Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 00:01, курсовая работа
Итак, цель данной работы – исследовать форму и способы защиты прав потребителей.
Исходя из указанной цели, в данной дипломной работе поставлены задачи:
- рассмотреть общие положение о форме и способах защиты прав потребителей;
- проанализировать две формы защиты прав потребителей: внесудебный и судебный порядки;
- раскрыть содержание отдельных способов защиты прав потребителей, в частности, самозащиту, прекращение или изменение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки и возмещение морального вреда.
Введение
1. Правовое регулирование отношений по защите прав потребителей .
2. Общая характеристика формы и способов защиты прав потребителей .
2.1 Прекращение или изменение правоотношения, как способ защиты прав потребителей .
2.3 Взыскание неустойки .
2.4 Компенсация морального вреда .
3. Судебный порядок защиты прав потребителей .
3.1. Внесудебный порядок защиты прав потребителей .
4. Общественные организации по защите прав потребителя.
Указанные
формы досудебного порядка
Следует
иметь в виду, что в соответствии
с правилами предоставления отдельных
видов услуг и продажи товаров
и на основании ст.134 Гражданского
Процессуального Кодекса
Несмотря на наличие и действие органов государственной и общественной защиты прав потребителей во многих случаях гражданам нет необходимости обращаться за помощью в эти органы или в суд. Свои нарушенные права можно защитить самостоятельно.
4. Общественные организации по защите прав потребителя.
Для достижения уставных целей Общество защиты прав потребителей в соответствии с законом "О защите прав потребителей" осуществляет следующие виды деятельности:
Вышеизложенное
позволяет сделать вывод, что
с принятием Закона «О защите прав
потребителей» на законодательном
уровне была закреплена охрана прав и
интересов граждан-
Соотношение
Закона «О защите прав потребителей»
с Гражданским Кодексом может
быть охарактеризовано следующим образом.
Закон «О защите прав потребителей»,
содержит фундаментальные права, опирается
на общие положения гражданского
законодательства, а его действие
немыслимо без использования
таких важнейших гражданско-
Эффективность
применения законодательства о защите
прав потребителей и контроль за его
соблюдением требуют не только наличия
хорошей законодательной базы, но
и поступательного формирования
потребительской политики, вбирающей
в себя правовое, организационное, информационное,
просветительское и ряд других направлений.
В этой связи существенно усиливается
координирующая роль антимонопольных
органов в выработке и
Защита прав потребителей – это деятельность государственных и общественных организаций (обществ защиты прав потребителей), направленная на защиту прав потребителей и их законных интересов, для предотвращения нечестных методов ведения торговли.
Способами защиты являются меры, которые обеспечивают свободную реализацию субъективных прав. В ГК РФ указан перечень способов защиты, который не является исчерпывающим. Законодательство о защите прав потребителей предоставляет дополнительные возможности покупателю обеспечить и защитить свои права и законные интересы.
Законодательство о гражданской ответственности в области защиты прав потребителей предусматривает довольно жесткие меры за их нарушение. Придерживаться его канонов выгодно не только покупателю для охраны и защиты своих интересов и прав, но и самим продавцам. Закон устанавливает различные гарантии удовлетворения требований потребителя: от уплаты потребителю неустойки в случае просрочки выполнения его законных требований до уплаты штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере цены иска. Следовательно, для изготовителя, исполнителя и продавца выгоднее соблюдать закон, а тем более не доводить дело до суда.
Гражданско-правовая ответственность как средство охраны прав потребителей имеет в своей основе компенсационную функцию, которая имеет своей задачей, прежде всего, восстановление нарушенной имущественной сферы потребителя за счет имущества правонарушителя. Вот почему основное значение в Законе "О защите прав потребителей" придается применению таким предусмотренным действующим законодательством мерам ответственности, как возмещение убытков и взыскание неустойки.
Потребитель по своему усмотрению может выбрать ту или иную форму защиты своих прав: предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю), либо обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю). Естественно, что при этом предъявление требований продавцу (изготовителю, исполнителю) не лишает потребителя права заявить иск в суд, если продавец (изготовитель, исполнитель) откажется добровольно удовлетворить его требование полностью или частично.
Подведя
итог по данной работе, можно сделать
вывод о том, что работа по защите
прав потребителей и в перспективе
будет увеличиваться
Нормативные акты:
Акты судебных органов:
Специальная литература:
1 Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07 февраля 1992 № 2300- (ред. от 21 декабря 2004) // Российская газета, N 8, 16 января 1996.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // С Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 29 января 1996г. - №5. –Ст. 410.Собрание законодательства Российской Федерации. 5 декабря 1994. - №32. – Ст. 3301.
3 Богдан В.В. Самозащита права как способ защиты прав потребителей в сфере торговли. // Юрист № 2, 2003г. С. 25
4 Селянин А.В. Защита прав потребителей. – Учебное пособие для вузов. – Москва, 2005. С.10
5 Федеральный закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 17 ноября 1999 г. // Российская газета, N 256, 31 декабря 1999г.
6 Письмо Роспотребнадзора от 11 марта 2005 N 0100/1745-05-32 "О направлении информационного материала по защите прав потребителей».
7 Гражданский Кодекс РСФСР от 11 июня 1969г. // Ведомости ВС РСФСР, 1964, N 24, ст. 407.
8 Федеральный Закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ» от 26.01.1996 N 15-ФЗ (ред. от 26.11.2001) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 411.
9 Большой юридический словарь. Под. Ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М. 2004. С. 661
10 Распонин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. – Новосибирск: “Издательство ЮКЭА”, 2000 С. 80.
11 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» от 9.04.85 г. № 39/248
12 Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» от 19 января 1998 г. № 55 с доп. от 20 октября 1998 г. // Российская газета, N 21, 04 февраля 1998г.
13 Парций Я.И. Комментарий к Закону "О защите прав потребителей". М., 1997. С. 78.
14 Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 7 октября 1999, N 1 (ч. 1), ст. 2.
15 Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг // Юрист № 7, 2003г. С. 26
16 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 2 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 апреля 1995 г. N 6 и от 25 октября 1996 г. N 10)" // Российская газета от 5 февраля 1997 г.
Информация о работе Государственная и общественная политика по защите прав потребителя