Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:32, курсовая работа
Предлагаемое читателю – студенту СПб отделения Высшей школы экономики, либо иному другому человеку, заинтересованному в понимании феномена гражданского общества – учебное пособие является и пионерским и экспериментальным одновременно. Само понятие гражданского общества еще не устоялось пока ни в зарубежном, ни, тем более, в российском научном сообществе. Тем не менее, это понятие достаточно широко используется в современной общественной и политической жизни, и является уже ее неотъемлемой частью. Именно поэтому курс «Гражданское общество и его развитие в современной России» включен в программу подготовки бакалавров и специалистов на кафедре прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ, а также читается студентам других факультетов филиала.
Предисловие……………………………………………………………………………4
1. Понятие гражданского общества: исторические корни и возможные
определения…………………………………………………………………………..6
1.1. Исторические корни……………………………………………………….6
1.2. Гражданское общество как знамя в борьбе против Советского
режима…………………………………………………………………………...9
1.3. Концепция гражданского общества в работах современных западных исследователей………………………………………………………………….11
1.4. В поисках определения…………………………………………………….13
2. Ростки гражданского общества в СССР……………………………………………21
2.1. Существовали ли элементы гражданского общества в СССР?................21
2.2. Общественные организации и гражданские инициативы в
период перестройки……………………………………………………………28
3. Некоммерческие организации в Российской Федерации в 90-е годы……………36
3.1. НКО и политика. Законодательные основы деятельности НКО………..36
3.2. Основные типы некоммерческих организаций…………………………..41
3.3. Деятельности НКО в 90-е годы (на примере Санкт-Петербурга)……….45
3.4. Сообщество НКО: взаимодействие с властью и иностранными
фондами………………………………………………………………………….62
4. Практики и формы взаимодействия НКО и власти в 2000-2003 гг………………. 68
4.1. Гражданское общество становится предметом внимания российской
власти…………………………………………………………………………….. 68
4.2. Подготовка Московского Гражданского форума и
его некоторые итоги………………………………………………………………70
4.3. Государство и гражданское общество: поиски диалога (2002-2003 гг.)….73
5. Взаимодействие власти и гражданского общества в России: современные
тенденции (2004-2007 гг.)…………………………………………………………………81
5.1. Российский Гражданский конгресс: путь политизации гражданского
общества……………………………………………………………………………81
5.2. Социальный форум в Перми (2004 г.)……………………………………….82
5.3. Создание Общественной палаты РФ и начало ее деятельности…………...84
5.4. Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека………………………………………86
5.5. Новое законодательство о НКО и проблемы финансирования
некоммерческих общественных организаций……………………………….…..88
6. Изучение развития гражданского общества в России:
от описания к формулировке моделей…………………………………………………...92
6.1. Материалы и исследования о гражданском обществе и организациях
Третьего сектора: попытка классификации……………………………………92
6.2. Основные концепции и модели взаимодействия структур гражданского
общества и власти…………………………………………………………………..97
7. Концепция развития публичной политики…………………………………………..112
К третьему классу могут быть отнесены организации, избравшие своей фокусной группой сами властные структуры и их взаимоотношения с гражданами и обществом, т.е. правозащитные организации, как традиционного типа, так и возникающие в последнее время группы гражданского контроля, включающие и контроль за действием исполнительной власти, например, ее карательных структур (Правозащитная организация "Гражданский контроль" в Санкт-Петербурге, созданная в 1993 г.), и контроль за процедурой выборов и т.д.
Наконец, последний, четвертый класс НКО будет состоять из возникающих в последнее время "инфраструктурных" НКО, миссией которых является содействие деятельности других некоммерческих организаций в самом широком смысле. Сюда входят и организации, специализирующиеся на правовом обеспечении НКО; и организации, совмещающие исследовательскую и образовательную деятельности; и центры поддержки НКО, возникшие на основе целевых грантов иностранных фондов. К этому же классу относятся и НКО, которые условно можно назвать организациями гражданских инициатив, ставящие своей целью содействие становлению гражданского общества в регионе, или содействующие партнерским отношениям общества и власти79.
Легко видеть, что эти классы НКО различаются не только по своим фокусным группам, но и по органичным для них формам взаимодействия с властью. Так, для первого класса НКО, особенно для объединений "товарищей по несчастью" властные структуры являются прежде всего источником финансовых и иных средств решения проблем членов этих организаций. Поэтому "НКО взаимопомощи" предстают перед властью чаще всего в роли просителей, в одних случаях докучливых, от которых власть привычно отмахивается, в других случаях профессионально "качающих права", как это происходит, например, с объединениями чернобыльцев, или иных жертв "государственных деяний". В последнем случае требование от государства помощи в решении собственных проблем вполне оправдано, так как именно государство эти проблемы создало...
Организации клубного характера и группы по интересам относятся к власти существенно более спокойно и в ряде случаев прекрасно без нее обходятся, арендуя где-нибудь помещения и оплачивая сами свои мероприятия и встречи. Конечно, они с удовольствием примут поддержку властных структур, но для них все же главное, чтобы власть им не мешала.
Для второго класса НКО взаимодействие
с властными структурами
НКО "экологического", в широком смысле профиля, также заинтересованы в сотрудничестве с властями, равно как и умные чиновники должны быть заинтересованы в сотрудничестве с этими организациями, цель деятельности которых - решение тех же проблем, которые должны решать и властные структуры. Однако, в отличие от проблем социальных, часто явных и прямо бросающихся в глаза, проблемы защиты природы и культуры кажутся сегодня многим чиновникам существенно менее острыми, по сравнению, например, с проблемой бездомных или детей-наркоманов, а денег в бюджете так мало... Поэтому-то и желания сотрудничать на равных с этими НКО у чиновников еще меньше, чем с благотворительными организациями.
В полной мере последний тезис относится к третьему выделенному нами классу НКО - правозащитным организациям. Их главная миссия - выявление случаев нарушения прав человека, защита этих прав и контроль деятельности государственных структур не может вызывать симпатии и желания сотрудничать у большинства чиновников исполнительной власти, и пока лишь немногие избранные политики понимают важность для демократического государства подобной правозащитной деятельности. Для большинства же чиновников эти организации - лишь помеха в их работе. Поэтому партнерство, а зачастую и сотрудничество с властью для организаций третьего класса весьма проблематично, а иногда и просто нежелательно.
Как правило, организации четвертого типа, или инфраструктурные организации, готовы находиться в партнерских отношениях с властными структурами, а некоторые из них и создавались для оказания влияния, улучшения деятельности властных структур, превращения их сотрудников из «государевых служащих» в сотрудников публичной власти, целью которой является обслуживание жителей и решение их проблем.
Если применить к этим четырем классам такие существующие в англоязычной научной литературе термины как «grass-root organization», «policy group” или “advocacy group», то организации первых двух классов можно отнести к «grass-root» организациям, т.е. организациям, растущим «как корни травы», относительно массовые и отражающих естественные потребности их членов. Организации третьего и четвертого классов - это скорее уже группы граждански направленных членов общества, действующих в направлении формирования и реализации “policy” – программ действий в какой-либо сфере деятельности общества и государства, либо в направлении отстаивания интересов – “advocacy” - каких-либо групп общества. Правозащитные организации при этом направлены в основном на реализацию функции гражданского контроля, тогда как организации четвертого класса более нацелены на социальное конструирование, на оказание образовательных и посреднических услуг, а также на аналитическую и законотворческую деятельность.
Легко видеть, что предложенные четыре класса НКО различаются, в частности, по степени "профессионализации" их деятельности. Если НКО первого и третьего класса действуют преимущественно на волонтерских началах, то для инфраструктурных организаций, а также во многом и для сильных НКО благотворительного профиля более свойственна уже профессиональная работа в этом направлении, причем зачастую это профессионалы высокого уровня, превосходящие профессионалов государственного сектора.
3.3. Примеры деятельности НКО в 90-е годы
3.3.1. Петербургский Центр РНО и его база данных
В 2003 году мы проводили экспресс анализ структуры некоммерческого сектора НКО в Санкт-Петербурге, используя при этом базу Центра развития некоммерческих организаций. Центр РНО, созданный в начале 90-х годов (основатель и директор – Роза Хацкелевич) и сам являющийся ярким примером НКО «четвертого типа», ведет прием представителей НКО, оказывает им постоянные консультации и проводит обучающие семинары. Соответственно, данные этих организаций заносятся в информационную базу ЦРНО. По любезно предоставленной сотрудниками ЦРНО информации, на ноябрь 2003 г. в этой базе содержалось информация о 1320 некоммерческих организациях Санкт-Петербурга, представители которых как-то проявили себя, взаимодействую с ЦРНО. Поэтому по типам этих активных НКО можно судить о структуре 3 сектора в Санкт-Петербурге в целом. Так как основная часть НКО была создана еще в 90 - годы, то мы можем отнести эти данные к ситуации развития НКО в этот период.
По данным (ЦРНО), к 2003 г. в Санкт-Петербурге зарегистрировано около 9 тысяч некоммерческих организаций. Из них, по оценкам экспертов этого центра, реально действуют около трети – т.е. около 3 тысяч. Соответственно, в базе данных представлены примерно 40% от этих организаций. По приблизительным оценкам в городе в некоммерческом секторе занято около 60 тыс. человек, причем 20 из них – на постоянной основе. Примерно половина из этих 20 тыс. – профессиональные социальные работники, педагоги, врачи, юристы.
Далее мы будем приводить примеры деятельности НКО каждого из выделенных выше четырех типов этих организаций прежде всего из жизни Санкт-Петербурга, дополняя их примерами работы НКО и других регионов России.
3.3.2. НКО первого типа – организации по общим проблемам и интересам их членов
К организациям первой подгруппы первого типа – «НКО взаимопомощи» - можно отнести такие категории НКО из классификатора Центра РНО, как медицинские (27 НКО или 2% от общего числа), детские (21 НКО, также примерно 2%), женские (32 НКО), молодежные (77 НКО, 6%), а также национальные объединения (49 НКО, 4%). В целом эта подгруппа состоит из 206 НКО или 16% от всех НКО из базы данных ЦРНО.
В качестве примеров НКО этого типа можно привести Санкт-Петербургскую общественную организацию инвалидов за независимую жизнь «Мы - вместе» (руководитель Ю.В.Кузнецов), действующую в городе уже около 12 лет. Направлениями работы этой организации являются: организация досуга членов организации; формирование позитивного отношения в обществе к людям с различной степенью и формами инвалидности; издание городской социально-политической газеты «Мы – часть общества».
Другим примером может служить также существующая более 10 лет общественная организация «Лига социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями Санкт-Петербурга» (рук. Г.Ф.Нестерова), основными направлениями работы которой является содействие лечению, обучению и социальной реабилитации и адаптации инвалидов с детства, а также организация медико-социальной диагностики и социально-правовых консультаций.
К подгруппе НКО «клубного типа» - объединениям по общим интересам - можно отнести такие категории из классификатора ЦРНО как собственно «Клубы по интересам» (37 НКО, 3%), культуры и искусства (137 НКО, 13%), религиозные (42 НКО, 3%), научные сообщества (37НКО, 3%), спортивные (21 НКО, 2%), военно-патриотические организации (4 НКО, 0,4%). В целом эта подгруппа состоит из 314 НКО или 24% от всех НКО из базы данных ЦРНО. Стоит отметить, что далеко не все религиозные или спортивные организации вообще обращаются в ресурсные центры НКО, вообще не ассоциируя себя с организациями Третьего сектора, и доля этих организаций по нашим оценкам существенно выше, чем три или два процента.
Хорошим примером организации этого
типа может служить существующее
в городе уже 17 лет Некоммерческое
партнерство личностного и
Другим примером, тесно связанным с культурной и общественной жизнью Санкт-Петербурга последних лет, является Региональной общественная организация «Товарищество «Свободная культура»», основанное в 1990 г. (Президент – С.В.Ковальский). Адрес этой организации – «Пушкинская. 10» - сам является символом определенного культурно-общественного явления. Пушкинская, 10 - это адрес старого многоквартирного дома недалеко от Московского вокзала, который еще в 1990 г. должен был идти на капитальный ремонт, но денег на это в бюджете не было. Жильцы меж тем были уже расселены, дом фактически пустовал и был при этом достаточно крепок. В этой связи и родилась идея превратить его в набор студий и мастерских для молодых артистов, художников и музыкантов. Этот проект был поддержан комиссией по культуре Ленинградского Совета, было принято и специальное решение его Президиума. Проект начал реализовываться, был открыт ряд студий, работал небольшой театр, регулярно устраивались выставки художников. Однако некоторое время спустя Мэр Санкт-Петербурга А.Собчак отменил все решения по проекту "Пушкинская,10", и издал распоряжение очистить здание от посторонних. Обитатели дома не согласились с этим решением и несколько месяцев продолжалась реальная конфронтация властей города и обитателями дома. Происходили визиты милиции, отключение тепла и холодной воды. В городе была организована специальная кампания в поддержку проекта, в которую включились знатные люди Петербурга, депутаты Законодательного собрания и Государственной Думы, в итоге Мэрия пошла на попятную. Это было реальным примером эффективности общественного мнения в городе.
В настоящее время это
3.3.3. НКО второго
типа - Благотворительные и
Обратимся теперь к организациям второго из выделенных нами классов НКО, направленных на решение проблем и реализацию интересов, связанных не только с их членами. В подкласс "НКО социальной направленности", или благотворительные организации, по классификации ЦРНО, попадает 360 НКО, что составляет 27% от всех организаций из их информационной базы. Это одна из наиболее представленных групп НКО.
В качестве примера успешно действовавших в начале 90-х годов благотворительных организаций можно привести две петербургские организации: благотворительное общество "Невский ангел" и благотворительный фонд "Ночлежка". Благотворительное общество "Невский ангел" (Председатель - Владимир Лукьянов) начало работать еще в 1987 году. Это одна из старейших благотворительных организаций города, основанная в период ранней перестройки по инициативе писателя Даниила Гранина. В то время ею были получены определенные материальные ресурсы, помещения от тогдашних властей города. Эти ресурсы были эффективно использованы, налажены прочные связи с американскими и другими зарубежными благотворительными организациями, активисты "Невского ангела" проходили стажировку за рубежом.
Информация о работе Гражданское общество и его развитие в России