Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в том, что область защиты прав потребителей намного шире, чем большинство наших сограждан имеет возможность себе представлять и «Закона о защите прав потребителей» охватывает целую область права – «законодательство о защите прав потребителей», которое включает в себя: Гражданский кодекс, Закон «О рекламе», Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Закон «О естественных монополиях», и множество других законов, так или иначе стоящих на страже интересов потребителей. Ориентироваться во всем этом правовом пространстве может, безусловно, только человек, имеющий профессиональное юридическое образование.
Таким образом целью данной курсовой работой являет изучение способов защиты нарушенных прав и рассмотрение одного из наиболее важного права потребителей- право получение информации о приобретаймом товаре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 . ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§ 1.Право потребителя на получение информации о товаре…………………4
§ 2.Ответственность за не предоставление потребителю необходимой информации…………………………………………………………………..….6
§ 3.Право потребителя на обмен товара……………………………………….7
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
§ 1.Последствия продажи товара ненадлежащего качества……………….....11
§ 2. Oрганы, в компетенцию которых входит защита прав потребителей………………………………………………………………….....17 § 3.Защита нарушенных прав в суде…………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..………………………………………..29
СОКРАЩЕНИЯ.……………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 66.19 Кб (Скачать)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 .  ПРАВА  ПОТРЕБИТЕЛЕЙ       

§ 1.Право потребителя на получение информации о товаре…………………4

§ 2.Ответственность за не предоставление потребителю необходимой       информации…………………………………………………………………..….6

§ 3.Право потребителя на обмен товара……………………………………….7

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

§ 1.Последствия продажи товара ненадлежащего качества……………….....11

§ 2. Oрганы, в компетенцию которых входит защита прав потребителей………………………………………………………………….....17      § 3.Защита нарушенных прав в суде…………………………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..………………………………………..29

СОКРАЩЕНИЯ.……………………………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Кем бы мы ни были в жизни – служащими  или пенсионерами, рабочими или бизнесменами, – с самого момента рождения каждый из нас становится потребителем –  сначала товаров, коммунальных и  медицинских услуг, потом услуг  транспортных, образовательных. Мы покупаем товары, пользуемся услугами строительных и туристических фирм, осуществляем сделки с недвижимостью, приобретаем  акции, платим налоги. И при этом каждый, увы, может быть введен в  заблуждение или просто обманут  недобросовестным продавцом или  производителем.

Актуальность исследования заключается  в том, что область защиты прав потребителей намного шире, чем большинство  наших сограждан имеет возможность  себе представлять и «Закона о  защите прав потребителей» охватывает целую область права – «законодательство  о защите прав потребителей», которое  включает в себя: Гражданский кодекс, Закон «О рекламе», Закон «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности», Закон «О естественных монополиях», и множество других законов, так или иначе стоящих на страже интересов потребителей. Ориентироваться во всем этом правовом пространстве может, безусловно, только человек, имеющий профессиональное юридическое образование.

Проблема исследования заключается  в том, что думать подобным образом  является серьезной ошибкой. Рядовому потребителю необходимо понимать, что, нарушая его права, продавец или  производитель нарушает ЗАКОН, который  эти права защищает. Однако, большинство из потребителей знает об этих своих правах. Ведь если, скажем, у него перегорит только что купленный фен или холодильник и потребитель не станет опускать руки, смирившись с происшедшим, то он наверняка потребует и замены дефектного товара, и возмещения тех издержек, которые он понес, и возмещения того, что принято называть моральным вредом. Нормальный потребитель не станет лечиться микстурой или таблетками, аннотация к которым изложена на корейском языке, – хотя бы потому, что осознает свое право знать, что это за товар и как им правильно пользоваться, чтобы не причинить себе вреда.

Таким образом целью данной курсовой работой являет изучение способов защиты нарушенных прав и рассмотрение одного из наиболее важного права потребителей- право получение информации о приобретаймом товаре.

Структура работы заключается в  оглавлении, введении, двух главах, , заключении, списке использованной литературы и списке применяемых в курсовой работе сокращений.

 

 

ГЛАВА 1. ПРАВА  ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

§ 1.Право потребителя на получение информации о товаре

Одним из важнейших прав потребителя является установленное  законом право на получение товара, соответствующего по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договоров, обычно предъявляемым требованиям, информации о товарах, а также чтобы товары при обычных условиях их использования, при хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, и не причиняли вред имуществу. Товары, которые соответствуют указанным требованиям, принято называть товарами надлежащего качества.  Следует иметь в виду, что соответствие качества товара обычно предъявляемым требованиям означает соответствие качества товара уровню развития науки, техники и технологии пригодности товара целям, для которых он обычно используется.       Качество продукции должно соответствовать всем этим требованиям. При несоответствии хотя бы одному из них она должна считаться продукцией ненадлежащего качества (с недостатками) со всеми вытекающими отсюда последствиями.      Информация потребителя об изготовителе товара и его продавце является основополагающим моментом в обеспечении защиты прав потребителей.           Потребитель должен знать, кто является продавцом товара, его изготовителем, кто будет выполнять для него работу, оказывать услугу. Эта информация необходима не только для того, чтобы избрать производителя (продавца), который пользуется доверием потребителя, но - самое главное - для того, чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их нарушения. Поэтому Закон о Защите прав потребителей предусматривает

право потребителя на указанную  информациию1.    Продавец обязан представить потребителю точные сведения о его юридическом адресе, изготовителе, фирменное его наименование, а если это предприниматель - свое название. Изготовитель может сообщить эту информацию через производственную марку. В этой связи торговым предприятиям предписывается иметь вывеску с необходимой информацией: фирменное наименование, указание на правовую форму организации и деятельности, режим работы и местонахождение. Если предприятие имеет иной юридический адрес, указывается и этот адрес. На вывеске могут быть и другие обозначения, которые, однако, не должны вводить потребителя в заблуждение относительно характера деятельности предприятия. Торговые предприятия должны информировать потребителей о правилах продажи реализуемых ими товаров.         Большое значение имеет информация о самом товаре. По продовольственным товарам потребитель может узнать их состав, включая пищевые добавки, вес или объем содержимого в единице товара, калорийность товара, а также наличие вредных веществ (если таковые имеются). Если в продтоварах имеются вещества, которые противопоказаны при отдельных заболеваниях, на упаковке или иным способом делается предупредительная надпись. На упаковке продтоваров (а также иных товаров, потребительские свойства которых могут ухудшиться со временем) должны быть указаны срок годности и правила хранения.

 

 

 


1 ст.8, ст.9 ФЗ «О защите прав потребителей» от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

§ 2.Ответственность за не предоставление потребителю необходимой информации

«Если информация отсутствует, покупатель вправе ее потребовать от продавца, изготовителя, их представителя, и за уклонение от выполнения такого требования виновное предприятие несет  ответственность»2. Такая ответственность может быть не только имущественной, административной, но и может выразиться как крайняя мера в ликвидации самого предприятия. Закон предусматривает и ответственность изготовителя (продавца), наступающую при представлении потребителю недостоверной или недостаточно полной информации о товаре. Так, если потребитель в результате этого приобрел товар, не обладающий необходимыми свойствами, то он вправе расторгнуть договор купли-продажи в одностороннем порядке и потребовать возмещения ему ущерба.        А если в этих случаях невозможно использовать товар, то можно потребовать замены товара или вернуть товар, В случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя при неправильной информации о товаре предусмотрена особая, полная имущественная ответственность.  Отсутствие или неполнота обязательной информации о товаре, особенно в части, касающейся безопасности товара и возможности его использования, может рассматриваться как основание для запрещения его реализации, а в случае реализации- в качестве основания для признания договора купли-продажи недействительным, как совершенного с нарушением указанных законодательных актов.

 

 


2 ст.12 ФЗ «О защите прав потребителей» от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

§ 3. Право потребителя на обмен товара

Если потребителю продан некачественный товар, то он вправе предъявить следующие требования: безвозмездное  устранение недостатков, соразмерное  уменьшение покупной цены или возмещение расходов на их исправление, замена товара с недостатками на товар аналогичной  марки (модели, артикула) либо на такой  же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжение договора и возмещение убытков.         Потребитель вправе выбрать не только одно из перечисленных последствий, но и место предъявления своих требований (по месту покупки или месту нахождения изготовителя).      Требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов потребителя по их устранению либо замене товара могут быть предъявлены также непосредственно организации-изготовителю.  В случае, если были продан недоброкачественные продовольственные товары, то в отношении их требования потребителя могут быть обращены только к продавцу при условии, если недостатки были обнаружены в пределах срока годности продукта. В такой ситуации продавец обязан либо заменить товар на товар надлежащего качества, либо принять его и возвратить потребителю уплаченную им денежную сумму.    При обнаружении в товаре недостатка потребитель вправе предъявить по своему усмотрению любое из перечисленных требований. Однако по сложно-техническим товарам, перечень которых утвержден Правительством РФ3, а также дорогостоящим товарам для замены либо его возврата необходимо, чтобы недостаток был существенным.

__________________________________________________________________ 3 от 13.05.1997 года № 575

Таковым, в соответствии с Законом "О защите прав потребителе" является недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование  товара в соответствии с его целевым  назначением, либо тот, что не может  быть устранен или после ремонта проявляется вновь, или для его исправления требуются большие затраты, либо он в значительной степени лишает потребителя того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. Если товар имеет хотя бы один из перечисленных признаков, то его качество считается ненадлежащим, а товар - имеющим существенный недостаток.       Невозможность или недопустимость использования товара в соответствии с его целевым назначением устанавливает товарная экспертиза, хотя в некоторых ситуациях ее проведение не требуется, так как невозможность или недопустимость использования товара и так очевидна. Например, если в автомобиле вышел из строя двигатель, то понятно, что использовать такой товар невозможно, а если тормозная система - то просто недопустимо.           Факт невозможности устранения недостатка может быть установлен только экспертным исследованием. Для выявления недостатка вновь после его устранения достаточно справки или квитанции о его устранении ранее, а также подтверждения его повторного возникновения.    Хотя Закон не обязывает потребителя ремонтировать товар, экспертным заключением может быть установлено, что недостаток устранять бесполезно, так как он проявится вновь.      Следует отметить, что также не определено понятие "дорогостоящий товар" (к ним, например, относятся дорогие ювелирные изделия). Поэтому эти вопросы, как правило, определяются судом или органом управления потребительским рынком.

 

Также следует иметь в  виду, что при недостатках товара, свойства которого не позволяют устранить  их, - а это продовольственные  товары, парфюмерно-косметические изделия, товары бытовой химии и другие, - или заменяют его, или возвращают уплаченные денежные суммы (причем недоброкачественный  товар по требованию продавца возвращается). Покупатель вправе потребовать вместо этого соразмерного уменьшения покупной цены. Но там же предусмотрено, что при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы не допускается удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его использования, потери товарного вида и других подобных обстоятельствах4.    Требования потребителя рассматриваются только при предъявлении им товарного или кассового чека, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки,- технического паспорта или иного заменяющего его документа с отметкой о дате продажи. В связи с этим продавец, обязан выдать ему товарный, кассовый чек. Отказ продавца должен рассматриваться как грубое нарушение законодательства о защите прав потребителей.  Ч. 3 п. 5 ст. 18 В Законе устанавливается обязанность продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции) принять у потребителя товар с недостатками и удовлетворить его требования и устанавливаются основания освобождения указанных лиц от требований потребителей: это, во-первых, нарушение потребителем правил пользования товаром или его хранения; во-вторых, действия третьих лиц; а в-третьих, непреодолимая сила. Бремя доказывания наличия данных обстоятельств возлагается на продавца, изготовителя (предприятие, выполняющее их функции).

_________________________________________________________________  4 п.27 Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров»

«Прием от покупателя недоброкачественного товара оформляется накладной в  двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, а другой вручается  покупателю и является основанием для  обмена товара или получения денежной суммы за сданный товар. Предприятие  торговли в случае спора о причинах возникновения недостатков товара обязано произвести экспертизу товара за свой счет».     Если потребитель потребовал замены товара с недостатками на товар другой марки (модели, артикула), то в случае если цена заменяемого товара на момент предъявления требования изменилась, перерасчет стоимости производится исходя из этой цены; в случае если цену заменяемого товара на момент предъявления требования установить невозможно и сторонам не удалось достигнуть соглашения о размере этой цены, то перерасчет может производиться исходя из цены заменяемого товара, установленной экспертизой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

§ 1. Последствия продажи товара ненадлежащего  качества

Прежде всего, надо выяснить, как Закон определяет понятие товара «ненадлежащего качества». Прямого определения в Законе не даётся, там только указаны понятия «недостаток» и «существенный недостаток». Очевидно, что законодательство подразумевает, что товар «ненадлежащего качества" - это товар, имеющий  недостаток или существенный  недостаток.  Недостаток - это "несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным  законом либо в установленном  им порядке; или условиям договора; или целям, для которых товар  такого рода обычно используется, либо целям, о которых покупатель поставил в известность продавца при заключении договора"5. Таким  образом, качество товара следует считать  ненадлежащим, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков.           Несоответствие товара обязательным требованиям и целевому назначению может быть установлено независимой товарной экспертизой. Несоответствие товара условиям договора также можно установить с помощью экспертов, а если несоответствие очевидно, в проведении экспертизы нет необходимости. Трудности могут возникнуть только в части установления условий заключенного договора либо целей, о которых потребитель известил продавца при покупке. Ситуация, когда условия договора купли-продажи оговариваются устно, очень распространена. В этом случае потребитель имеет возможность доказывать с помощью свидетельских показаний, какие именно условия договора были согласованы

Информация о работе Защита прав потребителей