети Интернет 11
1 1 Краткая история возникновения и развития Интернет 11
1 2 Формирование законодательства, регулирующего отношения в области Интернет 19
1 3 Понятие и структура Интернет 30
1 4 Юридическая природа Интернет 51
Глава II Гражданские правоотношения в Интернет 68
2 1 Понятие и виды гражданских правоотношений в Интернет 68
2 2 Субъекты и объекты гражданских правоотношений в Интернет 92
2 3 Сделки в Интернет 111
Глава III Отношения по размещению и распространению информации
в Интернет (на примере рекламы) 129
3 1 Понятие рекламы, ее размещения и распространения 129
3 2 Особенности размещения рекламы в Интернет 146
Заключение 160
Список литературы 165

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 176.58 Кб (Скачать)

 

В сети Интернет все страницы построены по так называемой гипертекстовой структуре. Это означает, что информация на одной странице может содержать  ссылку на другую страницу с описанием (в идеале) содержащейся там информации, то есть новая информация может быть получена по ссылке с предыдущей страницы. Страницы, на которые не ссылаются, доступны, но только по абсолютному  адресу, очень сложному для запоминания  и воспроизведения.

 

Следовательно, чтобы требуемая  информация (ст.8 - 10 Закона о защите прав потребителей) была реально доступна покупателю, она должна быть встроена в гипертекстовую структуру интернет-магазина, причем таким образом, чтобы пользователь мог в любой момент к ней обратиться. Размещение указанной информации "в дальнем углу" гипертекстовой структуры интернет-магазина либо невключение этой информации в структуру может расцениваться как нарушение информационной обязанности продавца: согласно п.10 Правил продажи отдельных видов товаров<17>, информация должна быть размещена в удобных для ознакомления покупателя местах, в наглядной и доступной форме. За нарушение же этой обязанности ГК предусматривает ответственность продавца (п.3 и 4 ст.495), аналогичная норма содержится и в Законе о защите прав потребителей.

 

Впрочем, информация, содержащаяся на странице интернет-магазина, несет несколько функций. Первая из них была рассмотрена выше: эта информация должна помочь покупателю принять правильное решение о покупке либо отказе от нее. Второй функцией является то, что эта информация представляет собой публичную оферту. Согласно п.1 ст.494 ГК, предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Согласно п.2 указанной статьи, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи. Интернет-магазин, в общем-то, и является большим каталогом, следовательно, если не оговорено обратное, вся содержащаяся в соответствующих его разделах информация о товарах будет являться публичной офертой.

 

Публичная оферта, и в целом  конструкция договора розничной  купли-продажи как публичного договора обязывают продавца заключить договор  с каждым, кто обратится, причем на равных условиях. Это правило кажется  довольно обыденным в "реальной" торговле, но в торговле электронной  обретает новый смысл. Право покупателей  на равные условия договора не может  быть должным образом гарантировано  в силу существующих технологических  возможностей индивидуализировать "внешний  вид" магазина под конкретного  покупателя. Например, интернет-магазин amazon.com неоднократно был замечен  в том, что устанавливал для тех, кто делал покупку впервые, более  низкую цену, стремясь завлечь их, сделать  постоянными клиентами. Иногда технологии усложняются, например, цена для постоянных покупателей рассчитывается на основе их предпочтений, т.н. "потребительского статуса"<18>. Фактически это является ценовой дискриминацией, причем, опять-таки в силу электронного характера договора, к нему сложно применить правило п.5 ст.426 о ничтожности дискриминационных условий договора: как определить, правильно ли тебе назначили цену, если нельзя непосредственно определить, какую цену платят другие.

 

Несколько слов необходимо сказать  и про сам процесс заключения договора. Для розничной купли-продажи  в качестве общего правила установлено, что договор розничной купли-продажи  считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом  покупателю кассового или товарного  чека или иного документа, подтверждающего  оплату товара (ст.493). Закон предоставляет  возможность установить иной порядок  заключения договора, однако непонятно, изменяется ли в этом случае правило  о моменте заключения договора (с  момента выдачи документа об оплате).

 

Традиционный порядок  совершения покупки в магазине таков: покупатель (как правило, путем нажатия  на соответствующую кнопку), выражает желание совершить покупку. Далее  ему приходит форма подтверждения  покупки, где выбирается порядок  оплаты. Если это кредитная карта, покупатель сообщает ее номер, и платеж производится по требованию магазина банком-эмитентом (эквайринг). Если платеж проводится с помощью платежной системы, покупатель направляет поручение платежной системе. Также оплата может производиться почтовым переводом либо через курьера при доставке. Во всех этих случаях момент оплаты происходит не одновременно с подтверждением покупки, причем в некоторых случаях оплата не оформляется отдельным документом.

 

Это влечет некоторые сложности  с определением момента возникновения  прав и обязанностей по договору, что  связано еще и с проблемой  удаленности сторон. Например, магазин, получив подтверждение покупки  с оплатой курьеру по получении, направляет курьера к клиенту. Но по смыслу ст.493 у клиента еще нет обязанности принять и оплатить товар, так как договор купли-продажи еще не заключен.

 

Следовательно, во избежание  возникновения подобных ситуаций, необходимо специально оговаривать не только способ оплаты, но еще и момент возникновения  прав и обязанностей по договору (например, с момента подтверждения покупки). Это позволит создать механизм реализации прав сторон, укладывающийся "в букву" ст.493 (если эти правила оговорены  в информации, исполняющей роль публичной  оферты, о чем говорилось выше) и  не нарушающий остальные положения  ГК.

 

Впрочем, существует точка  зрения, что договор купли-продажи, заключаемый в интернет-магазинах, представляет собой продажу товаров с использованием автоматов (ст.498 ГК)<19>. Это позволяет сравнительно легко решить проблему с определением момента заключения договора: договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара. Однако с данной позицией нельзя согласится полностью: интернет-магазин может признаваться торговым автоматом лишь в тех случаях, когда, во-первых, заключение сделки происходит полностью без участия человека (то есть, нет оператора, контролирующего процесс совершения сделок), а во-вторых, договор исполняется немедленно по совершении. Под эти требования подпадают лишь магазины, торгующие программным обеспечением, оцифрованной музыкой или иной машиночитаемой информацией. Если товар необходимо тем или иным образом доставлять покупателю, то по своей сущности этот договор уже не является куплей-продажей с использованием автоматов.

 

Вопрос о доставке также  является существенным при рассмотрении купли-продажи в интернет-магазинах. Во-первых, договор в силу ст.499 ГК считается исполненным с момента доставки товара покупателю или иному лицу, предъявившему доказательства заключения договора. Во-вторых, поскольку доставка является исполнением договора, с этого момента можно определять, соответствует ли качество товара договору, а стало быть, и предъявлять претензии к качеству товара, осуществляя права, предоставленные ст.503 ГК и ст.19 Закона о защите прав потребителей. С этого же момента начинает течь гарантийный срок (ст.471 ГК).

 

Кроме того, так как продажа  товаров в интернет-магазинах является по смыслу ст.497 ГК продажей товаров по образцам, до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, возместив продавцу расходы, понесенные в связи с исполнением договора. При этом надо учитывать, что покупатель отказывается от исполнения уже заключенного договора, следовательно, этот случай нужно тщательно разграничивать со случаем, рассмотренным выше (когда договор не заключается до момента доставки).

Корпоративная торговля.

 

Выделение данной сферы договорных отношений в самостоятельный  раздел работы связано, во-первых, с  необходимостью учета предпринимательской  специфики договорных отношений  по продаже товаров, а во-вторых, с традиционным делением бизнеса  в сети на классы business to customer (предприниматель > потребитель, о чем говорилось в предыдущем разделе) и business to business (предприниматель > предприниматель). В последнее время начинают выделять еще и класс business to government, однако этот класс все-таки еще не сформировался в нечто устойчивое, доступное системному анализу.

 

Отношения в области предпринимательской  купли-продажи в основном развиваются  на корпоративных торговых площадках, которые либо оформляются в самостоятельную  компьютерную сеть (всем известная  система СЭЛТ на Московской межбанковской  валютной бирже), либо существуют в  виде серверов сети Интернет. В данной работе будут рассматриваться именно последние, так как в первом случае компьютерная сеть не является открытой, а стало быть, не входит в предмет  настоящего исследования.

 

Корпоративные торговые площадки в сети Интернет неоднородны и  представляют собой различные варианты между двумя крайними типами. Первый - своего рода доски объявлений, где  каждый, желающий что-то продать или  купить, за умеренную плату может  оставить свое объявление (например, torg.ru). Второй - когда целью системы является обеспечение прохождения сделок между ее участниками; например, в системе РТС (www.rts.ru) ведется база данных обо всех сделках, совершенных ее участниками, подтверждаются новые сделки, осуществляется оплата. В промежуточных вариантах, например на сайте www.faktura.ru, существует возможность как получить необходимую информацию о состоянии спроса и предложения на рынке, так и совершать сделки по купле-продаже заявленных товаров. Надо заметить, что, как правило, эти площадки бывают специализированы на каком-либо продукте - зерне, стали, стройматериалах и т.п.

 

Первый вопрос, который  необходимо рассмотреть при анализе  данной сферы договорных отношений,- вопрос о статусе самих корпоративных  площадок и оказываемых ими услуг. Теоретически, подобные функции должны выполнять биржи - товарные и фондовые, соответственно в области товаров  и ценных бумаг. Однако большинство  из организаций, создающих торговые площадки в Интернете, биржами не являются, так как они не созданы  в надлежащей организационно-правовой форме, не имеют лицензии на ведение  биржевой деятельности, правил торговли, иных существенных признаков биржи. Пожалуй, единственное исключение в российском сегменте сети Интернет - Некоммерческое партнерстве «Фондовая биржа РТС» (уже упоминавшийся выше www.rts.ru). Оно отвечает всем формальным требованиям, предъявляемым к бирже, имеет лицензию на ведение соответствующей деятельности, выданную ФКЦБ, а стало быть, подчиняется всем нормам и правилам, установленным для фондовых бирж.

 

Но остальные корпоративные  торговые площадки статуса биржи  не имеют, их деятельность регулируется другими нормами. В римском праве  все аспекты их взаимоотношений  с контрагентами могли быть охвачены одним договором - locatio-conductio. Можно найти элементы всех трех составных частей этого договора: во-первых, имущественный найм (берется в аренду оборудование, "железо" торговой площадки, на котором размещается информация и через которое идет общение контрагентов), во-вторых, найм работ (по созданию информационных объявлений, базы данных информации), в-третьих, найм услуг (по поиску контрагентов, налаживанию связи и т.д.). Но реально можно вести речь только о последней разновидности, т.к. для имущественного найма и найма работ необходим материальный, овеществленный предмет, а здесь все предметы носят виртуальный характер. Следовательно, можно говорить о том, что корпоративные торговые площадки занимаются возмездным оказанием услуг в смысле гл.39 ГК. При этом их деятельность не подпадает под какой-либо традиционно выделяемый вид услуг в силу своей специфики.

 

Ближе всего к этому  стоят услуги связи, предоставление которых регулируется ФЗ "О связи"<20>. Согласно ст.2 этого закона услуги связи  представляют собой деятельность по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений и отправлений  электросвязи. Эти признаки присутствуют в деятельности корпоративных торговых площадок (они получают информацию, обрабатывают и передают ее), однако их деятельность нельзя свести только к услугам связи, хотя бы потому, что связисты доставляют информацию известному адресату, а корпоративные  торговые площадки, по сути, сами адресата и разыскивают. Кроме того, право  на занятие этим видом деятельности устанавливается на основе лицензии, которой ни у одной из торговых площадок русского сегмента сети Интернет нет.

 

Видимо, отношения корпоративных  торговых площадок все же следует  признать договором sui generis, носящим черты многих договоров, предусмотренных ГК и иными правовыми актами. В рамках этого договора торговые площадки оказывают посреднические услуги по поиску контрагентов и обеспечению преддоговорных и договорных отношений между ними, а также занимаются в этих целях деятельностью по приему, обработке и размещению на своих страницах информации, полученной от клиентов, предоставлению иной информации всем пользователям их информационных систем. Данный вид деятельности может осуществляться всеми коммерческими юридическими лицами вне зависимости от организационно-правовой формы, а также гражданами-предпринимателями, так как здесь не устанавливается каких-либо особенностей субъектного состава, однако данная деятельность, безусловно, является предпринимательской (ст.2 ГК).

 

Деятельность торговых площадок приводит или, как минимум, должна приводить  к заключению договоров купли-продажи (поставки) между лицами, пользующимися  ее услугами. Предполагается, что эту  цель (заключение договора) преследуют все лица, прибегающие к услугам  серверов-торговых площадок, - как размещая свою информацию на страницах сервера, так и просматривая ее.

 

Надо заметить, что не всегда понятен правовой режим размещаемой  информации. Во-первых, является ли она  публичной офертой в смысле ст.437 ГК. Эта статья устанавливает два  признака публичной оферты: (1) предложение  содержит все существенные условия  соответствующего договора и (2) из него усматривается воля лица заключить  договор на указанных в предложении  условиях с любым, кто отзовется. Что касается первого признака, здесь  все довольно просто: единственным существенным условием в силу закона в договоре купли-продажи является условие о предмете. Следовательно, любое объявление типа "карандаши  Смена 2М в коробках по 1 тыс. шт. минимальный  заказ - 10 коробок, цена - 5 тыс. р. за коробку, в наличии на складе 800 коробок" (с указанием реквизитов продавца) содержит все существенные условия  договора, а также большинство  обычных условий. Другой признак  не столь очевиден. Теоретически, разместив  на сервере подобное объявление, лицо выражает готовность продать указанный  объем каждому обратившемуся. Однако прямо из объявления этого не следует; у продавца могут быть какие-либо дополнительные приоритеты, например, по региону, по объему партии и т.д. Здесь  нельзя сделать однозначного вывода о том, считает ли продавец себя связанным  сделанным объявлением, или нет, а стало быть, презумпция непубличности оферты, установленная п.1 ст.437 ГК не опровергается; мы можем рассматривать сделанное объявление только как приглашение делать оферты.

Информация о работе Гражданское законодательство для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях