Государственная и общественная политика по защите прав потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы – исследовать форму и способы защиты прав потребителей.
Исходя из указанной цели, в данной дипломной работе поставлены задачи:
- рассмотреть общие положение о форме и способах защиты прав потребителей;
- проанализировать две формы защиты прав потребителей: внесудебный и судебный порядки;
- раскрыть содержание отдельных способов защиты прав потребителей, в частности, самозащиту, прекращение или изменение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки и возмещение морального вреда.

Содержание

Введение
1. Правовое регулирование отношений по защите прав потребителей .

2. Общая характеристика формы и способов защиты прав потребителей .
2.1 Прекращение или изменение правоотношения, как способ защиты прав потребителей .
2.3 Взыскание неустойки .
2.4 Компенсация морального вреда .
3. Судебный порядок защиты прав потребителей .
3.1. Внесудебный порядок защиты прав потребителей .
4. Общественные организации по защите прав потребителя.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 81.05 Кб (Скачать)

                                                   

 

Содержание  :

 

Введение

1. Правовое  регулирование отношений по защите  прав потребителей .

 

2. Общая  характеристика формы и способов  защиты прав потребителей .

2.1 Прекращение или изменение правоотношения, как способ защиты прав         потребителей .

2.3 Взыскание неустойки .

  2.4 Компенсация морального вреда .

  3. Судебный порядок защиты прав потребителей .

  3.1. Внесудебный порядок защиты прав потребителей .

  4. Общественные организации по защите прав потребителя.

 

  Заключение .

                                  

  Список литературы  

                                         Введение .

В гражданском  обороте, основанном на рыночных отношениях, защита прав потребителей занимает особое место. Правовые нормы, посвященные  защите прав потребителей являются важной правовой гарантией охраны их интересов.

Каждый  гражданин является потребителем, ежедневно  вступая в правоотношения купли-продажи  – приобретая продукты, предметы обихода; заказывая услуги и т.д. Качество этих товаров и услуг не только выступает ключевым фактором простого удовлетворения жизнью, но и гарантией  здоровья потребителя и безопасности жизни, в целом. И наоборот, продукты и услуги, не соответствующие требованиям  закона, создают угрозу обществу.

Поэтому потребитель должен уметь отстоять свои права. Знание своих прав позволяет  потребителям избежать произвола со стороны продавцов товаров, а  производителям и продавцам предотвратить  лишние затраты на возмещение убытков  от предложенной и проданной продукции, не удовлетворяющей принятой требованиям  по качеству, и дополнительно - убытков  от экономических и административных санкций.

Наиболее  значимым событием в области защиты прав граждан на рынке продукции  и услуг последнего времени может  быть названо принятие первого в  истории России Закона Российской Федерации  «О защите прав потребителей»1 (далее Закон «О защите прав потребителей» или Закон). Закрепление на законодательном уровне основных прав потребителей, определение механизма их реализации свидетельствует о повороте общественного сознания от массовых ценностей к индивидуалистическим, имеющим в своей основе права, свободы и интересы отдельного человека.

Гражданский Кодекс Российской Федерации2 (далее ГК РФ) и Закон «О защите прав потребителей» закрепляют не только основные права потребителей, но и определяют правовой механизм реализации и защиты этих прав. Законодательство о защите прав потребителей является комплексным, поскольку включает в себя правовые акты, принадлежащие различным отраслям права: гражданскому, административному, уголовному, экологическому и.т.д. Но цель этого широкого спектра нормативных документов едина – создание дополнительных правовых гарантий обеспечения прав потребителя как наиболее незащищенного участника рынка продукции и услуг.

Организация защиты прав потребителей построена  на общегражданских принципах. Однако ввиду правового неравенства  участников потребительского рынка  регулирование отношений, возникающих  между продавцами и покупателями, она осуществляет в основном при  помощи императивных норм, обеспечивающих приоритет интересов последнего.

В последние  годы наметилась тенденция повышения  теоретического интереса к исследованию проблем, касающихся отношений между  продавцом и покупателем на рынке  продукции и услуг, а также  способов защиты прав потребителей. Население  России сейчас переживает этап, когда  формирование потребительского рынка  стало неотъемлемым элементом экономического развития общества. С точки зрения научного знания одним из объяснений существующего пробела в урегулировании конфликтов между продавцами и покупателями является недостаточность исследований в данной области3.

Для того чтобы повысить уровень защищенности потребителя, необходимо иметь собственные  исследования базовых категорий, установление их смысла, определение места в  гражданском праве. Другой причиной, объясняющей необходимость исследования обозначенной темы, является закрепление  на законодательном уровне новых  гражданско-правовых способов защиты прав граждан.

Проблема  гражданско-правовых способов защиты прав потребителей, эффективности применения их на практике не является новой для  российской правовой науки. Тем не менее, теоретические и практические аспекты  данной проблематики в правовой литературе освещены недостаточно полно, поэтому  в настоящее время существует широкое пространство для научной  разработки имеющихся проблем защиты прав потребителей.

Данная  тематика в цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию проблемным вопросам защиты прав потребителя  не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.

Важнейшие по своей содержательной глубине  и перспективному значению разработки в области защиты прав потребителей разрабатывались такими учеными, как  М.И. Брагинский, В.В. Богдан, В.П. Грибанов, Я.Е.Парций, А.Е. Шерстобитов и другими. Труды этих авторов являются теоретической  базой данного исследования.

Итак, цель данной работы – исследовать форму  и способы защиты прав потребителей.

Исходя  из указанной цели, в данной дипломной  работе поставлены задачи:

- рассмотреть  общие положение о форме и  способах защиты прав потребителей;

- проанализировать  две формы защиты прав потребителей: внесудебный и судебный порядки;

- раскрыть  содержание отдельных способов  защиты прав потребителей, в частности,  самозащиту, прекращение или изменение  правоотношения, возмещение убытков,  взыскание неустойки и возмещение  морального вреда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовое  регулирование отношений по защите  прав потребителей .

Действовавшее до принятия Закона «О защите прав потребителей»  законодательство не в полной мере соответствовало международному уровню защиты потребительских прав. Данное несоответствие законодательству международного уровня проявлялось в том, что: во-первых, основные вопросы, касавшиеся охраны прав потребителей, либо не были решены на законодательном  уровне, либо, если и решались на этом уровне, то в чисто традиционном плане отраслевым законодательством  без учета приоритета охраны прав потребителей; во-вторых, не все международно признанные права потребителей были надлежащим образом защищены (право  на информацию, право на обеспечение  безопасности жизни и здоровья, право  на возмещение вреда, причиненного товарами и услугами ненадлежащего качества) и гражданско-правовые способы защиты прав потребителей не имели надежного  механизма реализации; в-третьих, не в полной мере соответствовало международному уровню регулирование ответственности  производителей, предприятий торговли и обслуживания перед потребителями  в случае причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; в-четвертых, недостаточно были урегулированы вопросы, касающиеся организации и деятельности организованного потребительского движения, в том числе общественных формирований потребителей, создаваемых  в целях коллективной охраны интересов  граждан. Что же касается специальных  государственных органов по защите прав потребителей, то таковые вообще отсутствовали4.

В соответствие с п.1 ст.1 Закона «О защите прав потребителей»: «отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, Законом  «О защите прав потребителей», другими  федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Под иными правовыми актами РФ, согласно ст. 3 ГК РФ, понимаются Указы  Президента РФ и постановления Правительства  РФ. Список всех нормативных актов  приводится в конце данной работы.

Законодательство  о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение заказать или  приобрести либо заказывающим, приобретающим  или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией, либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны.

Учитывая  это, законодательство о защите прав потребителей не применяется при  разрешении споров, вытекающих из отношений  между гражданами, вступающими в  договорные отношения между собой  с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных  с осуществлением предпринимательской  деятельности, а также из отношений, возникающих в связи с приобретением  гражданином-предпринимателем товаров, выполнением для него работ или  предоставлением услуг не для  личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской  деятельности либо в связи с приобретением  товаров, выполнением работ и  оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций.

Если  переходить к конкретным видам сделок, то следует заметить, что отношения, регулируемые законодательством о  защите прав потребителей, могут возникать  из возмездных гражданско-правовых договоров  на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности, из договоров  розничной купли-продажи (в том  числе недвижимости, энергоснабжения); аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального  найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором  находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению  предоставления нанимателю необходимых  коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан  и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; договоров возмездного оказания услуг (связи - почтовых, телефонных, телеграфных, медицинских и образовательных  услуг, ветеринарных, гостиничных, туристических  и иных) и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Кроме того, с 20 декабря 1999 года (времени опубликования  Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон  Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 17 ноября 1999 года[3]) отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Предметом договора государственного займа являются деньги, которые одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику). В соответствии со ст. 817 ГК РФ по договору государственного займа заемщиком выступают Российская Федерация, субъект РФ. Приобретая государственные  облигации или иные государственные  ценные бумаги, гражданин предоставляет  государству (в лице соответствующих  органов) заем в виде денежных средств. Таким образом, гражданину при этом не оказывается услуга и, соответственно, нельзя рассматривать государство  в качестве исполнителя услуг  в понимании Закона «О защите прав потребителей»5.Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при отправлении судом правосудия; отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий; отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.)6

 

 

 

 

 

 

      

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2. Общая характеристика формы и способов защиты прав потребителей .

Как уже  было отмечено, проблема гражданско-правовых способов защиты прав потребителей, эффективности  их применения на практике для российской правовой науки не является новой, но теоретические и практические аспекты  данной проблематики в правовой литературе освещены недостаточно полно. Способы  защиты представляют собой комплекс мер, применяемых в целях обеспечения  свободной реализации субъективных прав.

Ст. 12 ГК РФ предусматривает 12 способов защиты гражданских прав. По сравнению с  Гражданским Кодексом РСФСР7 1964 г. (далее ГК РСФСР) перечень этих способов значительно расширился, хотя новшеств всего два: впервые на законодательном уровне закреплены самозащита гражданских прав и возмещение морального вреда. Скорее всего, введение новых способов защиты прав граждан и детализация старых были обусловлены переходом от массовых ценностей к индивидуалистическим, имеющим в своей основе права, свободы и интересы отдельного человека.

Информация о работе Государственная и общественная политика по защите прав потребителя