Государственная и общественная политика по защите прав потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы – исследовать форму и способы защиты прав потребителей.
Исходя из указанной цели, в данной дипломной работе поставлены задачи:
- рассмотреть общие положение о форме и способах защиты прав потребителей;
- проанализировать две формы защиты прав потребителей: внесудебный и судебный порядки;
- раскрыть содержание отдельных способов защиты прав потребителей, в частности, самозащиту, прекращение или изменение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки и возмещение морального вреда.

Содержание

Введение
1. Правовое регулирование отношений по защите прав потребителей .

2. Общая характеристика формы и способов защиты прав потребителей .
2.1 Прекращение или изменение правоотношения, как способ защиты прав потребителей .
2.3 Взыскание неустойки .
2.4 Компенсация морального вреда .
3. Судебный порядок защиты прав потребителей .
3.1. Внесудебный порядок защиты прав потребителей .
4. Общественные организации по защите прав потребителя.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 81.05 Кб (Скачать)

Помимо  этого соглашение о неустойке  носит по своей природе одновременно и характер меры гражданско-правовой ответственности. По словам В.В. Витрянского, такой вывод подтверждается тем, что, во-первых, неустойка взыскивается только в случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения обязательства, т.е. при наличии правонарушения; во-вторых, суть неустойки состоит  в обязанности должника, нарушившего  обязательство, нести дополнительные имущественные потери; в-третьих, неустойка, так же как и убытки, подлежит применению только при наличии условий, необходимых для наступления  гражданско-правовой ответственности, что вытекает из п. 2 ст. 330 ГК, согласно которому кредитор не вправе требовать  уплаты неустойки, если должник не несет  ответственности за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязательства; в-четвертых, обязанность должника, нарушившего обязательство, уплатить неустойку обеспечивается государственным  принуждением, о чем свидетельствует  включение взыскания неустойки  в число способов судебной защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ)17. Таким образом, как и любая мера гражданско-правовой ответственности, неустойка носит компенсационно-карательный характер, т.е. направлена на наказание правонарушителя (должника) и компенсацию потерь пострадавшей стороны (кредитора).

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК неустойка (штраф, пени) — определенная законом или договором  денежная сумма, которую должник  обязан уплатить кредитору (потребителю) в случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Обязательство неустойки возникает одновременно с основным. Оно сводится к обязанности  должника заплатить определенную денежную сумму, если обязанности будут исполнены ненадлежащим образом либо вообще не будут исполнены. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение формы соглашения о неустойке влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ). Неустойка является самым востребованным видом средств обеспечения обязательств.

Различают следующие виды неустойки:

1) по  основанию возникновения: законная  неустойка, предусмотренная законом;  договорная, установленная соглашением  сторон;

2) относительно  убытков различают: зачетную неустойку,  когда убытки возмещаются в  части, не покрытой неустойкой; штрафную неустойку, когда убытки  могут быть взысканы в полной  сумме сверх неустойки; исключительную  неустойку, когда допускается  взыскание только неустойки, но  не убытков; альтернативную неустойку,  когда по выбору кредитора  могут быть взысканы либо неустойка,  либо убытки.

Для взыскания  неустойки достаточно установления факта неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязательства. Доказывание  причинения при этом убытков не требуется. Неустойка, предусмотренная законом (законная неустойка) в отличие от неустойки, установленной договором (договорная неустойка), подлежит взысканию  независимо от включения условия  в договор о неустойке (ст. 332 ГК).

В случае нарушения установленных договором  сроков, а также назначенных в  соответствии с Законом «О защите прав потребителей» (п.5 ст.28 Закона) новых  сроков, исполнитель уплачивает потребителю  за каждый день, а если срок определен  в часах — за каждый час просрочки неустойку. Размер неустойки установлен в законодательстве: за невыполнение законных требований потребителя предусмотрены 1% за каждый день просрочки при продаже товаров (п. 1 ст. 23 Закона) и 3% при оказании услуг и выполнении работ (п. 5 ст. 28 Закона), причем в договоре ее размер не может быть снижен, т.к. это противоречило бы Закону и ГК РФ (ст. 332). Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги) (п.5 ст.28 Закона «О защите прав потребителей»). Суд вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ). При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной заслуживающий уважения интерес ответчика. Размер неустойки может быть увеличен соглашением сторон (п. 5 ст. 28 Закона).

Если  законом или договором установлена  неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение продавцом своих обязательств, уплата этой неустойки, а также возмещение убытков не освобождают его от исполнения обязательства в натуре. Так, уплата продавцом предусмотренной  ст.23 Закона «О защите прав потребителей»  неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки выполнения требований покупателя о замене недоброкачественного товара, устранении его недостатков, соразмерном уменьшении цены, возмещении расходов на устранение недостатков, возврате уплаченной за товар цены не освобождает  его от обязанности заменить товар, устранить недостатки и т.д18.

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         2.4 Компенсация морального вреда .

Согласно  ст. 151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.

Более расширенное  определение дается в Постановлении  Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации  морального вреда"19, где под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации "О  защите прав потребителей" моральный  вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей  функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины. Для наступления ответственности необходимо наличие вины причинителя вреда (в любой форме), которая предполагается. Обязанность доказывать отсутствие вины поэтому лежит на причинителе морального вреда. Он может быть также освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.

Причиненный моральный вред компенсируется в  денежной форме. Размер компенсации  определяется соглашением сторон, а  в случае спора - судом и не зависит  от размера возмещения имущественного вреда. Требование о компенсации  морального вреда может предъявляться  самостоятельно или вместе с имущественными требованиями. Следует также отметить, что в связи с причинением морального вреда не могут быть обоснованы регрессные требования, изготовитель (продавец) не несет ответственности за действия третьего лица20.

Российские  суды уже имеют богатую практику применения норм о возмещении морального вреда. Хотя в большинстве решений  по спорам о компенсации морального вреда отчетливо видно отсутствие единообразия в подходе судов  к вопросу определения размера  компенсации, но в делах по спорам о защите прав потребителей некоторое  время проявлялась тенденция к уравниванию размера компенсации морального вреда со стоимостью некачественного товара (работы, услуги)21.

Как отмечает Эрдлевский22 А.М., позитивная часть этого постановления выглядит менее четко поскольку оперирует не вполне удачными понятиями: «характер и объем нравственных страданий» и «характер и объем физических страданий», так как нравственные и физические страдания, будучи составляющими морального вреда, не предполагают возможности их дальнейшего разделения по категориям. Как показывает анализ решений, суды в большинстве случаев не устанавливают, какие виды страданий перенес истец и в чем они конкретно выражались, и не обосновывают определяемый ими размер компенсации морального вреда.

Статья 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" предусматривает, что в случае, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий либо имеющий  намерение заказать услуги для личных бытовых нужд, он пользуется правами  стороны в обязательстве в  соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителям Законом РФ "О защите прав потребителей".

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ Nо. 7 от 29 сентября 1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "О  практике рассмотрения судами дел о  защите прав потребителей" к отношениям, регулируемым этим законом, относятся  и отношения, вытекающие из договоров  перевозки граждан.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О защите прав потребителей" нормы международного договора применяются, если они устанавливают иные правила  о защите прав потребителей, чем  те, которые предусмотрены этим Законом.

Необходимо  констатировать отсутствие детального законодательного регулирования института  компенсации морального вреда. Такая  ситуация складывается в отношении  определения размера компенсации  морального вреда в российской правоприменительной  практике.

Проблема  отсутствия точно сформулированных критериев и общего метода оценки размера компенсации моральною  вреда ставит судебные органы в сложное  положение.

Такая ситуация усугубляется как отсутствием каких-либо значимых рекомендаций или разъяснений Верховного Суда по этому вопросу, так и введением в действие второй части ГК, где в ст. 1099—1101 установлены дополнительные требования, подлежащие учету судами при определении размера компенсации. Единственное пока посвященное вопросам компенсации морального вреда постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 не содержит указаний, которые позволили бы суду обоснованно определять размер компенсации при разрешении конкретного дела.

Иногда, как отметила Судебная коллегия Верховного Суда РФ, суды первой инстанции отказывают во взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на обстоятельства, которые  могут служить лишь основанием для  снижения размера компенсации. Действительно, размер компенсации морального вреда  может быть сколь угодно малым, вплоть до символических сумм. Но малый  размер компенсации и отказ в  компенсации — это принципиально  разные вещи, поскольку в компенсации  морального вреда может быть отказано лишь в случае отсутствия состава  оснований ответственности за причинение морального вреда либо в случае, если грубая неосторожность или умысел потерпевшего способствовали возникновению  вреда.

Проанализируем  установленные в ГК РФ критерии оценки размера компенсации морального вреда.

В ГК законодатель установил следующие критерии, которые должны учитываться судом при определении размера компенсации морального вреда:

· степень  вины нарушителя;

· степень  физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред; иные заслуживающие внимания обстоятельства.

· характер физических и нравственных страданий, который должен оцениваться с  учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный  вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего;

· требования разумности и справедливости.

Учитывая, что вопросы компенсации морального вреда регулируются рядом законодательных  актов, введенных в действие в  разные сроки, суду в целях обеспечения  правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому  делу выяснять характер взаимоотношений  сторон и то, какими правовыми нормами  они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, - когда вступил в силу законодательный  акт, предусматривающий условия  и порядок компенсации вреда  в этих случаях, а также когда  были совершены действия, повлекшие  причинение морального вреда. Кроме  того, для компенсации морального вреда необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах  и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию  и другие обстоятельства, имеющие  значение для разрешения конкретного  спора.

Статьей 18 Закона «О защите прав потребителей»  предусмотрено, что потребитель  в случае продажи ему товара ненадлежащего  качества вправе предъявить предусмотренные  Законом требования продавцу либо организациям, выполняющим их функции на основании  договора с ними. Эти организации, нарушив права потребителя, таким  образом, могут стать причинителями  морального вреда. Вместе с тем их ответственность за причинение вреда  жизни, здоровью или имуществу потребителя  вследствие недостатков товара Законом  не предусмотрена, поскольку они  не имеют отношения к изготовлению или реализации товара.

Отношения этих организаций с продавцом  товара регулируются договором между  ними. Суть такого договора заключается  в возложении продавцом исполнения своих обязательств перед потребителем, предусмотренных Законом, на соответствующие организации.

Информация о работе Государственная и общественная политика по защите прав потребителя