Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 00:01, курсовая работа
Итак, цель данной работы – исследовать форму и способы защиты прав потребителей.
Исходя из указанной цели, в данной дипломной работе поставлены задачи:
- рассмотреть общие положение о форме и способах защиты прав потребителей;
- проанализировать две формы защиты прав потребителей: внесудебный и судебный порядки;
- раскрыть содержание отдельных способов защиты прав потребителей, в частности, самозащиту, прекращение или изменение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки и возмещение морального вреда.
Введение
1. Правовое регулирование отношений по защите прав потребителей .
2. Общая характеристика формы и способов защиты прав потребителей .
2.1 Прекращение или изменение правоотношения, как способ защиты прав потребителей .
2.3 Взыскание неустойки .
2.4 Компенсация морального вреда .
3. Судебный порядок защиты прав потребителей .
3.1. Внесудебный порядок защиты прав потребителей .
4. Общественные организации по защите прав потребителя.
Общим правовым основанием таких действий является ст. 313 ГК РФ "Исполнение обязательства третьим лицом". Согласно этой статье, потребитель обязан принять исполнение его требований, предложенные за продавца, изготовителя третьим лицом.
В соответствии со ст. 403 ГК, продавец отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение их обязательств третьим лицом, на которое было возложено исполнение, если законом не установлена ответственность третьего лица, являющегося непосредственным исполнителем. Анализ показывает, что такая прямая ответственность третьего лица предусмотрена, например, в ст.23 Закона «О защите прав потребителей». Прямая ответственность третьего лица может быть предусмотрена в договоре с продавцом, изготовителем. Договор между продавцом, изготовителем и третьим лицом является договором об оказании возмездных услуг, впервые предусмотренным в ГК РФ (гл. 39).
Проблема
компенсации морального вреда, в
особенности определения
При возмещении
имущественного вреда гражданское
законодательство применяет принцип
эквивалентности размера
Судебная практика выявила определенные проблемы при принятии решения судами о размере компенсации морального вреда. Суды, как правило, ориентируются при определении сумм, подлежащих возмещению в качестве компенсации морального вреда, на суммы требований граждан о возмещении материальных убытков, неустойки и др. В отдельных случаях суды без мотивации снижают размер сумм, взыскиваемых в возмещение морального вреда, несоразмерно характеру причиненного вреда. В целом подходы к определению компенсации морального вреда не отработаны. В результате имеется значительный разброс и необоснованная произвольность в оценке судами размеров компенсации морального вреда.
Итак, мы
видим, что вопрос о компенсации
морального вреда имеет свои особенности.
Суть в том, что определение размера
компенсации - это дело непростое. В
каждом конкретном случае необходимы
индивидуальный подход, подробный анализ
ситуации. Самые большие трудности
возникают при определении
3. Судебный порядок защиты прав потребителей .
Судебная
защита прав и свобод гражданина в
нашей стране гарантирована ст. 46
Конституции РФ. В ст. 47 Конституции
РФ говорится, что никто не может
быть лишен права на рассмотрение
его дела в том суде и тем
судьей, к подсудности которых
оно отнесено законом. В ст. 3 ГК сказано:
"заинтересованное лицо вправе в
порядке, установленном
П.3 ст. 17
Закона «О защите прав потребителей»
предусматривает судебный порядок
защиты нарушенных прав потребителя
по иску самого потребителя, а также
уполномоченного федерального органа
исполнительной власти по контролю (надзору)
в области защиты прав потребителей
(его территориальные органы), а
также иных федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих
функции по контролю и надзору
в области защиты прав потребителей
и безопасности товаров (работ, услуг)
(их территориальные органы), органов
местного самоуправления, общественных
объединений потребителей (их ассоциации,
союзы) по искам, предъявляемым в
интересах потребителя, группы потребителей,
неопределенного круга
Дела
по имущественным спорам при цене
иска, не превышающей пятисот
Для потребителя установлена так называемая альтернативная подсудность, т.е. он вправе по своему выбору обратиться в суд: по собственному месту жительства; по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; по месту заключения или исполнения договора (п. 7 ст. 29 ГК РФ; п.2 ст.17 Закона «О защите прав потребителей»). Исключение из этого правила составляют иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, которые должны предъявляться по месту нахождения управления транспортной организации (п. 3 ст. 30 ГПК РФ).
Поскольку покупателю представляется право выбора способа защиты нарушенных прав, на практике возникает вопрос: вправе ли суд изменить способ защиты прав потребителя, выбранный им самим? Ответ на этот вопрос можно найти в определении Верховного суда РФ №74B95-11:
выбор способа защиты прав покупателя по закону принадлежит покупателю.
Требования
потребителя носят гражданско-
При обращении в суд необходимо иметь в виду, что нарушенные права граждан и организаций защищаются лишь в течение определенного срока исковой давности.
ГК РФ в ст. 196, 197 предусматривает общий и специальные сроки исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в три года. Сокращенные или более длительные сроки исковой давности могут быть установлены законом для отдельных видов требований.
От сроков
исковой давности следует отличать
другие сроки, устанавливаемые
Иски
о защите прав потребителей не облагаются
государственной пошлиной. Это означает,
что обращение в суд не связано
для потребителя с
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей»).
3.1. Внесудебный порядок защиты прав потребителей .
Сущность
внесудебного порядка состоит в
том, что потребитель может
Нередко
на практике возникает вопрос: обязательно
ли для потребителя перед
В указанных случаях спор передается на рассмотрение суда или арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка.
На практике, однако, потребителю целесообразно обратиться к продавцу (организации, выполняющей их функции) с письменным обоснованным требованием. К этому побуждает также требование ст. 483 ГК РФ (об извещении продавца о нарушении договора) и ст. 452 ГК РФ (о порядке изменения и расторжения договоров).
По некоторым
услугам законодательством
Необходимо иметь в виду, что истечение установленного законодательством срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации28[ (далее Конституция РФ).
Следует
обратить внимание на то, что соблюдение
досудебного порядка
Целесообразно также иметь в виду, что если досудебный (в том числе претензионный) порядок урегулирования определенной категории споров предусмотрен не федеральным законом, а законом субъекта РФ, то несоблюдение в таком случае досудебного порядка не может рассматриваться в качестве препятствия для обращения непосредственно в суд или арбитражный суд с исковым заявлением.
Обратим внимание, что до введения в действие нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г.29 (далее - АПК РФ) понятие "досудебный порядок урегулирования споров" нередко отождествлялось с понятием "претензионный порядок урегулирования споров". Теперь из смысла норм как АПК РФ, так и ГПК РФ определенно следует, что досудебным может являться не только претензионный, но и иной порядок урегулирования споров, который может быть предусмотрен как договором, так и федеральным законом.
Под "иным"
порядком следует понимать урегулирование
спора, например, путем обмена письмами,
телеграммами и другими документами,
подачи заявления и предоставления
ответа на него, прочие согласительные
процедуры, реализуемые в документальной
форме. При этом судебная практика исходит
из того, что возможность проведения
переговоров до передачи спора в
суд нельзя расценивать как установление
досудебного порядка
Информация о работе Государственная и общественная политика по защите прав потребителя