Государственная и общественная политика по защите прав потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы – исследовать форму и способы защиты прав потребителей.
Исходя из указанной цели, в данной дипломной работе поставлены задачи:
- рассмотреть общие положение о форме и способах защиты прав потребителей;
- проанализировать две формы защиты прав потребителей: внесудебный и судебный порядки;
- раскрыть содержание отдельных способов защиты прав потребителей, в частности, самозащиту, прекращение или изменение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки и возмещение морального вреда.

Содержание

Введение
1. Правовое регулирование отношений по защите прав потребителей .

2. Общая характеристика формы и способов защиты прав потребителей .
2.1 Прекращение или изменение правоотношения, как способ защиты прав потребителей .
2.3 Взыскание неустойки .
2.4 Компенсация морального вреда .
3. Судебный порядок защиты прав потребителей .
3.1. Внесудебный порядок защиты прав потребителей .
4. Общественные организации по защите прав потребителя.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 81.05 Кб (Скачать)

Указанные формы досудебного порядка урегулирования споров могут быть предусмотрены  условиями договора. Кроме того, федеральные законы в ряде случаев  императивно устанавливают конкретные формы досудебного порядка применительно  к определенным группам правовых отношений. Например, п. 2 ст. 452 ГК РФ установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора об изменении или расторжении  договора.

Следует иметь в виду, что в соответствии с правилами предоставления отдельных  видов услуг и продажи товаров  и на основании ст.134 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судья  должен отказать в приеме искового заявления, если потребителем не был соблюден предварительный досудебный порядок разрешения спора и такая возможность не утрачена31.

Несмотря  на наличие и действие органов  государственной и общественной защиты прав потребителей во многих случаях  гражданам нет необходимости  обращаться за помощью в эти органы или в суд. Свои нарушенные права  можно защитить самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           4. Общественные организации по защите прав потребителя.

Основным направлением деятельности Общества защиты прав потребителей является защита прав физических и  юридических лиц в судебных инстанциях и помощь при использовании досудебного  порядка, содействие при реализации прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их для жизни и  здоровья, а также на получение  информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), на просвещение в области защиты прав потребителей.

Для достижения уставных целей Общество защиты прав потребителей в соответствии с законом "О защите прав потребителей" осуществляет следующие виды деятельности:

  • с помощью своих сотрудников - профессиональных юристов – оказывает услуги по составлению претензий, исковых заявлений в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, осуществляет представительство в указанных инстанциях;
  • анализирует договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, производителями) с потребителями или иными лицами, с целью выявления в вышеозначенных документах несоответствия положениям законодательства с последующими рекомендациями;
  • проводит по собственной инициативе или по просьбе потребителей с помощью привлечения третьих лиц независимую экспертизу, товаров и услуг, выдают потребителям экспертное заключение;
  • осуществляет сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, нарушению прав потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами), и извещают органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), принимает необходимые меры для защиты прав потребителей;
  • в целях защиты прав потребителей предъявляет иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителя (группы потребителей, или в интересах неопределенного круга потребителей);
  • организует семинары и конференции по вопросам применения нормативно-правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения;
  • оказывает юридическое консультирование граждан и юридических лиц по вопросам защиты прав потребителей и в иных вопросах гражданских правоотношений, применения положений Закона о защите прав потребителей и других нормативных актов в сфере защиты потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение .

Вышеизложенное  позволяет сделать вывод, что  с принятием Закона «О защите прав потребителей» на законодательном  уровне была закреплена охрана прав и  интересов граждан-потребителей. Важной гарантией охраны прав потребителей явилось положение закона, в соответствии с которым законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или  снижать гарантии их защиты по сравнению  с установленными этим Законом.

Соотношение Закона «О защите прав потребителей»  с Гражданским Кодексом может  быть охарактеризовано следующим образом. Закон «О защите прав потребителей», содержит фундаментальные права, опирается  на общие положения гражданского законодательства, а его действие немыслимо без использования  таких важнейших гражданско-правовых категорий, как имущественная ответственность, вина, убытки, вред, договор и ряд  других. Другими словами, если гражданское  законодательство призвано урегулировать  товарно-денежные отношения независимо от субъектного состава, то Закон  «О защите прав потребителей» регламентирует специфику этих отношений для  потребителей на рынке товаров и  услуг.

Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его  соблюдением требуют не только наличия  хорошей законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей  в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений. В этой связи существенно усиливается  координирующая роль антимонопольных  органов в выработке и реализации согласованных действий органов  исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций  потребителей в проведении потребительской  политики на федеральном и региональном уровнях.

Защита  прав потребителей – это деятельность государственных и общественных организаций (обществ защиты прав потребителей), направленная на защиту прав потребителей и их законных интересов, для предотвращения нечестных методов ведения торговли.

Способами защиты являются меры, которые обеспечивают свободную реализацию субъективных прав. В ГК РФ указан перечень способов защиты, который не является исчерпывающим. Законодательство о защите прав потребителей предоставляет дополнительные возможности  покупателю обеспечить и защитить свои права и законные интересы.

Законодательство  о гражданской ответственности  в области защиты прав потребителей предусматривает довольно жесткие  меры за их нарушение. Придерживаться его канонов выгодно не только покупателю для охраны и защиты своих  интересов и прав, но и самим  продавцам. Закон устанавливает  различные гарантии удовлетворения требований потребителя: от уплаты потребителю  неустойки в случае просрочки  выполнения его законных требований до уплаты штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере цены иска. Следовательно, для изготовителя, исполнителя и  продавца выгоднее соблюдать закон, а тем более не доводить дело до суда.

Гражданско-правовая ответственность как средство охраны прав потребителей имеет в своей  основе компенсационную функцию, которая  имеет своей задачей, прежде всего, восстановление нарушенной имущественной  сферы потребителя за счет имущества правонарушителя. Вот почему основное значение в Законе "О защите прав потребителей" придается применению таким предусмотренным действующим законодательством мерам ответственности, как возмещение убытков и взыскание неустойки.

Потребитель по своему усмотрению может выбрать  ту или иную форму защиты своих  прав: предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю), либо обратиться с иском  в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю). Естественно, что при этом предъявление требований продавцу (изготовителю, исполнителю) не лишает потребителя права заявить  иск в суд, если продавец (изготовитель, исполнитель) откажется добровольно  удовлетворить его требование полностью  или частично.

Подведя итог по данной работе, можно сделать  вывод о том, что работа по защите прав потребителей и в перспективе  будет увеличиваться нарастающими темпами, причем не столько в количественных характеристиках, сколько в расширении и качественном наполнении направлений  потребительской политики

 

 

 

 

 

                                       Список литературы:

Нормативные акты:

  1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» от 9.04.85 г. № 39/248 /
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.(с изм. от 30.12.2008) // "Российская газета", "Российская газета", N 7, 21.01.2009.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. – Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - №5. - Ст. 410.
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 N 117-ФЗ (ред. от 06 декабря 2005) // Собрание законодательства РФ, 07 августа 2000, N 32, ст. 3340.
  5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта 2005 г.) // Собрание законодательства РФ , 29 июля 2002, N 30, ст. 3012.
  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // "Российская газета", N 220, 20.11.2002.
  7. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18 июля 2011 г.) // "Российская газета", N 8, 16.01.1996.
  8. Федеральный Закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ» от 26.01.1996 N 15-ФЗ (ред. от 26.11.2001) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 411.
  9. Федеральный закон "О связи" от 7 июля 2003г.(ред. от 02.11.2004) // "Собрание законодательства РФ", 14.07.2003, N 28, ст. 2895.
  10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи     отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» от 19 января 1998 г. № 55 с доп. от 20 октября 1998 г. // Российская газета, N 21, 04 февраля 1998г.

 

 

Акты  судебных органов:

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.) // Российская газета, N 29, 08.02.1995.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 2 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 апреля 1995 г. N 6 и от 25 октября 1996 г. N 10)" // Российская газета от 5 февраля 1997 г.

    Специальная  литература:

    1. Аргунов В.Н., Краснов С.В. Особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей // Вестник МГУ, серия "Право". 1996. N 4.
    2. Богдан В.В. «Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг» // «Юрист» № 7, 2003г.
    3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая. Общие положения. М., 2003.
    4. М.И. Брагинский, В.И. Витрянский, Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей, – М.: Фонд «Правовая культура». - 2001.
    5. 9. Парций Я.Е. Закон РФ “О защите прав потребителей” // Постатейный комментарий. М., 1996
    6. Распонин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. – Новосибирск: “Издательство ЮКЭА”, 2007г.
    7. 14. Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е, испр. и доп.,- М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра – М. - 1998.
    8. 18. Эрделевский А.М. Моральный вред и компенсация за страдания. Научно-практическое пособие. М.: Издательство БЕК, 1998г.
    9. 19. Эрделевский А.М Постатейный научно-практический комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 мая 2001 г.) (в ред. Федеральных законов от 12 августа 1996 г. N 110-ФЗ, от 24 октября 1997 г. №133-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. N 213-ФЗ), – М.: «Библиотечка РГ». – 2001.
    10. Большой юридический словарь. Под. Ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М.- 2004. -748 ст.

 

1 Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07 февраля 1992 № 2300- (ред. от 21 декабря 2004) // Российская газета, N 8, 16 января 1996.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // С Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 29 января 1996г. - №5. –Ст. 410.Собрание законодательства Российской Федерации. 5 декабря 1994. - №32. – Ст. 3301.

3 Богдан В.В. Самозащита права как способ защиты прав потребителей в сфере торговли. // Юрист № 2, 2003г. С. 25

4 Селянин А.В. Защита прав потребителей. – Учебное пособие для вузов. – Москва, 2005. С.10

5 Федеральный закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 17 ноября 1999 г. // Российская газета, N 256, 31 декабря 1999г.

6 Письмо Роспотребнадзора от 11 марта 2005 N 0100/1745-05-32 "О направлении информационного материала по защите прав потребителей».

7 Гражданский Кодекс РСФСР от 11 июня 1969г. // Ведомости ВС РСФСР, 1964, N 24, ст. 407.

8 Федеральный Закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ» от 26.01.1996 N 15-ФЗ (ред. от 26.11.2001) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 411.

9 Большой юридический словарь. Под. Ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М. 2004. С. 661

10 Распонин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. – Новосибирск: “Издательство ЮКЭА”, 2000 С. 80.

11 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» от 9.04.85 г. № 39/248

12 Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» от 19 января 1998 г. № 55 с доп. от 20 октября 1998 г. // Российская газета, N 21, 04 февраля 1998г.

13 Парций Я.И. Комментарий к Закону "О защите прав потребителей". М., 1997. С. 78.

14 Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 7 октября 1999, N 1 (ч. 1), ст. 2.

15 Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг // Юрист № 7, 2003г. С. 26

16 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 2 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 апреля 1995 г. N 6 и от 25 октября 1996 г. N 10)" // Российская газета от 5 февраля 1997 г.

Информация о работе Государственная и общественная политика по защите прав потребителя