Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:21, курсовая работа
Одним из существенных факторов развития экономики, как это ни парадоксально, является законодательная, т. е. административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. История потребительского движения
1.1. Потребительское движение в США.
1.2. Защита экономических прав и интересов потребителей стран ЕС.
1.3. Движение в защиту прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции.
1.4. Защита прав потребителей в России.
Глава 2. Анализ причин и мотивов обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей
2.1. Мотивы и причины обращений потребителей по вопросам в сфере розничной торговли.
2.2. Мотивы и причины обращений потребителей по вопросам в сфере оказания услуг (работ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. История потребительского движения
1.1. Потребительское движение в США.
1.2. Защита экономических прав и интересов потребителей стран ЕС.
1.3. Движение в защиту
прав потребителей в
1.4. Защита прав потребителей в России.
Глава 2. Анализ причин и мотивов обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей
2.1. Мотивы и причины обращений потребителей по вопросам в сфере розничной торговли.
2.2. Мотивы и причины обращений потребителей по вопросам в сфере оказания услуг (работ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Одним из существенных факторов развития экономики, как это ни парадоксально, является законодательная, т. е. административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась, а продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов граждан-потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий и предприятий общественного питания независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.
Свои права потребителю нужно не только знать, но и уметь их защищать. Очень часто для защиты потребительских интересов не требуется обращаться в суд - достаточно грамотно изложить свои требования продавцу или изготовителю. Однако данная проблема требует сегодня всестороннего изучения с учетом практики применения новейшего законодательства о защите прав потребителя, а также с учетом того, что многие аспекты все еще не получили надлежащего законодательного урегулирования. Что же касается имеющихся правовых решений, то они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании. Сказанное дает основание для утверждения, что тематика данной работы должна быть отнесена к числу актуальных проблем науки гражданского права, представляющая несомненный научный и практический интерес.
Глава 1. История потребительского движения
1.1.Потребительское движение в США
В США потребительское движение зародилось в конце ХIХ века. В 60-80 годах ХIХ века прокатились первые компании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган - сенатскую Комиссию по торговле между штатами.
Было время, когда у американских потребителей не было уверенности, что приобретаемые ими продовольственные товары и лекарственные средства безопасны и эффективны. В первые десятилетия нашего века во многих пищевых и фармацевтических предприятиях положение было не на высоте из-за примитивного санитарного надзора и бесконтрольного использования химических консервантов и токсических красителей. Фирмы могли продавать медикаменты, содержащие такие наркотики, как опий, морфин, героин и кокаин без ограничений. Зачастую этикетки на препаратах сулили совершенно фантастические результаты, вводили потребителей в заблуждение (или прямо обманывали их), не содержали указаний о вредных ингредиентах и не предупреждали об опасности злоупотребления. «Пусть покупатель остерегается сам» – таков был тогдашний лозунг. Потребители сами должны были решать, что покупать и чего избегать, а это иногда плохо кончалось.
Особая роль в защите прав потребителей принадлежит различным объединениям и обществам потребителей, которые в США создаваться еще в XIX веке. В 1890 году в Нью-Йорке была основана Лига покупателей, которая, кроме чисто воспитательного воздействия на покупателей, преследовала цели социального и экономического характера. В Лиге были выработаны формы аттестации изделий, выпущенных при благоприятных условиях производства – так называемые лейблы (Label – ярлык, этикетка, прикрепленная к товару), которые Лига стала выдавать фирмам, обеспечившим благоприятные условия труда и выпускавшим наиболее качественные товары. Эти фирмы были внесены в так называемый Белый список.
Хотя в некоторых штатах были приняты законы, касающиеся производства продуктов питания и медикаментов, но не везде следили за соблюдением этих законов. В ряде штатов подобных законов вообще не было. Продукты, отвечающие требованиям в одном штате, могли считаться нелегальными в соседних. Люди стали задумываться о необходимости общенационального закона о производстве пищевых и фармацевтических товаров. С 1879 по 1905 год на рассмотрение Конгресса США было представлено более 100 законопроектов, касающихся продовольственных товаров и медикаментов. Ни один из них не был принят.
30 июня 1906 года
Президент Рузвельт подписал
два билля, ставшие законами: один
о пищевых продуктах и
С 1906 по 1927 год за проведением в жизнь закона следило Химическое бюро Министерства сельского хозяйства. В 1927 году Конгресс учредил отдельное агентство с той же функцией: Управление по санитарному надзору за пищевыми продуктами, медикаментами и инсектицидами. Через четыре года название изменилось. В 1940 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (ФДА) перешло от Министерства сельского хозяйства к Федеральному агентству социального обеспечения, которое в 1953 году стало Министерством здравоохранения, образования и социального обеспечения.
Хотя принятый в 1906 году Закон о пищевых продуктах и медикаментах много значил для обеспечения безопасности этих товаров, он оказался недостаточным. Фальсификация продуктов продолжалась; кроме того, закон не запрещал продажу опасных, непроверенных или токсических препаратов. Разногласия между членами Конгресса мешали проведению каких либо новых законодательных мер вплоть до 1938 года. В этом году Конгресс, после трагического события с «элексиром сольфаниламида» (медикамент против многих инфекционных заболеваний), от применения которого погибли более 100 человек, утвердил федеральный закон о пищевых продуктах, медикаментах и косметических средствах.
В феврале 1936 года
в США был создан Союз потребителей
– группа профессиональных лидеров,
экономистов и юристов
В 1962 году Президент США Джон Ф. Кеннеди, выступая перед Конгрессом США, сформулировал последовательный ряд прав потребителей. Он сказал: «Потребители - это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно».
В 1968 году многие разрозненные общенациональные и местные общества объединились в Американскую федерацию потребителей, со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее основные цели - координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо.
К 80-м годам в США обрело широкую социальную базу экологическое движение. Оно все более вбирает в себя задачи защиты потребителей, поскольку для населения борьба с загрязнением окружающей среды и снижением экологического риска означает не угрожающие здоровью условия труда и отдыха, чистые продукты питания и безопасные потребительские товары. Деятельность потребительских организаций заставляет производителей не только давать более правдивую информацию о товарах и видах обслуживания, но и предлагать свои экологические программы.
В настоящее
время потребительские
1.2.Защита экономических прав и интересов потребителей стран ЕС
На 25 сессии консультативной ассамблеи Европейского союза в 1973 году принята ХАРТИЯ защиты потребителей (Резолюция № 543).
А. ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ
Потребителем является физическое или юридическое лицо, которое пользуется товарами или услугами в личных целях.
Государство обязано обеспечивать потребителя квалифицированной юридической защитой и активно помогать ему.
Государство должно проявлять особую заботу о том, чтобы эффективная защита потребителей и помощь им представлялась всем слоям населения, особенно наиболее бедным и не имеющим привилегий группам людей.
Защита от физического ущерба, вытекающего из приобретения небезопасных товаров:
Б. ПРАВО НА КОМПЕНСАЦИЮ В СЛУЧАЕ УЩЕРБА
Податель жалобы
должен иметь право на возмещение
любого ущерба или потери от поставщика
товаров или услуг, если они явились
результатом неверного описания
В случае, если первичная информация в описании товара нанесла ущерб потребителю, основная тяжесть судебных доказательств ложится на поставщика товара или услуги. Однако закон должен предусматривать и возможность поставщику защититься, если он сам основывал свои действия на ложной информации, за которую он не несет ответственности.
Судебные действия
против поставщиков некачественных
товаров или услуг должны возлагаться
с учетом национального законодательства
на одну или несколько специальных
инстанций, однако они не должны ограничивать
возможности консьюмерских
В. ПРАВО НА КОНССЬЮМЕРСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ
Г. ПРАВО НА КРНСЮМЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Школьники должны получать такие знания, которые позволят им в течение жизни быть информированными потребителями.
Взрослые также должны иметь возможность получать консьюмерскую информацию через учебные заведения.
Д. ПРАВО НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И КОНСУЛЬТАЦИЮ