Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:32, курсовая работа
Предлагаемое читателю – студенту СПб отделения Высшей школы экономики, либо иному другому человеку, заинтересованному в понимании феномена гражданского общества – учебное пособие является и пионерским и экспериментальным одновременно. Само понятие гражданского общества еще не устоялось пока ни в зарубежном, ни, тем более, в российском научном сообществе. Тем не менее, это понятие достаточно широко используется в современной общественной и политической жизни, и является уже ее неотъемлемой частью. Именно поэтому курс «Гражданское общество и его развитие в современной России» включен в программу подготовки бакалавров и специалистов на кафедре прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ, а также читается студентам других факультетов филиала.
Предисловие……………………………………………………………………………4
1. Понятие гражданского общества: исторические корни и возможные
определения…………………………………………………………………………..6
1.1. Исторические корни……………………………………………………….6
1.2. Гражданское общество как знамя в борьбе против Советского
режима…………………………………………………………………………...9
1.3. Концепция гражданского общества в работах современных западных исследователей………………………………………………………………….11
1.4. В поисках определения…………………………………………………….13
2. Ростки гражданского общества в СССР……………………………………………21
2.1. Существовали ли элементы гражданского общества в СССР?................21
2.2. Общественные организации и гражданские инициативы в
период перестройки……………………………………………………………28
3. Некоммерческие организации в Российской Федерации в 90-е годы……………36
3.1. НКО и политика. Законодательные основы деятельности НКО………..36
3.2. Основные типы некоммерческих организаций…………………………..41
3.3. Деятельности НКО в 90-е годы (на примере Санкт-Петербурга)……….45
3.4. Сообщество НКО: взаимодействие с властью и иностранными
фондами………………………………………………………………………….62
4. Практики и формы взаимодействия НКО и власти в 2000-2003 гг………………. 68
4.1. Гражданское общество становится предметом внимания российской
власти…………………………………………………………………………….. 68
4.2. Подготовка Московского Гражданского форума и
его некоторые итоги………………………………………………………………70
4.3. Государство и гражданское общество: поиски диалога (2002-2003 гг.)….73
5. Взаимодействие власти и гражданского общества в России: современные
тенденции (2004-2007 гг.)…………………………………………………………………81
5.1. Российский Гражданский конгресс: путь политизации гражданского
общества……………………………………………………………………………81
5.2. Социальный форум в Перми (2004 г.)……………………………………….82
5.3. Создание Общественной палаты РФ и начало ее деятельности…………...84
5.4. Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека………………………………………86
5.5. Новое законодательство о НКО и проблемы финансирования
некоммерческих общественных организаций……………………………….…..88
6. Изучение развития гражданского общества в России:
от описания к формулировке моделей…………………………………………………...92
6.1. Материалы и исследования о гражданском обществе и организациях
Третьего сектора: попытка классификации……………………………………92
6.2. Основные концепции и модели взаимодействия структур гражданского
общества и власти…………………………………………………………………..97
7. Концепция развития публичной политики…………………………………………..112
Как определили сами лидеры Фонда в своей информации для сайта Национальной службы новостей в 1998 г., основными направлениями деятельности Фонда являются::
По-видимому, наиболее значимым практическим результатом деятельности Фонда в середине 90-х годов стало его активное участие в подготовке и лоббированию Закона РФ "Об общественных объединениях". Так, в 1994 г. Фонд принял активное участие в работе специальной группы, возглавляемой помощником Президента по политическим вопросам Георгием Сатаровым. Группа была создана с целью определения политики государства в отношении "третьего сектора". Эксперты "Интерлигал" совместно с представителями общественных организаций, президентских структур и депутатов обеих палат парламента организовали встречу-семинар по выработке согласованного подхода к созданию законов, регулирующих отношения государства и общества. Президент "Интерлигал" Нина Беляева сформировала рабочую группу по подготовке такого закона, который был принят и подписан Президентом РФ в мае 1995 г89.
Исследовательское направление деятельности Фонда заключалось в проведении сравнительного исследования развития общественных организаций в России, Казахстане, Узбекистане и на Украине, а также государственной политики этих стран в отношении общественных организаций, существующей юридическо- правовой базы взаимоотношений государства и общества90.
В рамках своей образовательной деятельности Фонд занимался организацией и проведением семинаров, конференций, тренингов по вопросам правового регулирования и управления деятельностью НКО. Цель проведения такого рода мероприятий - создание правовых моделей взаимодействия государства и гражданского общества, совершенствование правовой среды, создающей возможности для эффективной деятельности общественных объединений. Так, в 1992-1997 гг. было проведено около пятидесяти семинаров и тренингов в различных регионах России, в Казахстане, на Украине, Болгарии и США.
Фонд располагал91 филиалами в России (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Иркутск), на Украине (Одесса), в Казахстане (Алма-Ата), а также отделением в США (Нью-Йорк). Так, Петербургский филиал Фонда возглавляла известный общественный деятель О.В.Старовойтова, в правление филиала входили известные петербургские ученые – социологи и юристы, в частности, зав. сектором СПб филиала Института социологии РАН В.В.Костюшев. В середине 90-х годов Петербургское отделение Фонда активно участвовало в становлении сообщество некоммерческих организаций города и региона, было одним из учредителей коалиции «В поддержку Третьего сектора»92.
3.4. Сообщество НКО: взаимодействие с властью и иностранными фондами
После начала 90-х годов, когда «демократы первой волны» во властных структурах (прежде всего, в структурах представительной власти) принимали законы, облегчающие регистрацию общественных организаций, а также поддерживали их развитие как важной части гражданского общества93, внимание властей разного уровня к развитию НКО постепенно угасало. На федеральном уровне власть была озабочена в основном формами взаимодействия с политическими партиями, сильной тогда КПРФ, на региональном и местном уровнях у власти также были иные интересы, и сообщество некоммерческих организаций существовало достаточно автономно.
Основными движущими силами развития
организаций некоммерческого
Именно в это время в Москве начали работу Московские представительства американских организаций National Democratic Institute (Национальный демократический институт) и International Republic Institute (Международный республиканский институт), связанные, соответственно с Демократической и Республиканской партиями США. Московское представительство Международной организации Charity Aid Foundation (со штаб квартирой в Великобритании) – КАФ-Россия, стало важным методическим центром развития структур гражданского общества в России. Продолжало свою работу Московское представительство созданной еще в советское время Организации советско-американских обменов IREX (Айрекс). Одновременно становились на ноги и собственно российские организации, такие, как Международный фонд правовых исследований «Интерлигал», созданный Н.Ю.Беляевой еще в последние годы СССР, фонд ИНДЕМ - «Информатика для демократии» (президент – Г.Сатаров), интенсивно работала тренерская организация «Голубка», проводившая тренинги по развитию некоммерческих организаций в разных регионах страны. Активно развивались и ассоциации НКО созданные по профильному, тематическому принципу. В качестве примера можно привести Независимый Женский Форум, координирующую функцию в котором выполнял Информационный центр, позже ставший одной из основ Феминистского ориентационного центра, а также объединение экологов Социально-экологический союз94.
В Санкт-Петербурге, например, развитию некоммерческих организаций, организаций Третьего сектора были посвящены различные семинары и тренинги, широко проводившиеся в 1994-1996 гг. рядом зарубежных организаций, таких, как уже упомянутые Национальный демократический институт, Международный республиканский институт, и другие. В ряде случаев партнерами этих организаций были и петербургские некоммерческие организации, видевшие в качестве своей миссии развитие гражданского общества, например СПб отделение Международного фонда правовых исследований Интерлигал (Председатель правления – О.В.Старовойтова), а также Санкт-Петербургский Гуманитарно-политологический центр СТРАТЕГИЯ.
Во второй половине 90-х начался и выход активности ряда московских и петербургских организаций за пределы собственно обеих столиц. В качестве показательного примера можно привести проект «Эффективное управление НКО и сбор средств», который реализовали совместно Феминистский ориентационный центр и Айрекс при финансовой поддержке Агентства международного развития (США). В рамках этого проекта было проведено по два семинара-тренинга для лидеров НКО в ряде городов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Опыт этого проекта был развит в следующем проекте этих же партнеров, уже носящем название «Социальное партнерство»95.
Санкт-Петербургские организации четвертого типа (по нашей классификации), такие, как ЦРНО, СПб центр СТРАТЕГИЯ и другие, начали проводить семинары и тренинги для активистов НКО в Карелии, в Новгородской, Псковской и других областях Северо-запада. Примером может служить проект «Развития управления организациями и социальное партнерство в Республике Карелия и Псковской области», который был реализован СПб центром СТРАТЕГИЯ при поддержке фонда Евразия в 1996-1997 гг. В рамках этого проекта в каждом из этих субъектов федерации было проведено по два трехдневных семинара-тренинга для активистов третьего сектора, а также оказывалась широкая консультативная помощь участникам этих семинаров. В процессе реализации этого проекта большое внимание уделялось также развитию экспертных и консультативных возможностей представителей третьего сектора Петрозаводска и Пскова.
В этот период диалог НКО и власти в той или иной мере в основном происходил, на региональном, и, особенно, на местном уровне. Это взаимодействие, в отличие от ситуации начала 90-х годов, имело место прежде всего с властью исполнительной, так как от нее зависели предоставление помещений для офиса и размер арендной платы. С другой стороны, многие НКО социальной направленности реально участвовали в решении социальных проблем, их представители входили в различные профильные советы, а сами они иногда выполняли проекты по заказам местных и (или) региональных властей. По мере развития опыта систематических встреч представителей власти и лидеров НКО естественным образом возникала и проблема легитимного (законного, общепринятого) представления интересов сообщества НКО перед властными структурами. В качестве способа решения этой проблемы многими рассматривается создание городских и региональных ассоциаций некоммерческих организаций. Однако в российской практике так и не сложился опыт создания таких ассоциаций96. Вместо этого имели место попытки создания таких ассоциаций "сверху", со стороны властных структур, в виде Общественных палат при Представителях Президента или в других формах, которые, как правило, оказывались неудачными. Вместе с тем профильные региональные или местные коалиции НКО оказывались более успешными.
Постепенное и естественное развитие процесса российских общественных организаций получило существенное ускорение в результате реализации в течении 1996-1998 гг. программы американского Консорциума ряда организаций во главе с небольшой американской организацией «Save the children» («Спасем детей») по развитию в России ресурсных центров для НКО. В этом тексте по-видимому не целесообразно подробно разбирать опыт деятельности этого Консорциума, отметим лишь, что для его руководителей было характерно вести свой проект как бы «с чистого листа», слабо используя, либо не используя совсем предыдущий российский опыт. В итоге в ряде регионов функции ресурсных центров, которым были переданы финансы для оказания поддержки развитию другим НКО, стали выполнять уже завоевавшие авторитет местные организации третьего сектора, в других – гранты получили структуры, связанные со старыми, «доперестроечными» организациями, пытающимися встроиться в современную ситуацию при активной поддержке местной власти, в третьих – их получили просто случайные люди, а иногда и авантюристы97.
В результате даже в случае хорошо организованной деятельности по предоставлению услуг пользования компьютером, ксероксом, электронной почтой местным некоммерческим организациям, эти ресурсные центры далеко не везде выходили на уровень подлинных «advocacy group», структур, способных представлять и защищать интересы организаций третьего сектора, оставаясь часто на уровне чисто сервисных структур. Еще реже такие центры были способны и готовы взять на себя функцию общественного контроля за деятельностью местной и региональной власти. Такие функции чаще готовы взять на себя представители региональных правозащитных организаций, однако у них далеко не всегда хватает на это как организационных, так и методических ресурсов.
В этой связи возникает правомерный вопрос о роли иностранных фондов в появлении и развитии в современной России обсуждаемых организаций Третьего сектора, а также вообще о роли иностранного влияния на процессы политической модернизации98.
В целом, начиная с середины 90-х годов, неправительственные организации испытывали существенно большее внимание от иностранных благотворительных фондов, чем со стороны российских властных структур. Прежде всего, это был фонд Сороса, российское отделение которого носила название «Институт «Открытое общество», осуществлявший разнообразные программы в культурной, образовательной и благотворительной сфере. Во вторых, это фонд «Евразия», работавший за свет средств, выделяемых Американским агентством международного развития (USAID). Эти два фонда, имеющие к тому же свои региональные отделения, позволяли активным НКО получать гранты размером от 10 до 35 тысяч американских долларов. Далее, созданные в процессе реализации программы вышеупомянутого Консорциума, Ресурсные центры НКО в Краснодаре (Южный региональный ресурсные центр), в Новосибирске (Сибирский центр поддержки общественных инициатив), получали затем поддержку непосредственно от USAID, и сами организовывали грантовые конкурсы для НКО своих регионов. Аналогичный ресурсный центр работал и в Санкт-Петербурге (Центр развития некоммерческих организаций), но в этом случае основным был ресурс европейских организаций. Московское представительство Еврокомиссии также регулярно проводило конкурсы на предоставление грантов. Специальные конкурсы грантов проводились также на правозащитную, экологическую, феминистскую тематику. Таким образом, сложилась целая система зарубежной поддержки российских НКО.
В этот период, наряду с ориентированными на либеральные ценности и на западные фонды (за неимением иных) НКО стали возникать и НКО других типов – изначально ориентированными на содействие власти, а иногда и созданные по инициативе самой власти. Однако чаще власть вспоминала о существующих еще с советских времен организациях, и начинала материально поддерживать всегда послушные ей организации, такие, как, например, различные ветеранские организации, Федерация мира и согласия, ряд женских организаций и т.д. В западных странах подобные организации получили название GANGO – government administrated NGO – Управляемые властью НКО.
Следует отметить, что наряду с подобными организациями вблизи властных структур возникали и другие НКО, инициаторами создания которых часто были бывшие комсомольские работники, изначально мыслящие свою общественную деятельность в тесной связке с властными структурами. Примером такой инициативы может служить создание в 1997-1998 гг. двух организаций - Некоммерческой организации «Независимая Ассоциация в поддержку развития гражданского общества» и Национального фонда «Общественное признание», а также общественно-политического журнала «Признание», первый номер был выпущен в июне 1999 года, бывшим комсомольским работником, успевшим уже поработать и в бизнесе – С.А.Абакумовым. Среди учредителей, и руководства этих структур были практически одни и те же люди – «такие известные представители российской общественной, политической, деловой, творческой и спортивной элиты, как Вольский А.И., Калягин А.А., Макаров Н.Б., Райков Г.И., Слиска Л.К., Степашин С.В., Третьяк В.А.»99
Литература
Гражданская экспертиза. Пермский опыт.– Пермь: Пермская гражданская палата, 2003.- 114 с.
Гражданские инициативы и будущее России/ Под ред. М.И.Либоракиной и В.Н.Якимца. М.: Школа культурной политики, 1997. - 152 с.
Григорьева Т.С., Костин Н.Н., Раскин Д.И. Санкт-Петербургский союз ученых и становление гражданского общества. - В кн.: Гражданское общество - в поисках пути - СПб, 1997. С. 112-126.
Дымникова А.И., Иксанов А.Г. Благотворительный фонд БДТ: Теория и практика успеха. - СПб: Изд-во Чернышова, 1997. - 94 с.
Негосударственные организации культуры Санкт-Петербурга. Справочник. - СПб: Изд-во "Нотабене", 1997. - 500 с.
Социология общественных движений: Концептуальные модели: Исследования 1989-1990 /Отв. ред. В.В.Костюшев. М.: ИС РАН, 1992.
Социология общественных движений: Эмпирические наблюдения и исследования. /Отв. ред. В.В.Костюшев - М.-СПб. ,1993.
Сунгуров А.Ю.. Организации-посредники в структуре гражданского общества. Некоторые проблемы политической модернизации России. // «Полис», 1999, 6, с. 34-48.
Информация о работе Гражданское общество и его развитие в России