Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, контрольная работа

Описание работы

Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

Работа содержит 1 файл

Защита прав потребителей.docx

— 39.79 Кб (Скачать)

Защита прав потребителей

Введение

 

Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических  проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая – информировать  потребителей об имеющихся на рынке  товарах и услугах с тем, чтобы  правильный выбор способствовал  успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя  в том случае, если его положение  как слабой стороны ущемляется.

Выполнение этих задач позволяет  обеспечить, с одной стороны, благосостояние потребителя, а с другой стороны  эффективную экономику в целом.

До недавнего времени потребители  в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров  и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным  Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона "О защите прав потребителей" у граждан появилась возможность  реализовать свои права.

В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный  рынок, конкуренция уже зародилась, а продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы  защиты прав интересов потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий независимо от форм собственности на основе специальных  нормативных актов приобретают  актуальное значение.

Теоретическую основу курсовой работы составили работы Белова В.А., Еналеевой И., Корнилова Э. В данных работах проанализированы место и роль защиты прав потребителей в развитии экономики страны.

Значительное число работ посвящено  исследованию роли Закона "О защите прав потребителей" в обеспечении  правового регулирования защиты прав потребителей. Среди них можно  выделить работы Распопина А.Н., Сутягина А., Парция Я.Е.

Нормативно - правовую базу курсовой работы составили законодательные  и подзаконные акты, регулирующие защиту прав потребителей в Российской Федерации на разных этапах развития российской правовой системы. Центральное  место в исследовании занимают Конституции  Российской Федерации, Гражданский  кодекс Российской Федерации, Гражданский  процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях  Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный  закон "О защите прав потребителей". Использованы такие законодательные  и подзаконные акты, как Федеральный  закон "Об общественных объединениях", Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О сертификации", "О стандартизации продукции и  услуг", "О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения".

Предметом курсовой работы является защита прав потребителей.

Объектом являются правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав потребителя.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных вопросов связанных  с правовым регулированием защиты прав потребителей, а также практическим применением законодательства по защите потребителей.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

Рассмотреть основные понятия потребительского права в Российской Федерации.

Изучить государственную и общественную защиту прав потребителей.

Проанализировать гражданскую, административную и уголовную ответственность  за нарушение прав потребителей.

Методической основой курсовой работы является диалектический метод  познания социальных процессов, теоретические  выводы и положения таких отраслей права, как гражданское право, уголовное, административное право и некоторых  других отраслей правовой науки.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

Глава 1. Потребительское  право в Российской Федерации

 

1.1 Понятие и  развитие законодательства о  потребительском праве

 

Потребительское право – комплексная  отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан.

Начиная с 70-ых годов во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей. Монополизация производства, торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.

В Российской Федерации как самостоятельная  отрасль права потребительское  право возникло в начале 90-х годов.

До этого отношения по удовлетворению материальных и культурных потребностей граждан в основном регулировались нормами Гражданского Кодекса (ГК) (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. "права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества", ст. 364 ГК РСФСР "права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком"). Эти акты устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан.

Но классическое гражданское законодательство никогда не было специально рассчитано на регулирование защиты прав потребителей. В этих условиях появилась настоятельная  необходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей, обеспечивающего  приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг.

Первой серьезной попыткой решения  вопросов правового регулирования  в области охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР "О качестве продукции и  защите прав потребителей". Начало реализации прав потребителя было положено с  принятием Закона СССР "О защите прав потребителей", который в  связи с распадом СССР так и  не вступил в силу, однако он оставался  моделью для законодательных  актов стран-участников СНГ в  этой области.

7 апреля 1992 г. был введен в  действие Закон Российской Федерации  "О защите прав потребителей". Практика применения этой редакции  высветила слабые стороны Закона  и поставила вопрос о необходимости  его совершенствования. Новый  вариант Закона (в редакции Федерального  Закона от 17 декабря 1999г.) уточнил  и конкретизировал основные понятия,  используемые законодательством  в рамках возникающих на потребительском рынке правоотношений.

Ныне действующая редакция Закона поставила российское законодательство о защите прав потребителей на уровень  международных стандартов.

 

1.2 Основные понятия  закона РФ " О защите прав  потребителей"

 

Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в РФ, является Закон РФ "О защите прав потребителей" от 1 января 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992 г. (Закон). Данный Закон действует  сейчас в редакции Федерального Закона от 17 декабря 1999г.

Закон регулирует отношения, возникающие  между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Закон  не распространяется на потребителей – юридических лиц и на потребителей – граждан, если они используют, приобретают, заказывают товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а для иных целей, например, для  осуществления предпринимательской  деятельности.

Основные понятия, содержащиеся в  преамбуле Закона, претерпели существенные изменения. Например, ранее потребителем признавалось лицо, приобретающее товар  без намерения извлечь в дальнейшем прибыль. Теперь потребитель – тот, кто приобретает товары исключительно  для личных, семейных и иных бытовых  нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Новая редакция п. 5 ст. 18 Закона не требует  теперь у потребителя кассового  или товарного чека при предъявлении претензий к качеству товаров. Закон  увеличил с 6 месяцев до двух лет  сроки предъявления требований в  отношении недостатков товара, на который гарантия не установлена (ст. 19 Закона).

Еще одна новелла Закона – возможность  предъявления исков в интересах  неопределенного круга лиц (ст. 46). В данной статье определен круг лиц, уполномоченных предъявлять в суд иски в интересах неопределенного круга потребителей о признании противоправными действий продавцов (изготовителей, исполнителей) на основании договоров с ними, и прекращении этих действий.

Одно из существенных положений  Закона – запрещение снижать гарантии защиты прав потребителей по сравнению  с установленными в Законе при  принятии других нормативных актов. Не менее важна норма, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему перепоручать принятие таких актов министерствам и ведомствам.

Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление  в Законе широких прав за общественными  объединениями потребителей, что  позволило им реально участвовать  в формировании потребительской  политике в государстве (ст. 45 Закона).

Основные понятия, определенные в  Законе и используемые в данной работе:

Потребитель – гражданин, имеющий  намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или  использующий товары (работы, услуги) исключительно  для личных либо семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель – организация  независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель - организация независимо от ее формы собственности, а также  индивидуальный предприниматель, выполняющие  работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также  индивидуальный предприниматель, реализующие  товары потребителям по договору купли-продажи.

Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом  устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя  и окружающей среды при обычных  условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а  также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Таким образом, в Российской Федерации  Закон "О защите прав потребителей" принят и введен в действие в 1992 году. С принятием этого закона потребитель  больше не рассматривается как просто покупатель товара или пользователь работы или услуги, а становится "социально значимым лицом", который  имеет право на защиту со стороны  государства и иных органов, в  случае нарушения его прав.

Все отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским  кодексом Российской Федерации, Законом  РФ "О защите прав потребителей" и принимаемыми в соответствии с  ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Сам Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие  между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже  товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В 1996 году Закон РФ "О защите прав потребителей" был принят в новой  редакции. Было исключено ряд статей, некоторые статьи претерпели ряд  изменений. В 1999 году в закон были внесены изменения с целью  приведения его в соответствие с  Гражданским Кодексом Российской Федерации.

 

Глава 2. Государственная  и общественная защита прав потребителей

 
2.1 Полномочия органов  государственной власти и местного  управления в области защиты

прав потребителей

 

Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), бывший Государственный Комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Контроль осуществляется за соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг, независимо от их организационно-правовой формы.

Для реализации результатов контроля МАП наделено широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно  разделить на 3 группы:

Полномочия, осуществляемые непосредственно  МАП или его территориальными органами;

Направление материалов в государственные  органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;

Направление материалов в суд.

Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям, исполнителям, продавцам и наложение  на них штрафов за неисполнение предписаний  в следующих случаях продажа  товаров с истекшим сроком годности, продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены  сроки годности или сроки службы, но не установлены, продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при  отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге), непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы.

Информация о работе Защита прав потребителей