Гражданское общество и его развитие в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Предлагаемое читателю – студенту СПб отделения Высшей школы экономики, либо иному другому человеку, заинтересованному в понимании феномена гражданского общества – учебное пособие является и пионерским и экспериментальным одновременно. Само понятие гражданского общества еще не устоялось пока ни в зарубежном, ни, тем более, в российском научном сообществе. Тем не менее, это понятие достаточно широко используется в современной общественной и политической жизни, и является уже ее неотъемлемой частью. Именно поэтому курс «Гражданское общество и его развитие в современной России» включен в программу подготовки бакалавров и специалистов на кафедре прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ, а также читается студентам других факультетов филиала.

Содержание

Предисловие……………………………………………………………………………4
1. Понятие гражданского общества: исторические корни и возможные
определения…………………………………………………………………………..6
1.1. Исторические корни……………………………………………………….6
1.2. Гражданское общество как знамя в борьбе против Советского
режима…………………………………………………………………………...9
1.3. Концепция гражданского общества в работах современных западных исследователей………………………………………………………………….11
1.4. В поисках определения…………………………………………………….13
2. Ростки гражданского общества в СССР……………………………………………21
2.1. Существовали ли элементы гражданского общества в СССР?................21
2.2. Общественные организации и гражданские инициативы в
период перестройки……………………………………………………………28
3. Некоммерческие организации в Российской Федерации в 90-е годы……………36
3.1. НКО и политика. Законодательные основы деятельности НКО………..36
3.2. Основные типы некоммерческих организаций…………………………..41
3.3. Деятельности НКО в 90-е годы (на примере Санкт-Петербурга)……….45
3.4. Сообщество НКО: взаимодействие с властью и иностранными
фондами………………………………………………………………………….62
4. Практики и формы взаимодействия НКО и власти в 2000-2003 гг………………. 68
4.1. Гражданское общество становится предметом внимания российской
власти…………………………………………………………………………….. 68
4.2. Подготовка Московского Гражданского форума и
его некоторые итоги………………………………………………………………70
4.3. Государство и гражданское общество: поиски диалога (2002-2003 гг.)….73
5. Взаимодействие власти и гражданского общества в России: современные
тенденции (2004-2007 гг.)…………………………………………………………………81
5.1. Российский Гражданский конгресс: путь политизации гражданского
общества……………………………………………………………………………81
5.2. Социальный форум в Перми (2004 г.)……………………………………….82
5.3. Создание Общественной палаты РФ и начало ее деятельности…………...84
5.4. Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека………………………………………86
5.5. Новое законодательство о НКО и проблемы финансирования
некоммерческих общественных организаций……………………………….…..88
6. Изучение развития гражданского общества в России:
от описания к формулировке моделей…………………………………………………...92
6.1. Материалы и исследования о гражданском обществе и организациях
Третьего сектора: попытка классификации……………………………………92
6.2. Основные концепции и модели взаимодействия структур гражданского
общества и власти…………………………………………………………………..97
7. Концепция развития публичной политики…………………………………………..112

Работа содержит 1 файл

Гражданское общество-УчПос-07.doc

— 720.00 Кб (Скачать)

Важным направлением деятельности современной МХГ было и остается стимулирование власти на развитие поддержки правозащитной деятельности. Так, именно МХГ стало инициатором Указа Президента РФ Б.Н.Ельцина 1996 г. о создании Комиссии по правам человека при Президенте РФ и о других мерах по поддержке правозащитного движения в России. Соответственно, председатель Л.М.Алексеева вошла тогда в состав этой Комиссии, а в ноябре 2004 г. – стала членом Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

 

Пермский региональный правозащитный  центр

Инициативная группа по созданию Пермского регионального правозащитного центра (далее ПРПЦ) сформировалась осенью 1994 года. ПРПЦ создан усилиями актива пермских организаций Всероссийского общества "Мемориал", партии "Демократический выбор России" и Социал-демократической партии России.

Цель деятельности ПРПЦ - создание в Пермской области эффективной негосударственной системы защиты прав человека. Подцели - содействие самодеятельности и самоорганизации граждан в защите своих прав; стимулирующее воздействие на государственные институты с целью повышения эффективности их правогарантирующей деятельности.

Базовые направления деятельности:

  • прием граждан по вопросам защиты прав человека, включая работу выездной общественной приемной;
  • социально-правовой патронаж граждан (включая участие в судебных процессах) наиболее сложных и социально-значимых дел;
  • противодействие пыткам и другим видам жестокого обращения и наказания;
  • разработка и распространение правозащитных методик и технологий;
  • разработка и реализация правотворческих инициатив;
  • пропаганда правозащитной деятельности;
  • проведение обучающих и просветительских мероприятий;
  • сбор и анализ информации о гарантиях, нарушениях и защите прав человека в регионе, в стране, в мире;
  • содействие созданию негосударственных институтов правозащиты;
  • сбор средств для пермских заключенных, не имеющих родных и близких;
  • помощь в социальной адаптации гражданам, освободившимся из мест заключения и гражданам без постоянного места жительства.

ПРПЦ подготовлены и изданы доклады  о соблюдении прав человека в Пермской области за 1998, 1999 и 2000 годы, а также Доклад о нарушениях в Пермской области выборного законодательства при проведении выборов депутатов в Государственную Думу III созыва. За восемь лет работы издано 16 методических пособий и брошюр общим тиражом 81 200 экземпляров (в том числе практическое пособие "Альтернативная гражданская служба" и "Правозащитная хрестоматия для заключенного", "Защита авторских прав" "Справочник для освобождающихся из исправительных учреждений Пермской области").

В рамках общественной приемной и в рабочем порядке по вопросам защиты прав граждан было принято 17 448 человек. Беседы с обращающимися гражданами сопровождаются правовыми рекомендациями, составлением правовых документов, выписками из нормативных актов и т.п. Проведено более 130 просветительских мероприятий - правозащитная школа, экспертная дискуссия по пыткам, просветительские мероприятия в рамках экспедиций, посвященные актуальным проблемам защиты прав человека.

В 1996 г. Центр стал инициатором создания Пермской гражданской палаты – региональной общественной организации, чьей миссией является содействие формированию и эффективному функционированию некоммерческого сектора в Пермской области. Другими учредителями  Пермской гражданской палаты  стали также, Пермское областное отделение Всероссийского общества инвалидов, Пермское областное общество "Мемориал" и Пермская молодежная лига. В течение 8 лет Гражданская палата осуществляет взаимодействие широкого спектра некоммерческих организаций, экспертного сообщества, средств массовой информации для поддержки и развития принципов гражданского общества, развития общественных инициатив в регионе. Руководитель и создатель ПРПЦ – Игорь Аверкиев – стал позже председателем Пермской гражданской палаты

 

3.3.5. Организации четвертого  типа. Аналитические центры, «фабрики мысли» и центры публичной политики

 

К четвертому классу НКО, которых можно  называть также Инфраструктурными  организациями,  можно отнести  группу, обозначенную в каталоге Базы данных ЦРНО как «Ресурсные центры» - 23 организации или около 2% от общего количества. Ярким примером таких организаций является сам Центр развития некоммерческих организаций (рук. Р.Хацкелевич), о котором уже упоминалось.

Другим примером организаций этого  класса может служить гуманитарно-политологический центр  СТРАТЕГИЯ, Миссией Центра: является, как это было сформулировано уже в 1999 г.: «Содействие становлению гражданского общества и правового государства в России путем реализации проектов и программ, направленных на развитие общественного участия, социального партнерства и ответственности власти».

Его создание в 1993 году стало результатом  неудовлетворенности части депутатов  Петросовета и других политиков  перестроечной волны первыми  результатами своего «нахождения во власти», тем, что попытки создания новых политических партий приводили к появлению все новых и новых «пародий на КПСС».

Так, уже летом 1992 г. в среде депутатов  Петросовета был создан Либеральный  клуб (рук. А.Болтянский), далее частью этой же команды был создан Общественный фонд «Содружество», а весной 2003 г. в ответ на идею бывшего Государственного секретаря России Г.Э.Бурбулиса создать в стране сеть аналитических центров для выработки стратегии развития России и ее регионов этой же группой был учрежден и СПб филиал гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ. Важно подчеркнуть, что активную роль в появлении этих организаций играли и упоминавшийся ранее член Руководящего Совета НТС А.Ю.Штамм, ставший вице-президентом СПб центра СТРАТЕГИЯ, а также один из активистов клуба «Перестройка», руководитель Вычислительного центра психологического факультета СПбГУ М.М.Зиберт. Тем самым при создании СПб центра СТРАТЕГИЯ была проявлена связь как с интеллектуальными группами антисоветского подполья и российской эмиграции, так и с аналогичными структурами перестроечного времени.

За прошедшие  годы Санкт-Петербургский  центр  “Стратегия”  сформировался как  активно действующая научно-образовательная  некоммерческая организация. Наряду с  исследованиями, направленными на анализ процессов становления структур  гражданского общества и региональных властных структур, центром постоянно организуются и проводятся образовательные семинары, конференции, круглые столы для активистов общественных организаций, политических партий  и депутатов различных регионов России. Центром также  разработан ряд законопроектов для Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и проектов Распоряжений  Губернатора СПб.

Деятельность осуществляется силами постоянных сотрудников центра с  привлечением ведущих специалистов города, России и других  стран. Так как Санкт-Петербургский центр “Стратегия”  не имеет ни постоянного бюджетного финансирования,  ни доходов от какой-либо коммерческой деятельности, то для реализации программ центра, как правило, привлекаются партнеры из числа органов государственного и муниципального управления различных уровней, некоммерческих организаций и зарубежных благотворительных фондов.

В последние годы основными программами  Центра были:

  • «Региональный Омбудсман и Права Человека» - Развитие института Уполномоченного по правам человека и других государственных и общественных организаций по защите прав человека в регионах России, развитие образования в области прав человека
  • «Прозрачный бюджет» - Развитие общественного участия в бюджетном процессе и его оптимизация, развитие общественного участия в реформе ЖКХ
  • «Общество против коррупции» - «Предупреждение коррупции силами гражданского общества».

 

Одной из первых «Фабрик мысли» созданных  в постперестроечное время тогда  еще в Ленинграде стал Международный центр социально-экономических исследования «Леонтьевский центр». Инициатором его создания стал заместитель председателя Ленинградского исполкома А.Б.Чубайс, который понимал, что для реализации реальной экономической реформы, за которую он отвечал, ему будет нужен серьезный и эффективный «мозговой центр». Так как в то время – осенью 1990 г. – в России еще не существовало законодательство о неправительственных некоммерческих организациях, то в качестве организационной формы был выбрано муниципальное предприятие. Основу Леонтьевского центра составили молодые и уже не очень молодые экономисты, участники клубов «Перестройка» и «Синтез», а также их коллеги из академического Института социально-экономических проблем, из экономических вузов города. После вхождения ряда питерских экономистов в состав Правительства России Леонтьевский центр стал также интеллектуальной базой и для команды российских реформаторов. Название этой новой организации было не просто данью уважения известному российскому экономисту, представителю российской эмиграции советского периода. Лауреат Нобелевской премии поддержал создание центра, носящего его имя, символизируя тем самым как восстановление разорванных в советской время связей между отечественной и мировой наукой, так и связей с российским дореволюционным культурным и научным наследием.  
Леонтьевский центр постепенно стал эффективной «фабрикой мысли», действующей в экономической сфере, его разработки применялись и применяются сегодня не только в Ленинграде и Санкт-Петербурге, но и в других регионах России, на также на федеральном уровне. Одним из наиболее известных его дел в городе в конце девяностых годов стала разработка Стратегического плана развития города, процесс, в котором участвовали представители практически всех заинтересованных групп общественности86.

Если Леонтьевский центр стал формой практически направленной организации  экономического знания, ориентированной  на реформаторскую часть региональной, а затем и федеральной исполнительной власти то есть классической «фабрикой  мысли», то созданный вскоре после него Центр независимых социальных исследований (рук. В.М.Воронков) явился скорее новой формой организации собственно социологических исследований. И хотя небольшая вначале группа социологов не ставила вначале своей целью какое-то практической использование результатов своих исследований, ориентируясь скорее на европейское научное сообщество и на европейские источники финансирования, то по мере накопления их достаточно интересных результатов ими стали все более широко пользоваться различные структуры гражданского общества.

Аналогичные процессы происходили  в это время и в других регионах Северо-Запада. Так, например, в Калининграде появился аналитический фонд под  названием «Региональная Стратегия». У его «колыбели» стояли первый губернатор области, профессор Ю.Маточкин и политолог-экономист С.Гинзбург. После проигрыша Ю.Маточкиным на выборах губернаторского места именно фонд стал одной из форм приложения им своих аналитических и организационных возможностей. Наряду с проведением мониторинга социально-экономической ситуации в регионе фондом издавался аналитический бюллетень, который успешно раскупался российскими и иностранными бизнес- и властными структурами.

В Пскове группа местных интеллигентов  и активистов демократического движения (В.Вагин, Э.Моппель, Лев Шлосберг87 и др. в начале 90-х годов создала целый комплекс образовательных и аналитико-внедренченских структур, среди которых наиболее заметными стали псковский Вольный университет и Центр социального проектирования «Возрождение». Вольный университет стал интересным примером негосударственного вуза с достаточно явно очерченной в то время гражданской позицией. Центр «Возрождение», работая вначале в тесном контакте с мэром Пскова, а затем, после  потери последним на выборах своего поста, став более самостоятельным и независимым, может служить хорошим примером регионального Центра публичной политики.

В Великом Новгороде, который в  середине 90-х годов был еще  просто Новгородом, наиболее близкой  к местным фабрикам мысли или  Центрам публичной политики является муниципальное предприятие Центр «Диалог» (рук.А.И.Жуковский) тесно работающее как с городской, так и с областной администрациями. Новгородская область являлась интересным примером региона, руководитель которого (с 1991 по 2007 г) М.М.Пруссак исходно зарекомендовал себя как твердый сторонник либеральных реформ в экономике, развития широкого международного сотрудничества, постоянного (хотя и управляемого администрацией) диалога со структурами гражданского общества. В результате этих факторов Новгородская область по объему иностранных инвестиций в середине 90-х годов превышала даже Санкт-Петербурге. Соответственно, Центр «Диалог» активно участвовал в реализации международных программ, устанавливая партнерские связи с университетами и научными центрами США и Европы.

В столице Карелии Петрозаводске  инициатором создания республиканского отделения гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ стал председатель президиума Карельского научного центра РАН А.Ф.Титов. Вскоре по его приглашению автор этих строк приехал в Петрозаводск, где   рассказал о целях и принципах создания подобной организации. Участниками встречи были молодые ученые Карельского научного центра – экономисты, историки, социологи, биологи, часть из них ранее были членами республиканского Совета молодых ученых и специалистов. Идея была поддержана участниками встречи и вскоре Карельский филиал центра СТРАТЕГИЯ был создан.

Однако далее часть активных участников создания Центра перешла  на работу в Министерство экономики  Карелии (например, В.Соловов, который разрабатывал там концепцию создания инновационного технопарка), другие ушли из Академии наук и создали свои организации (например, Л.Бойченко, основавшая Карельский центр гендерных проблем) и в целом работа Карельского филиала СТРАТЕГИИ не получила развития. Вместе с тем позже А.Ф.Титов вместе с другими учеными Карельского филиала РАН реализовали многие принципы «фабрики мысли», став интеллектуальной опорой кандидата на пост Главы республики С.Л.Катанандова, и обеспечивая затем концептуально его деятельность на посту Главы республики. 

Важно подчеркнуть, что многие инициативные группы социологов, психологов и политологов  как в Санкт-Петербурге, так и  в других регионах Северо-запада, из которых могли бы получиться успешные Фабрики мысли и Центры публичной политики, выбрали в начале и середине 90-х годов путь сопровождения и ведения избирательных кампаний, путь политтехнологов, путь, который приносил в то время большие доходы, но совсем не помогал становлению в регионах открытой, публичной политики.

Ярким примером московской организации, которая изначально создавалась  как организация, близкая по своим  задачам к Центрам публичной  политики, был Международный благотворительный фонд политико-правовых исследований “Интерлигал». Он был зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992 г., однако деятельность его началась на три года раньше, в виде Центра политико-правовых исследований, основанного в 1989 г. на базе редакции газеты "Московские новости" и юридического кооператива "Юстиция".

Хорошее знакомство по роду своей работы с соответствующей правовой базой и опытом деятельности подобных организаций в США, а также контакты с американскими коллегами, позволили Н.Ю.Беляевой вскоре создать эффективно действующий Центр,  а затем и Фонд политико-правовых исследований «Интерлигал». Важным шагом было создание Научно-экспертного совета фонда, в который вошли известные московские ученые, каждый из которых был (и является) экспертом в своем направлении:: С.А.Авакьян - заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; А.И.Ковлер - директор Центра сравнительного права Института государства и права РАН88; А.С.Автономов - доцент Московского государственного института международных отношений, заведующий правовым отделом Фонда развития парламентаризма; З.М.Зотова - заместитель заведующего кафедрой теории политических партий Академии государственной службы при Президенте РФ;  Т.В.Юрьева - заведующий кафедрой Экономико-статистического института.

Информация о работе Гражданское общество и его развитие в России