Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:03, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что область защиты прав потребителей намного шире, чем большинство наших сограждан имеет возможность себе представлять и «Закона о защите прав потребителей» охватывает целую область права – «законодательство о защите прав потребителей», которое включает в себя: Гражданский кодекс, Закон «О рекламе», Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Закон «О естественных монополиях», и множество других законов, так или иначе стоящих на страже интересов потребителей. Ориентироваться во всем этом правовом пространстве может, безусловно, только человек, имеющий профессиональное юридическое образование.
Таким образом целью данной курсовой работой являет изучение способов защиты нарушенных прав и рассмотрение одного из наиболее важного права потребителей- право получение информации о приобретаймом товаре.
ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 . ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§ 1.Право потребителя на получение информации о товаре…………………4
§ 2.Ответственность за не предоставление потребителю необходимой информации…………………………………………………………………..….6
§ 3.Право потребителя на обмен товара……………………………………….7
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§ 1.Последствия продажи товара ненадлежащего качества……………….....11
§ 2. Oрганы, в компетенцию которых входит защита прав потребителей………………………………………………………………….....17 § 3.Защита нарушенных прав в суде…………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..………………………………………..29
СОКРАЩЕНИЯ.……………………………………………………………….32
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………
ГЛАВА 1 . ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§ 1.Право потребителя на получение информации о товаре…………………4
§ 2.Ответственность за не предоставление
потребителю необходимой
информации……………………………………………………
§ 3.Право потребителя на обмен товара……………………………………….7
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§ 1.Последствия продажи товара ненадлежащего качества……………….....11
§ 2. Oрганы, в компетенцию которых
входит защита прав потребителей………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………..………………………
СОКРАЩЕНИЯ.…………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Кем бы мы ни были в жизни – служащими или пенсионерами, рабочими или бизнесменами, – с самого момента рождения каждый из нас становится потребителем – сначала товаров, коммунальных и медицинских услуг, потом услуг транспортных, образовательных. Мы покупаем товары, пользуемся услугами строительных и туристических фирм, осуществляем сделки с недвижимостью, приобретаем акции, платим налоги. И при этом каждый, увы, может быть введен в заблуждение или просто обманут недобросовестным продавцом или производителем.
Актуальность исследования заключается
в том, что область защиты прав
потребителей намного шире, чем большинство
наших сограждан имеет
Проблема исследования заключается в том, что думать подобным образом является серьезной ошибкой. Рядовому потребителю необходимо понимать, что, нарушая его права, продавец или производитель нарушает ЗАКОН, который эти права защищает. Однако, большинство из потребителей знает об этих своих правах. Ведь если, скажем, у него перегорит только что купленный фен или холодильник и потребитель не станет опускать руки, смирившись с происшедшим, то он наверняка потребует и замены дефектного товара, и возмещения тех издержек, которые он понес, и возмещения того, что принято называть моральным вредом. Нормальный потребитель не станет лечиться микстурой или таблетками, аннотация к которым изложена на корейском языке, – хотя бы потому, что осознает свое право знать, что это за товар и как им правильно пользоваться, чтобы не причинить себе вреда.
Таким образом целью данной курсовой работой являет изучение способов защиты нарушенных прав и рассмотрение одного из наиболее важного права потребителей- право получение информации о приобретаймом товаре.
Структура работы заключается в оглавлении, введении, двух главах, , заключении, списке использованной литературы и списке применяемых в курсовой работе сокращений.
ГЛАВА 1. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§ 1.Право потребителя на получение информации о товаре
Одним из важнейших прав
потребителя является установленное
законом право на получение товара,
соответствующего по качеству обязательным
требованиям стандартов, условиям договоров,
обычно предъявляемым требованиям,
информации о товарах, а также чтобы товары
при обычных условиях их использования,
при хранении и транспортировке были безопасны
для его жизни, здоровья, окружающей среды,
и не причиняли вред имуществу. Товары,
которые соответствуют указанным требованиям,
принято называть товарами надлежащего
качества. Следует иметь в виду, что соответствие
качества товара обычно предъявляемым
требованиям означает соответствие качества
товара уровню развития науки, техники
и технологии пригодности товара целям,
для которых он обычно используется. Качество
продукции должно соответствовать всем
этим требованиям. При несоответствии
хотя бы одному из них она должна считаться
продукцией ненадлежащего качества (с
недостатками) со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Информация потребителя
об изготовителе товара и его продавце
является основополагающим моментом в
обеспечении защиты прав потребителей.
право потребителя на указанную информациию1. Продавец обязан представить потребителю точные сведения о его юридическом адресе, изготовителе, фирменное его наименование, а если это предприниматель - свое название. Изготовитель может сообщить эту информацию через производственную марку. В этой связи торговым предприятиям предписывается иметь вывеску с необходимой информацией: фирменное наименование, указание на правовую форму организации и деятельности, режим работы и местонахождение. Если предприятие имеет иной юридический адрес, указывается и этот адрес. На вывеске могут быть и другие обозначения, которые, однако, не должны вводить потребителя в заблуждение относительно характера деятельности предприятия. Торговые предприятия должны информировать потребителей о правилах продажи реализуемых ими товаров. Большое значение имеет информация о самом товаре. По продовольственным товарам потребитель может узнать их состав, включая пищевые добавки, вес или объем содержимого в единице товара, калорийность товара, а также наличие вредных веществ (если таковые имеются). Если в продтоварах имеются вещества, которые противопоказаны при отдельных заболеваниях, на упаковке или иным способом делается предупредительная надпись. На упаковке продтоваров (а также иных товаров, потребительские свойства которых могут ухудшиться со временем) должны быть указаны срок годности и правила хранения.
1 ст.8, ст.9 ФЗ «О защите прав потребителей» от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
§ 2.Ответственность за не предоставление потребителю необходимой информации
«Если информация отсутствует, покупатель вправе ее потребовать от продавца, изготовителя, их представителя, и за уклонение от выполнения такого требования виновное предприятие несет ответственность»2. Такая ответственность может быть не только имущественной, административной, но и может выразиться как крайняя мера в ликвидации самого предприятия. Закон предусматривает и ответственность изготовителя (продавца), наступающую при представлении потребителю недостоверной или недостаточно полной информации о товаре. Так, если потребитель в результате этого приобрел товар, не обладающий необходимыми свойствами, то он вправе расторгнуть договор купли-продажи в одностороннем порядке и потребовать возмещения ему ущерба. А если в этих случаях невозможно использовать товар, то можно потребовать замены товара или вернуть товар, В случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя при неправильной информации о товаре предусмотрена особая, полная имущественная ответственность. Отсутствие или неполнота обязательной информации о товаре, особенно в части, касающейся безопасности товара и возможности его использования, может рассматриваться как основание для запрещения его реализации, а в случае реализации- в качестве основания для признания договора купли-продажи недействительным, как совершенного с нарушением указанных законодательных актов.
2 ст.12 ФЗ «О защите прав потребителей» от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
§ 3. Право потребителя на обмен товара
Если потребителю продан некачественный товар, то он вправе предъявить следующие требования: безвозмездное устранение недостатков, соразмерное уменьшение покупной цены или возмещение расходов на их исправление, замена товара с недостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжение договора и возмещение убытков. Потребитель вправе выбрать не только одно из перечисленных последствий, но и место предъявления своих требований (по месту покупки или месту нахождения изготовителя). Требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов потребителя по их устранению либо замене товара могут быть предъявлены также непосредственно организации-изготовителю. В случае, если были продан недоброкачественные продовольственные товары, то в отношении их требования потребителя могут быть обращены только к продавцу при условии, если недостатки были обнаружены в пределах срока годности продукта. В такой ситуации продавец обязан либо заменить товар на товар надлежащего качества, либо принять его и возвратить потребителю уплаченную им денежную сумму. При обнаружении в товаре недостатка потребитель вправе предъявить по своему усмотрению любое из перечисленных требований. Однако по сложно-техническим товарам, перечень которых утвержден Правительством РФ3, а также дорогостоящим товарам для замены либо его возврата необходимо, чтобы недостаток был существенным.
______________________________
Таковым, в соответствии
с Законом "О защите прав потребителе"
является недостаток, который делает
невозможным или недопустимым использование
товара в соответствии с его целевым
назначением, либо тот, что не может
быть устранен или после ремонта проявляется
вновь, или для его исправления требуются
большие затраты, либо он в значительной
степени лишает потребителя того, на что
он был вправе рассчитывать при заключении
договора. Если товар имеет хотя бы один
из перечисленных признаков, то его качество
считается ненадлежащим, а товар - имеющим
существенный недостаток.
Также следует иметь в
виду, что при недостатках товара,
свойства которого не позволяют устранить
их, - а это продовольственные
товары, парфюмерно-косметические
______________________________
«Прием от покупателя недоброкачественного
товара оформляется накладной в
двух экземплярах, один из которых прикладывается
к товарному отчету, а другой вручается
покупателю и является основанием для
обмена товара или получения денежной
суммы за сданный товар. Предприятие
торговли в случае спора о причинах
возникновения недостатков
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§ 1. Последствия продажи товара ненадлежащего качества
Прежде всего, надо выяснить,
как Закон определяет понятие товара «ненадлежащего
качества». Прямого определения в Законе
не даётся, там только указаны понятия
«недостаток» и «существенный недостаток».
Очевидно, что законодательство подразумевает,
что товар «ненадлежащего качества"
- это товар, имеющий недостаток или существенный
недостаток. Недостаток - это "несоответствие
товара обязательным требованиям, предусмотренным
законом либо в установленном им порядке;
или условиям договора; или целям, для которых товар
такого рода обычно используется, либо
целям, о которых покупатель поставил
в известность продавца при заключении
договора"5. Таким образом, качество
товара следует считать ненадлежащим,
если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных
признаков.