Государственная и общественная политика по защите прав потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы – исследовать форму и способы защиты прав потребителей.
Исходя из указанной цели, в данной дипломной работе поставлены задачи:
- рассмотреть общие положение о форме и способах защиты прав потребителей;
- проанализировать две формы защиты прав потребителей: внесудебный и судебный порядки;
- раскрыть содержание отдельных способов защиты прав потребителей, в частности, самозащиту, прекращение или изменение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки и возмещение морального вреда.

Содержание

Введение
1. Правовое регулирование отношений по защите прав потребителей .

2. Общая характеристика формы и способов защиты прав потребителей .
2.1 Прекращение или изменение правоотношения, как способ защиты прав потребителей .
2.3 Взыскание неустойки .
2.4 Компенсация морального вреда .
3. Судебный порядок защиты прав потребителей .
3.1. Внесудебный порядок защиты прав потребителей .
4. Общественные организации по защите прав потребителя.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 81.05 Кб (Скачать)

Принятие  Закона "О защите прав потребителей" на первый план выдвинуло необходимость  в совершенствовании гражданско-правового  механизма защиты прав потребителей. Долгие годы потребитель фактически был лишен возможности защитить свои права. Действовавший ГК РСФСР  не препятствовал потребителю обратиться в суд в случае нарушения его  прав со стороны недобросовестного  продавца (изготовителя, исполнителя). Однако в то время не существовало универсального механизма защиты прав потребителей.

Перечень, указанный в ст. 12 ГК РФ, не является исчерпывающим, поскольку допускается  возможность использования и  других способов при условии, что  это предусмотрено законом.

Статья 9 ФЗ «О введении в действие части  второй Гражданского кодекса РФ»8 предусматривает: «в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.» Таким образом, покупатель-гражданин, приобретая товары по договору розничной купли-продажи, имеет дополнительные (по сравнению с покупателем-организацией) возможности обеспечения и защиты своих прав и законных интересов, предоставляемые ему законодательством о защите прав потребителей.

В настоящее  время для защиты прав потребителей в законодательстве используются пять гражданско-правовых способов защиты – самозащита права, изменение или  прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки и  возмещение морального вреда.

Каждый  из этих способов успешно применяется  при осуществлении защиты прав потребителей, что подтверждается судебной практикой  и практикой деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления (далее - ОМС). Особенность  способов защиты прав потребителей заключается  в том, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться  по отдельности или все в совокупности. Например, при расторжении договора розничной купли-продажи в судебном порядке в потребитель, как правило, в исковом заявлении требует  не только прекращения правоотношения, но и взыскания убытков, неустойки  и возмещения морального вреда.

С момента  нарушения продавцом (исполнителем) прав конкретного потребителя, перед  последними встает вопрос выбора формы  защиты. Форма защиты права –  это регламентированный правом комплекс особых процедур, осуществляемых правоприменительными органами и самим управомоченным лицом в рамках правозащитного процесса и направленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права9. Граждане имеют реальную возможность отстоять свои права как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности  и правильности выбора.

 

 

2.1 Прекращение или изменение правоотношения, как способ защиты прав         потребителей .

Прекращение или изменение правоотношения допустимы  лишь в прямо предусмотренных  законом или договором случаях. Применение данного способа защиты в большинстве случаев позволяет обеспечить реальную возможность осуществления субъективного права лица, заинтересованного в преобразовании правоотношения.

Основанием  прекращения или изменения правоотношения является установление юридических  фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или  прекратилось. Например, продажа товаров  или оказание услуг ненадлежащего  качества; несоблюдение требований, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей и предотвращение вреда их имуществу; предоставление недостоверной или неполной информации о товарах и услугах;

Как способ защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов в области  защиты прав потребителей прекращение  или изменение правоотношения применяется  в 99% случаев в отношениях "продавец - покупатель"10 при возникновении конфликтов по поводу качества товара, поэтому этому вопросу хотелось бы уделить особое внимание.

9 апреля 1985 г. была принята резолюция  Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие  принципы для защиты интересов  потребителей»11, которая закрепила 8 основополагающих прав потребителей, среди которых есть право на качество.

Ст.1 ГК РФ закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, которые формулируются  по их усмотрению и могут содержать  отступления от правил, установленных  законодательством.

Этот  принцип и реализуется в Законе «О защите прав потребителей», который  устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует  договору. Таким образом, если стороны  договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора. В этом случае, ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» при продаже потребителю товара ненадлежащего качества предусматривает четыре правовые возможности для изменения правоотношения (безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерное уменьшение покупной цены; замена на товар аналогичной марки; замена на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены) и одну для прекращения правоотношения - расторжение договора купли-продажи. В области оказания услуг (выполнения работ) право предъявлять требования об изменении или расторжении правоотношения к изготовителю (исполнителю) потребитель получает как в случае обнаружения недостатков в выполненной работе или оказанной услуге (ст. 29 Закона), так и в случае нарушения сроков ее выполнения (ст. 28 Закона).

Как правило, при выборе правомочия по поводу изменения  или прекращения правоотношения потребитель действует самостоятельно, без каких-либо ограничений, исключение составляют случаи, прямо оговоренные  законодателем. Так, расторгнуть или  изменить договор купли-продажи  технически сложного товара (холодильника, автомобиля и т.п.) возможно только при  наличии в нем существенного  недостатка. Ст.25 Закона «О защите прав потребителей» закрепляет возможность  потребителя в течении 14 дней обменять непродовольственный товар надлежащего  качества на аналогичный товар у  продавца, у которого этот товар  был приобретен, если указанный товар  не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Постановлением Правительства12 Российской Федерации был утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежит возврату или обмену в течение 14 дней на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона расцветки или комплектации (например, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, текстильные товары, бытовая мебель, автомобили, гражданское оружие, животные и т.д.

                                  2.2 Возмещение убытков .

Под убытками в гражданском законодательстве согласно ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя  из редакции Закона «О защите прав потребителей» 1996 г., когда потребитель определялся  как "гражданин, приобретающий товары (работы, услуги)... для личных, семейных... нужд, не связанных с извлечением  прибыли", в юридической литературе было справедливо замечено, что убытки потребителю должны возмещаться  лишь в части реального ущерба13. Признание за потребителем права на возмещение упущенной выгоды означало бы возможность извлечения им прибыли от использования товаров (работ, услуг), т.к. упущенная выгода является важнейшим видом убытков, применяемая в предпринимательской деятельности, когда субъекты торгового оборота заключают договоры между собой с целью извлечения прибыли. И когда одна из сторон нарушает условия договора, она лишает своего контрагента предполагаемой прибыли, а затем вынуждает его произвести дополнительные расходы, связанные с попыткой извлечения прибыли. Потребитель не вправе был использовать товары (работы, услуги) в целях извлечения прибыли, следовательно, не имел права на возмещение упущенной выгоды.

В то же время под прибылью можно понимать получение дохода потребителем в  виде плодов будущего урожая (как поступления, полученного в результате использования  своего имущества) на личном дачном (подсобном) участке, и, следовательно, возможность  возмещения упущенной выгоды явно прослеживалась

В связи  с тем, что Федеральным законом  РФ от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ14 изменено содержание понятия "потребитель", где решающим обстоятельством определено использование товара не для предпринимательской деятельности (ранее - не для извлечения прибыли), следует прийти к выводу о том, что потребитель имеет право на возмещение убытков как в виде причиненного реального ущерба, так и в виде упущенной выгоды. Однако необходимо отметить, что при определении размера упущенной выгоды учитываются меры, предпринятые кредитором для ее получения, и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 ГК РФ). В отношениях "потребитель - продавец" доказать факт подготовки потребителем мер для возможного возмещения убытков в виде упущенной выгоды достаточно трудно. Более того, из сущности некоторых видов договоров (об оказании телефонной связи, коммунальных услуг и т.д.) изначально вытекает невозможность возмещения упущенной выгоды15.

Согласно  ст. 393 ГК, убытки возмещаются, если они  причинены неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательства. Законом  предусмотрено, что убытки потребителю  возмещаются в полной сумме. Однако ст. 15 ГК допускает по отдельным видам  обязательств ограничение размера  ответственности, если это предусмотрено  Законом.

Так, например, ограничение ответственности предусмотрено  ст. 796 ГК (ответственность перевозчика  за утрату, недостачу и повреждение  багажа). Вместе с тем ст. 400 ГК предусматривает, что включение в договор присоединения  или в другие договоры с участием гражданина-потребителя условия  об ограничении размера ответственности  ничтожно (недействительно), если размер ответственности определен Законом.

Размер  убытков определяется, исходя их цен, существовавших в том месте, где  обязательство должно было быть исполнено  в день добровольного удовлетворения требования, а если требование не было удовлетворено добровольно - в день предъявления иска. Суд может применить  цены, существующие в день вынесения  решения. Приведенный порядок определения  цены применяется, если иное не предусмотрено  законом, иными правовыми актами или договором.

Согласно  Закону, убытки взыскиваются независимо от взыскания неустойки и сверх  нее. Убытки, причиненные потребителю  в связи с нарушением исполнителем его прав, подлежат возмещению в  полном объеме, кроме случаев, когда  Гражданским кодексом РФ установлен ограниченный размер ответственности (например, ст. ст. 796, 902). При этом следует  иметь в виду, что убытки возмещаются  сверх неустойки (пени) (с п. 2 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей), установленной  законом или договором, а также  что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождает исполнителя  от выполнения в натуре возложенных  на него обязательств перед потребителем (п.п. 2 и 3 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей")16.

на рынке  продукции и услуг широко используется метод первоначального обращения  к продавцу (исполнителю), а затем, в случае невозможности добровольного  урегулирования конфликта, - в суд. Кроме  того, ГК РФ (ст. 483) обязывает покупателя известить продавца о ненадлежащем исполнении договора. Практика работы органов местного самоуправления и  общественных организаций в данной сфере показывает, что в 100% случаев  потребителю дается настоятельная  рекомендация первоначально обратиться к продавцу (исполнителю) с письменной претензией, а лишь затем, при неудовлетворении требований или при отсутствии ответа, - в суд. Подобная рекомендация строится на следующем основании: требования о возмещении убытков судом могут  быть удовлетворены, если будет установлен факт неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязательства. В суде доказать факт обращения потребителя к  продавцу (исполнителю) по поводу изменения  или прекращения правоотношения, возмещения убытков, взыскании неустойки  и неудовлетворения в добровольном порядке этих требований последним, основываясь исключительно на свидетельских  показаниях, сложно. Стороны должны представить суду доказательства, необходимые  для всестороннего, полного и  объективного исследования обстоятельств  дела. Более того, суду предоставлено  право взыскать штраф в федеральный  бюджет в размере цены иска, если установлено, что требования потребителя  не были удовлетворены в добровольном порядке (п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей»). Поэтому предъявление письменной претензии к продавцу (исполнителю, изготовителю) до судебного  разбирательства позволит потребителю  конкретизировать свои требования и  предупредить продавца (исполнителя, изготовителя) о возможных негативных последствиях, зафиксировать момент начала течения  срока удовлетворения соответствующего требования потребителя (ст. 22 Закона «О защите прав потребителей»), а также  подтвердить вину продавца (исполнителя, изготовителя) за несоблюдение добровольного  порядка удовлетворения требований.

 

                                      2.3 Взыскание неустойки .

На первый взгляд, главное, что характеризует  неустойку, - так это ее значение как меры обеспечения обязательства, на что и указывается в п. 1 ст. 329 ГК РФ. Соглашение о неустойке, как  и большинство обеспечительных  мер, носит акцессорный характер и следует судьбе основного обязательства (п. 3 ст. 329 ГК РФ). Признание недействительным или расторжение договора, обязательство  по которому было обеспечено неустойкой, влечет прекращение неустоечного соглашения. Истечение срока исковой давности по основному обязательству прекращает срок давности и по требованию о  взыскании неустойки (ст. 207 ГК РФ).

Информация о работе Государственная и общественная политика по защите прав потребителя