Гражданское общество и его развитие в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Предлагаемое читателю – студенту СПб отделения Высшей школы экономики, либо иному другому человеку, заинтересованному в понимании феномена гражданского общества – учебное пособие является и пионерским и экспериментальным одновременно. Само понятие гражданского общества еще не устоялось пока ни в зарубежном, ни, тем более, в российском научном сообществе. Тем не менее, это понятие достаточно широко используется в современной общественной и политической жизни, и является уже ее неотъемлемой частью. Именно поэтому курс «Гражданское общество и его развитие в современной России» включен в программу подготовки бакалавров и специалистов на кафедре прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ, а также читается студентам других факультетов филиала.

Содержание

Предисловие……………………………………………………………………………4
1. Понятие гражданского общества: исторические корни и возможные
определения…………………………………………………………………………..6
1.1. Исторические корни……………………………………………………….6
1.2. Гражданское общество как знамя в борьбе против Советского
режима…………………………………………………………………………...9
1.3. Концепция гражданского общества в работах современных западных исследователей………………………………………………………………….11
1.4. В поисках определения…………………………………………………….13
2. Ростки гражданского общества в СССР……………………………………………21
2.1. Существовали ли элементы гражданского общества в СССР?................21
2.2. Общественные организации и гражданские инициативы в
период перестройки……………………………………………………………28
3. Некоммерческие организации в Российской Федерации в 90-е годы……………36
3.1. НКО и политика. Законодательные основы деятельности НКО………..36
3.2. Основные типы некоммерческих организаций…………………………..41
3.3. Деятельности НКО в 90-е годы (на примере Санкт-Петербурга)……….45
3.4. Сообщество НКО: взаимодействие с властью и иностранными
фондами………………………………………………………………………….62
4. Практики и формы взаимодействия НКО и власти в 2000-2003 гг………………. 68
4.1. Гражданское общество становится предметом внимания российской
власти…………………………………………………………………………….. 68
4.2. Подготовка Московского Гражданского форума и
его некоторые итоги………………………………………………………………70
4.3. Государство и гражданское общество: поиски диалога (2002-2003 гг.)….73
5. Взаимодействие власти и гражданского общества в России: современные
тенденции (2004-2007 гг.)…………………………………………………………………81
5.1. Российский Гражданский конгресс: путь политизации гражданского
общества……………………………………………………………………………81
5.2. Социальный форум в Перми (2004 г.)……………………………………….82
5.3. Создание Общественной палаты РФ и начало ее деятельности…………...84
5.4. Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека………………………………………86
5.5. Новое законодательство о НКО и проблемы финансирования
некоммерческих общественных организаций……………………………….…..88
6. Изучение развития гражданского общества в России:
от описания к формулировке моделей…………………………………………………...92
6.1. Материалы и исследования о гражданском обществе и организациях
Третьего сектора: попытка классификации……………………………………92
6.2. Основные концепции и модели взаимодействия структур гражданского
общества и власти…………………………………………………………………..97
7. Концепция развития публичной политики…………………………………………..112

Работа содержит 1 файл

Гражданское общество-УчПос-07.doc

— 720.00 Кб (Скачать)

Организация оказывала такие виды помощи, как юридические и психологические  консультации, обучение социальных работников и руководителей благотворительных обществ ("Школа лидера"), финансирование проектов и программ других общественных объединений, материальная и техническая помощь организациям, социальная помощь гражданам, в т.ч. уход на дому и экстренную помощь нуждающимся, помощь детям из неблагополучных семей.

Структура организации - благотворительный  блок и обучающий блок. К обучающим  программам привлекались преподаватели  из петербургских вузов и другие специалисты. На базе "Невского ангела" в течении ряда лет регулярно  работал "круглый стол" негосударственных некоммерческих общественных организаций. Основной целью этого "круглого стола" являлся обмен опытом и поиск путей взаимного сотрудничества. Кроме того, большинство НКО не столь влиятельны, чтобы непосредственно взаимодействовать с органами власти, и такие круглые столы были удобной формой артикуляции интересов активистов НКО. Так, основные проблемы взаимодействия НКО, сформулированные в процессе подобных дискуссий, были использованы затем при определении повестки дня встреч с органами власти города. "Невский ангел" тесно взаимодействовал более чем со ста двадцатью общественными организациями, в каждой из них десятки членов. "Клиентами" организации, которым была оказана и оказывается сегодня социальная помощь разного вида, являлись сотни петербуржцев. Десятки руководителей общественных организаций прошли обучение в "Невском Ангеле" и продолжали поддерживать с ним тесные связи80.

Если "Невский Ангел" имел определенную "стартовую поддержку", то благотворительный  фонд "Ночлежка" (президент- Валерий Соколов) начинал работать в конце 1990 года практически "с нуля". Одной из главных проблем, которую должна решить любая активно работающая некоммерческая организация - это проблема помещения. "Невский Ангел" получил помещения еще от старой администрации. "Ночлежка" решила принять участие в реализации проекта "Пушкинская,10"., о котором уже  упоминалось в предыдущем разделе.

Проект начал реализовываться, в пустующем здании был открыт ряд студий, работал небольшой  театр, регулярно устраивались выставки художников. "Ночлежка" также получила помещения в этом доме, как для собственно небольшого приюта, так и для своего офиса, и деятельность началась.  Однако некоторое время спустя, как упоминалось выше,  Мэр Санкт-Петербурга отменил все решения по проекту "Пушкинская,10", и издал распоряжение очистить здание от посторонних. Фонд «Ночлежка» вместе с другими обитатели этого дома пережили очень неприятные месяцы, но общественная поддержка оказалось тогда достаточно эффективной, и  ситуация нормализовалась.

Основная задача фонда "Ночлежка" - оказание всех видов помощи бездомным. Это и организация небольшого приюта, и организация столовой на "Пушкинской,10". Там десятки людей могли получить хотя бы бульон, хлеб и чай. Фондом издавалась газета "На дне". Регулярность разная - от двух недель до двух месяцев. Распространялась частично бесплатно, частично продавала в разных точках города, причем к ее продаже активно привлекались сами бездомные, для которых этот процесс был одним из способов социальной реабилитации.

Фонд сотрудничал с конкретными депутатами Законодательного Собрания города. Защита прав бездомных стала особенно актуальной при начале приватизации жилья. Были случаи, когда приватизированные квартиры хозяева-алкоголики продавали, а дети порой просто оказывались выброшенными на улицу. Под давлением фонда были приняты нормативные акты, оберегающие детей от этой опасности. По конкретным программам существовало также взаимодействие фонда и с мэрией города, так, президент фонда Валерий Соколов был также и заместителем руководителя городской социальной программы "Бездомность".

Еще одним примером подобной организации  является Социальный приют «Радуга  надежды» СПб Христианского просветительского  благотворительного общественного  фонда «Служение» (рук. В.В.Журавлева). Основным направлением работы приюта является возвращение уличного ребенка в семью и в школу. С этой целью в рамках приюта работают Дневной центр, где происходит реабилитация ребенка за счет безопасной атмосферы, обеспечения питанием, социальной и медицинской помощью, заботой и поддержкой, и Дневная школа для детей, не посещающих общеобразовательных учреждений. Важным направлением работы организации является также Служба сопровождения семьи, целью которой является улучшение семейных взаимоотношений, социальная, психологическая, юридическая, медицинская поддержка семьи, возвращение ребенка в семью.

Вторая подгруппа этого класса - НКО  экологической направленности – представлена 168 организациями, или 13% от их общего количества в базе ЦРНО. Интересным примером организаций этого типа является программа «Экологическая оценка и менеджмент» (ЭКОМ), рук. А.С.Карпов. Эта программа, действующая с 1999 г., является структурным подразделением Санкт-Петербургского  общества естествоиспытателей, основанного в позапрошлом веке – в 1868 г.(!), т.е. являющейся, возможно, старейшей общественной организацией России, деятельность  которой не прерывалось ни на один год.  Среди уже выполненных Программой ЭКОМ проектов:

  • Организация и проведение общественных слушаний по проекту обоснования инвестиций Всеволожского завода прокатных изделий;
  • Разработка пакета поправок к закону об участии граждан в принятии градостроительных решений
  • Организация информационной кампании по вопросам, выносимым на I Всероссийский природоохранный референдум «За лес, за воду, за природу» и др.

Третьей подгруппой этого класса могут  являться образовательные организации, число которых в базе ЦРНО – 98 (7%). В качестве примера такой организации  мы приведем организацию, вероятно, нетипичную для других регионов России, но при этом отражающую именно особенности гражданского общества Санкт-Петербурга.  На второй выставке некоммерческих проектов и услуг «Социальный Петербург – новые решения» был представлен Институт дополнительного образования – негосударственное образовательное учреждение «Европейский университет в Санкт-Петербурге». В рамках этой организации, более известной, как просто Европейский университет в СПб, успешно организовано постдипломное образование специалистов в области общественных и гуманитарных наук, проводятся серьезные научные исследования в соответствующих областях, а также  возможно и впервые в России создана система образования будущих кандидатов наук  и PhD на уровне  европейских и мировых стандартов.

Большинство образовательных НКО  города действует, конечно, в других масштабах, но в целом они выполняют крайне важную задачу – разрабатывают и реализуют новые, современные формы обучения и воспитания.

В целом в анализируемой базе находятся 620 организаций второго  класса, т.е. почти половина – сорок  семь процентов.

 

3.3.4. Правозащитные  организации

 

Третий класс НКО – правозащитные  организации – представлены в  базе данных ЦРНО семидесятью двумя  организациями, что составляет 5% от общего числа. На наш взгляд, эта  цифра несколько завышена, особенно если при отнесении организаций к этой категории предъявлять строгие критерии самих правозащитников81. В любом случае, показательным является высокое количество петербургских организаций, готовых отнести самих себя к числу правозащитных. В других субъектах РФ это число существенно ниже.

Лидером среди правозащитных организаций  широкого профиля в Санкт-Петербурге может по праву считаться правозащитная организация "Гражданский контроль", основанная в 1992 г. бывшими политзаключенными – руководителями «Мемориала», депутатами – демократами Ленсовета и Верховного Совета РФ, представителями творческой интеллигенции, активистами демократического движения.  Председатель правления Борис Пустынцев, киносценарист по профессии, был также сопредседателем Петербургского общества "Мемориал". В 1956 году он вместе со своими друзьями открыто выступил против подавления советскими войсками народного восстания в Будапеште, и провел затем несколько лет в тюрьме. Его заместитель - Юрий Вдовин, радиоинженер и давний участник ленинградского джаза, возглавлял в 1991-1993 гг. постоянную комиссию Петербургского городского совета по гласности и свободе слова.

В качестве главных направлений  своей деятельности «Гражданский контроль»  определяет следующие: прозрачность судебной процедуры и право граждан на защиту своих интересов в суде; помощь в реализации реформирования милиции; модернизация программ обучения и подготовки кадров сотрудников внутренних дел; развитие ювенальной юстиции; борьба с расизмом и нетерпимостью; защита прав потерпевших; защита прав граждан на доступ к информации 82.

Спектр  деятельности Гражданского Контроля достаточно широк – от ведения конкретных дел в судах, до законотворческой и правопросветительской  и издательской деятельности. Для  представительства интересов граждан  в суде «Гражданский контроль» привлекает к сотрудничеству квалифицированных адвокатов, таких как Юрий Шмидт, Ирина Земскова.

Как правило, «Гражданский контроль»  ведет такие судебные дела, которые  могут иметь важной значение прецедента. Так,  именно эта организация была центром защиты эколога Александра Никитина83, которого прокуратура обвиняла в раскрытии государственной тайны. Итогом продлившегося несколько лет процесса стало не только полное оправдание А.Никитина (который сам теперь возглавляет экологическую правозащитную организацию), но и признание недействующим того списка засекреченных данных МО, на основании которого  строилось обвинение. В самое последнее время «Гражданский контроль» принимает активное участие в обучении правам человека сотрудников системы МВД.

 «Гражданский контроль» неоднократно  выступал организатором российских  и международных конференций,  семинаров, круглых столов с  целью обсуждения законов и  законопроектов, касающихся деятельности  государственных органов. Организация регулярно публикует документы Совета Европы, книги из серии «Права человека», справочные пособия и материалы собственных исследований, выпущено четыре учебных фильма о соблюдении прав человека.

На веб-сайте «Гражданского контроля»  в настоящее время на русском  и английском языках размещены проекты Положения «О порядке выделения и использования доменных имен в российском сегменте сети «Интернет»» и Постановления РФ «О государственной регистрации СМИ, использующих для распространения информации глобальные информационные сети» (о «сетевых СМИ»). По мнению создателей сайта, публикация текстов проектов указанных нормативных актов Правительства привлечет внимание общественности в России и за рубежом к данной проблеме и воспрепятствует введению чрезмерного контроля со стороны государства. 

 

Московская Хельсинская группа по праву считается старейшей из ныне действующих правозащитных организаций России. Ее история состоит из двух частей. Первая – 1976-1982 годы – это деятельность по мониторингу выполнения советской властью подписанных СССР в 1975 году Хельсинских соглашений, включавших и третью, гуманитарную «корзину». Репрессии со стороны властей, аресты и высылка за границу привела к временному прекращению ее деятельности. МХГ была воссоздана уже в 1989 году, в период поздней перестройки, и ее председателем стала Л.М.Алексеева, член первой МХГ84.

Как отмечается на сайте МХГ85, ее миссия  – содействие соблюдению прав человека и построению демократии в России. Для этого МХГ со дня своего основания занимается выявлением нарушений прав человека и оказанием давления на власть с целью добиться соблюдения международных обязательств в области прав человека, взятых на себя Российской Федерацией. Правовое демократическое государство не может существовать без сильного гражданского общества. Поэтому после своего воссоздания в 1989 г., МХГ делает все возможное для укрепления и продвижения гражданского общества в России, оказывая всемерное и разностороннее содействие развитию правозащитного и общественного движения в регионах РФ.

Четыре основных направления деятельности МХГ – это мониторинг, просвещение, правовые программы и поддержка гражданских коалиций. Основным направлением и исторически и в наши дни – является все же мониторинг нарушений прав человека.

Мониторинг  в переводе на русский язык означает "отслеживание". В международной практике в это понятие вкладывается не просто отслеживание определенных процессов, но отслеживание и предание их гласности с целью стимуляции общественности и властных структур на устранение выявленных мониторингом недостатков и пороков. Очевидно, что мониторинг крайне важен для правозащитной деятельности. Правозащитные организации в любой стране, едва окрепнув, ведут мониторинг соблюдения прав человека.

После своего воссоздания, МХГ вновь обратилась к отслеживанию ситуации с правами человека в 1997 г. После того, как было налажено взаимодействие с первыми региональными организациями, МХГ предложила своим партнерам совместно осуществлять мониторинг соблюдения прав человека.

МХГ взялась  за решение этой проблемы, поставив перед собой цель организовать проведение мониторинга на всей территории России и ей это удалось.. Для этого потребовалось четыре года интенсивной работы, готовность к сотрудничеству и активное участие правозащитников в регионах РФ, а также поддержка российского правозащитного сообщества.

Общероссийский  мониторинг в области прав человека стал возможен благодаря модели, предложенной МХГ. Отслеживание ситуации с правами  человека происходит объединенными  усилиями московской и региональных правозащитных организаций. Московской организации отводится роль координатора, разработчика единой методологической базы мониторинга, составителя общероссийского доклада о положении с правами человека. Местные организации проводят мониторинг в своих регионах и составляют на его основе региональные доклады о положении с правами человека. 
C 1999 г., кроме мониторинга, охватывающего весь спектр прав человека, МХГ начинает проведение тематических исследований по отдельным группам прав человека. 
Общероссийский доклад и доклады о положении с правами человека в отдельных регионах распространяются через местные, общероссийские и зарубежные СМИ; рассылаются во властные структуры в регионах и на федеральном уровне, а также в государствах – партнерах России по ОБСЕ и Совету Европы. Кроме того, доклады поступают в библиотеки, научные учреждения, учебные заведения и общественные организации, интересующиеся проблемами прав человека.

Информация о работе Гражданское общество и его развитие в России