Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:37, курсовая работа
Цель работы – изучение правового статуса адвокатов и деятельности адвокатов как субъектов доказывания в суде первой инстанции.
Задачи исследования:
Дать понятие адвокатской деятельности, правового статуса адвоката и процедуры его приобретения.
Изучить правовые основания участия адвоката в гражданском процессе в суде первой инстанции.
Рассмотреть полномочия адвоката по доказыванию в гражданском процессе в суде первой инстанции; определение адвокатом предмета и пределов доказывания.
Охарактеризовать деятельность адвоката в процессе сбора доказательств.
Определить деятельность адвоката по представлению, исследованию и оценке доказательств в гражданском судопроизводстве в суде первой инстанции.
Глава 1. Правовой статус адвоката………………………………….
Понятие адвокатской деятельности……………………….
Статус адвоката: процедура приобретения……………………
Глава 2. Деятельность адвоката как представителя в гражданском процессе….
2.1. Участие адвоката в гражданском процессе в суде первой инстанции: правовые основания…………………..
2.2. Доказывание в гражданском процессе в суде первой инстанции: полномочия адвоката………………………….
2.3. Участие адвоката в подготовке дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции………..
2.4. Участие адвоката в процессе доказывания на стадии судебного разбирательства в суде первой инстанции…………
Заключение……………….
Литература………………….
Ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Данное положение призвано гарантировать доступ малообеспеченных слоев населения к профессиональной защите. Оплата труда защитника в этом случае может быть предоставлена за счёт государства. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 установило размер оплаты труда для адвоката, участвующего по назначению в уголовном процессе. На практике данное постановление не работает. Поэтому необходимо создание в Российской Федерации муниципальной адвокатуре, чтобы все дела по назначению вели муниципальные адвокаты.
Ч. 6 ст. 17 Закона об адвокатской деятельности гласит: «Территориальный орган юстиции, располагающий сведениями об обстоятельствах для прекращения статуса адвоката, направляет представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. В случае, если совет адвокатской палаты в трёхмесячный срок со дня поступления такого представления не рассмотрел его, территориальный орган юстиции вправе обратится в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката». Это положение закона составляет возможность двоякого толкования. Его можно понимать так, что орган юстиции вправе обратиться в суд только в том случае, если адвокатская палата никак не отреагирует на направленное ей представление. Приведённое положение ч. 6 ст. 17 Закона не представляет территориальному органу юстиции права обжаловать такое решение, но и не запрещает ему сделать это.
Поэтому все сомнительные случаи лишения статуса адвоката должны быть известны, для этого необходима публикация решений о лишении статуса в изданиях адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов. Федеральную палату необходимо наделять правом рассматривать жалобы на решения квалификационных комиссий о лишении статуса адвоката.
Жизнь и безопасность адвоката и членов его семьи реально никак не обеспечено, поскольку существующие правовые нормы носят декларативный характер, а Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в п. 4 ст. 18 провозглашает: «Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества». Однако какие конкретные действия должны приниматься во исполнение данной нормы, кто именно должен их осуществлять, Законом не определено. Поэтому необходимо внести предложения в части ответственности за препятствие деятельности адвоката, в законы «О милиции», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов» - в части реального обеспечения безопасности адвокатов и членов их семей.
Ч. 3ст. 161 УПК РФ о соблюдении следственной тайны во многом ограничивает деятельность защитника при предварительном расследовании, так как знакомиться со всеми материалами уголовного дела и выписывать из них любые сведения и в любом объёме, а также снимать копии с материалов уголовного дела, защитник может только по окончании предварительного расследования (п. 7 ч. 1 ст. 53 УПК РФ).
Нельзя признать достаточной и защиту независимости высказываний адвоката ст. 18 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В законе изначально установлено противоречие: к какой-либо ответственности адвокат не может быть привлечён, если нет приговора суда, вступившего в силу, но чтобы состоялся приговор, необходимо привлечь к ответственности. В статьях уголовного кодекса РФ, регламентирующих ответственность за клевету и оскорбление, нет никаких оговорок в отношении адвоката.
Необходимо внести поправки в п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; дополнить его положением, что адвокат не может быть привлечён к какой-либо ответственность за высказывания, сделанные при осуществлении адвокатской деятельности либо руководителям адвокатского сообщества по корпоративным делам сообщества, если только оно не выражено в оскорбительной форме.
Государство в лице органов законодательной власти недооценивает роль, которую адвокаты играют в судебной работе. Законодательные власти нередко стесняют адвоката, ограничивают его свободу и даже нарушают некоторые из его основных прав. Но ему обязательно должна быть обеспечена возможность защищать человека или быть его представителем. Нормы адвокатского права являются системой средств обеспечения его значимой деятельности. Адвокатура живет по Федеральному закону, принятому 31 мая 2002 года « Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Многие вопросы гражданско-процессуальной деятельности адвокатов юридически не урегулированы. Это не позволяет им в полной мере выполнять свои профессиональные обязанности.
В связи с этим сегодняшнее положение адвоката в гражданском процессе очень сложное. Не разработаны наиболее важные вопросы участия адвоката в подготовке гражданских дел к судебному разбирательству. Адвокаты по материальным соображениям доверителей не могут участвовать в рассмотрении дел во всех стадиях гражданского судопроизводства.
Несмотря на то, что с 01.02.2003г. вступил в действие Гражданский процессуальный кодекс РФ, все же ряд вопросов, касающихся представительства, осуществляемого адвокатами в суде первой инстанции, остались неразрешенными или разрешены не до конца. Это, в частности, относится к вопросам о том, кто может быть представителем в суде. Ранее действовавший ГПК РСФСР перечислял все основные категории возможных представителей, в числе которых назывался адвокат. Законодатель в ст.49 ГПК РФ определил лишь требования, которым должен удовлетворять представитель: дееспособность представителя и надлежащим образом оформленные полномочия, а также закреплено ограничение представительства: судьи, следователи, прокуроры не могут быть представителями в суде, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Зачастую люди доверяют защиту своих прав и законных интересов лицам, далеким от юриспруденции, не получая никакой гарантии, что им будет оказана квалифицированная юридическая помощь, гарантированная Конституцией.
Очень важным для адвоката является необходимость принятия правильного юридически грамотного и не противоречащего закону решения, поскольку своевременная реакция на ту или иную процессуальную ситуацию является обязанность адвоката.
Целесообразно
внести дополнения в ст.34 ГПК РФ,
указав в числе лиц, участвующих
в деле, также и адвоката-
В законодательстве ничего не сказано о том, как адвокат может реализовать право самостоятельно собирать, закреплять и представлять сведения, касающиеся обстоятельства дела. Какое юридическое значение будут иметь собранные, закрепленные и представленные им сведения, и как к таким сведениям должен относиться суд, которому они будут представлены.
В более надежном механизме реализации нуждается право адвоката запрашивать необходимые документы из государственных и общественных организаций. Законодателю необходимо предусмотреть дисциплинарную либо административную ответственность должностных лиц за отказ в выдаче необходимых документов адвокату по его запросу.
Не урегулирован вопрос о возможности отвода адвоката лицами, участвующими в деле. Ст.19 ГПК РФ в числе лиц, которым может быть заявлен отвод, адвоката не называет. Но согласно ч.4 ст.6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если
В
силу установления таких
Существенный недостаток содержится и в самой норме закона (п.1 ч.3 ст. 69 ГПК РФ). Здесь предусмотрено, что адвокат по гражданскому делу не может быть вызван в суд и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением обязанностей представителя. Если исходить из текста статьи, то складывается впечатление, что она распространяется не на всю информацию, а только на ту, которая получена адвокатом после принятия поручения на ведение конкретного гражданского дела. Но разве общение с доверителем ограничено только судебными заседаниями?
Возможно, данные пробелы остались бы без внимания, но практика показывает иное. В некоторых случаях у адвокатов-представителей просто «связаны руки», и они вынуждены обращаться к законодателю для разъяснения тех или иных вопросов.
От
разрешения этих назревших проблем
и своевременного законодательного
реагирования на возникающие в практике
вопросы зависит работа адвоката как
представителя в суде.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативные акты
Специальная литература
Информация о работе Деятельность адвоката как представителя в гражданском процессе