Гражданское общество и его развитие в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Предлагаемое читателю – студенту СПб отделения Высшей школы экономики, либо иному другому человеку, заинтересованному в понимании феномена гражданского общества – учебное пособие является и пионерским и экспериментальным одновременно. Само понятие гражданского общества еще не устоялось пока ни в зарубежном, ни, тем более, в российском научном сообществе. Тем не менее, это понятие достаточно широко используется в современной общественной и политической жизни, и является уже ее неотъемлемой частью. Именно поэтому курс «Гражданское общество и его развитие в современной России» включен в программу подготовки бакалавров и специалистов на кафедре прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ, а также читается студентам других факультетов филиала.

Содержание

Предисловие……………………………………………………………………………4
1. Понятие гражданского общества: исторические корни и возможные
определения…………………………………………………………………………..6
1.1. Исторические корни……………………………………………………….6
1.2. Гражданское общество как знамя в борьбе против Советского
режима…………………………………………………………………………...9
1.3. Концепция гражданского общества в работах современных западных исследователей………………………………………………………………….11
1.4. В поисках определения…………………………………………………….13
2. Ростки гражданского общества в СССР……………………………………………21
2.1. Существовали ли элементы гражданского общества в СССР?................21
2.2. Общественные организации и гражданские инициативы в
период перестройки……………………………………………………………28
3. Некоммерческие организации в Российской Федерации в 90-е годы……………36
3.1. НКО и политика. Законодательные основы деятельности НКО………..36
3.2. Основные типы некоммерческих организаций…………………………..41
3.3. Деятельности НКО в 90-е годы (на примере Санкт-Петербурга)……….45
3.4. Сообщество НКО: взаимодействие с властью и иностранными
фондами………………………………………………………………………….62
4. Практики и формы взаимодействия НКО и власти в 2000-2003 гг………………. 68
4.1. Гражданское общество становится предметом внимания российской
власти…………………………………………………………………………….. 68
4.2. Подготовка Московского Гражданского форума и
его некоторые итоги………………………………………………………………70
4.3. Государство и гражданское общество: поиски диалога (2002-2003 гг.)….73
5. Взаимодействие власти и гражданского общества в России: современные
тенденции (2004-2007 гг.)…………………………………………………………………81
5.1. Российский Гражданский конгресс: путь политизации гражданского
общества……………………………………………………………………………81
5.2. Социальный форум в Перми (2004 г.)……………………………………….82
5.3. Создание Общественной палаты РФ и начало ее деятельности…………...84
5.4. Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека………………………………………86
5.5. Новое законодательство о НКО и проблемы финансирования
некоммерческих общественных организаций……………………………….…..88
6. Изучение развития гражданского общества в России:
от описания к формулировке моделей…………………………………………………...92
6.1. Материалы и исследования о гражданском обществе и организациях
Третьего сектора: попытка классификации……………………………………92
6.2. Основные концепции и модели взаимодействия структур гражданского
общества и власти…………………………………………………………………..97
7. Концепция развития публичной политики…………………………………………..112

Работа содержит 1 файл

Гражданское общество-УчПос-07.doc

— 720.00 Кб (Скачать)

Единственной группой из существовавших до начала перестройки официальных общественных организаций, которые действительно выражали (артикулировали) интересы своих членов, были творческие союзы - Союз писателей, кинематографистов и т.д., а также такая профессиональная ассоциация, как Ассоциация социологов. Как уже отмечалось, творческие союзы даже в годы застоя обладали относительно большей самостоятельностью. После же наступления эпохи гласности именно в творческих союзах пошел быстрее всего процесс обновления его руководства, замены ставленников партийной номенклатуры людьми, действительно пользующимися доверием членов союзов. Примером может служить Седьмой съезд союза кинематографистов СССР, на котором, пожалуй, впервые за годы перестройки прошли действительно альтернативные выборы руководства без попыток партийного регулирования этого процесса.

Другим примером профессиональной ассоциации, проявившей свою самостоятельность  еще в период ранней перестройки, может служить Ассоциация социологов. Один из ее активных членов, ленинградский  социолог А.Н.Алексеев в течение  ряда лет проводил "встроенное наблюдение", работая слесарем на Лен.Полиграфмаше. Независимая позиция исследователя, а также организованный им опрос «Ожидаете ли Вы перемен?» вызвали острое неудовольствие партийных органов и органов госбезопасности, работавших как всегда вместе, и А.Н.Алексеева вначале исключили из членов КПСС (1983г), а затем и из членов Союза журналистов (1984г.). Оставалась только Советская социологическая ассоциация, однако последняя вместо исключения избрала ленинградского социолога членом центральной ревизионной комиссии, что помогло приостановить накат репрессий, а позже и восстановить справедливость56.

Бурное появление неформальных организаций явилось одной из наиболее ощутимых примет второй половины раннего периода перестройки. Под  этим общим названием, трансформировавшимся даже в новый термин "неформалы", были объединены самые различные проявления общественной активности просыпающихся от долгого сна граждан страны. Этот термин применялся к принципиально асоциальным, группам молодежи, существовавшим и раньше, но в более скрытом виде - представителям "системы" - хиппи и панкам. Эти ребята и девушки не опасаясь более придирок милиционеров стали чаще "тусоваться" в излюбленных местах в центре больших городов, эпатируя своим видом и поведение почтенную публику.

В Москве, например, они облюбовали Старый Арбат, закрытый для автотранспорта. Хорошую компанию им составили и  молодые художники и музыканты, все это создавало неповторимый колорит этих первых лет перестройки. В качестве реакции на "избалованных столичных выскочек" возникло движение "люберов"(по имени одного из таких городков - Люберцы) - молодых ребят из подмосковных городков, которые накачивали мышцы в спортзалах и приезжали "разбираться" со столичными хиппи и панками. Их тоже называли в прессе "неформалами".

Совсем иную группу представляли собой  неформальные самодеятельные организации, объединившие, как правило, молодых  людей и девушек для конкретных видов деятельности. Такой деятельностью  в то время была, в частности, реставрационная  работа и работа по сохранению памятников культуры и искусства, защита от разрушений при капремонте уникальных городских зданий, защита природы и т.д.

Нельзя сказать, что в прошлые  годы в стране не находилось энтузиастов  подобного толка. Однако как только  эти энтузиасты начинали действовать самостоятельно, не слушая указаний руководства, то вступали в действие отработанные механизмы, и статус кво восстанавливался, а организация становилась еще одним "приводным ремнем" партии (как это происходило с обществом охраны памятников культуры). Сейчас же организационных выводов уже не следовало - время перестройки, а члены этих групп начинали понимать, что надо не отдельных бюрократов менять, а всю систему.

Ярким примером может служить деятельность группы Спасение (полное название - группа спасения памятников архитектуры, лидер группы - выпускник исторического факультета Ленинградского университета Алексей Ковалев) После успешной операции по спасению дома Дельвига одной из акций группы была борьба за сохранение здания бывшей гостиницы "Англетер" на Исаакиевской площади - места гибели С.Есенина. Весной 1987 года по инициативе группы у этого здания был организован пикет, к концу марта превратившийся в митинг. Представители встревоженной судьбой дома ленинградской общественности были приняты заместителем председателя Ленгорисполкома, бывшим  секретарем Обкома ВЛКСМ Валентиной Матвиенко, которая заверила участников встречи, что здание гостиницы разрушено не будет. Практически сразу после этого бульдозеры превратили здание "Англетера" в груду обломков... Наглядный урок того, что стоят обещания властей, усвоили многие участники "защиты "Англетера". Как говорили после этого в городе члены демократического движения: "Все мы вышли из "Англетера"!"57.

Власти по-разному реагировали на появление всех этих несанкционированных организаций. При отсутствии возможности руководить ими старыми методами или разогнать (хотя такие попытки и делались), вначале их пытались поучать с позиций знающих людей, а также объяснить другим, что есть "полезные" и "бесполезные" неформалы. Примером такого подхода является вышедшая в Лениздате в 1988 году брошюра с характерным названием: "Молодежные объединения: проблемы истинные и надуманные"58. Вскоре желание поучать сменилась замешательством и попыткой понять, что же хотят эти нестандартные организации? Соответственно, сменились и названия книг: "Неформалы: кто есть кто?"59 и "Неформалы: Кто они? Куда зовут?"60.

По мере развития для участников таких "неформализованных" групп  уже требовался определенный оформленный статус, однако выяснилось, что официально зарегистрировать новую общественную организацию чрезвычайно сложно. Единственной серьезной нормативной основой для учреждения и регистрации общественных организаций оставалось Положение о добровольных обществах и их союзах, принятое ВЦИК и СНК РСФСР 10 июля 1932 г.61, которое создавалось в начале 30-х годов с прямо противоположными целями - поставить общественные организации под жесткий непосредственный контроль государства-партии.

Регистрация же новых общественных организаций в период перестройки проводилась, если она проводилась вообще, на основе Положения о самодеятельных объединениях, при клубах и домах культуры. Благодаря такой процедуре клубы на какой-то период времени (1986-1988 гг.) стали важными центрами пробуждающейся общественной активности граждан страны. Стоит отметить, что эта процедура была явно компромиссной, так как упомянутое положение ставило клубные организации в жесткую зависимость от организации-учредителя.

Отличительной чертой Перестройки периода восемьдесят седьмого – восемьдесят восьмого годов стало повсеместное развитие Политических клубов и тому подобных структур. Центрами, местами появления таких политических клубов были, как правило, научные сообщества. Так, в Ленинграде одним из первых клубов такого типа стал Клуб друзей журнала ЭКО – «Экономика и организация производства», издававшегося в Новосибирске под руководством либерала Брежневской эпохи академика А.Г.Аганбегяна. Именно в рамках этого клуба, работавшего на базе Дома ученых в Лесном проходили в 1986-1987 гг. бурные дискуссии, которые начинались с обсуждений журнальных статей, а затем переходили к иным актуальным темам Перестройки. Такие коммуникативные площадки выполняли очень важную функцию – функцию артикуляции интересов граждан, а также функцию снятия многолетнего страха от открытых публичных выступлений.

Дискуссии на базе Клуба друзей журнала  ЭКО стали также одной из основ  для создания уже более структурированных  организаций – клуба молодых  экономистов «Синтез» и клуба  «Перестройка». Если первая из этих организаций, действующая на базе Ленинградского Дворца Молодежи была действительно профессиональным клубов, ставшим важным этапом в становлении таких известных российских экономистов и политических деятелей, как С.А.Васильев62 и А.Н.Илларионов, то Межпрофессиональный клуб «Перестройка» был уже наверно первым ленинградским Центром публичной политики.

Действительно, его целью и миссией  было содействие реализации на практике основных идей горбачевской перестройки, основной формой деятельности – были подготовка и проведение широких общественных дискуссий, посвященных различным актуальным аспектам жизни города и страны в целом. Основной деятельностью клуба стали открытые дискуссии,  которые проходили в концертном зале ДК им. Ленсовета, вмещающем 400 человек.  Очень скоро зал уже не вмещал всех желающих, и во время наиболее горячих дискуссий включалась трансляция в соседний танцевальный зал,  который также заполнялся до отказа

Для подготовки дискуссий создавались  тематические рабочие группы, которые затем в ряде случаев перерастали в постоянные команды, ставшие затем основой мощных общественных организаций. Ярким примером было создание в начале девяностых годов Российский ассоциации потребителей, выросшей из рабочей группы клуба (рук. – социолог П.Б.Щелищ) по подготовке и проведения в сентябре 1988 г. дискуссии по правам потребителей63. Активно продолжала работать секция производственного самоуправления,  собиравшаяся еженедельно в ДК им. Ленсовета. На юридическом факультете ЛГУ два раза в месяц собиралась секция "Проблемы Советов народных депутатов",  где обсуждались пути реформы избирательной системы. Координатор одной из первых секций клуба "Содействие активистам перестройки" Б.М.Коган вместе с социологом А.Н.Алексеевым  и другими членами секции,  используя все доступные методы, боролись за права граждан, подвергшихся несправедливым увольнениям и административным взысканиям из-за своей общественной активности. Следует отметить также секции развития самодеятельного движения (координатор В.Н.Монахов) и  межнациональных  отношений  (В.Г.Рамм).

Клуб Перестройка стал позже  одной из основ создания Ленинградского Народного Фронта. Опыт интеллектуальной и общественной работы в рамках клуба  оказался очень полезным для его  членов, пятнадцать из которых были в 1990-1993 гг. депутатами Ленсовета, а шестеро – народными депутатами России.  
Деятельность Ленинградского клуба "Перестройка" нашла отражение в статье Е.А.Здравомысловой64, в некоторых информационных сборниках65 и подробно рассмотрена нами ранее66.

Подобные клубы и дискуссионные  площадки возникали в то время  и в других городах СССР, прежде всего там, где существовал определенные интеллектуальный потенциал. Так, в  Мурманской области местом деятельности такого клуба стала не областной  центр, а г. Апатиты, в котором находились институты Кольского научного центра АН СССР. ("Добровольное общество сторонников перестройки" рук.  В.Ронкин).  Общество содействия перестройке возникло также в Чкаловске, Таджикская ССР.

Наибольшая активность "клубного" периода перестройки наблюдалась, конечно, в Москве. Одним из первых, в конце 1986 г., возник КСИ - клуб социальных инициатив - инициаторами которого были Григорий Пельман, Владимир Прибыловский и другие. Начиная с весны 1987 г. на базе Центрального экономико-математического института стал проводить дискуссии Московский клуб "Перестройка" (Павел Кудюкин, Андрей Фадин и др.), в создании которого активное участие принимали ленинградские экономисты и социологи. В это же время, уже без привязок к каким-либо клубам, собирался "домашний" семинар Валерии Новодворской "Свобода и достоинство", участники которого занимали существенно более радикальные позиции, чем организаторы клуба "Перестройка". Вполне достоверное описание "изнутри" атмосферы московских "тусовок" неформалов можно найти в книге В.В.Фадеева67. Активное участие в демократическом движении многих молодых социологов позволило некоторым из них дать как бы "зарисовки изнутри" нарастающего движения общественных инициатив. Хорошим примером такого "экспресс-анализа" может служит работа будущего секретаря Конституционной комиссии Верховного Совета РФ О.В.Румянцева68.

В 1986 году началось освобождение из тюрем  и лагерей участников правозащитного движения, вернулся в Москву из горьковской  ссылки и А.Д.Сахаров. Постепенно ветераны-диссиденты стали принимать все более активное участие в проходивших в самых различных аудиториях дискуссиях, внося в процесс демократизации и гласности свой опыт сопротивления тоталитарной системе.

Эти политические клубы стали одним  из источников зарождения и создания относительно массовых общественно-политических движений в поддержку перестройки, примером которых являются Народные фронты в крупных российских городах, а также будущих политических партий, проявивших себя  уже в конце 80-начале 90-х годов, однако развитие политических партий и движений не является предметом рассмотрения в настоящей работе.

 

Литература

 

Алексеев А.Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 3. – СПб.: Норма, 2005. – 808 с.

 

Алексеева, Людмила. История инакомыслия в России. Новейший период. - М.: ЗАО РИЦ "Зацепа", 2001. - 382 с.

 

Алексеева Л., Голдберг П. Поколение оттепели. – М.: Захаров, 2006. – 432 с.

 

Буковский В. "И возвращается ветер..." Письма русского путешественника. - М.:НИИО "Демократическая Россия", 1990. - 464 с.

 

Вайнер (Уинер) Д. Экология в Советской  России. Архипелаг свободы: охрана природы  и заповедники. - М.: Прогресс, 1991

 

Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? - М.: Мысль, 1990. 269 с.

 

Здравомыслова Е.А. Мобилизация ресурсов демократического движения в Ленинграде (1987-1990 гг). - В кн.: Социология общественных движений: эмпирические наблюдения и исследования. М.-СПб.,1993, с.110-132.

 

Неформальная Россия. О неформальных политизированных движениях  и группах в РСФСР (опыт справочника). - М.: "Молодая гвардия", 1990, с.366-367;

 

Орлов Ю.А. Опасные мысли. Мемуары  из русской жизни. - М.: Моск. Хельс. группа, 2006. – 314 с.

 

Сунгуров А.Ю. Этюды политической жизни Ленинграда-Петербурга: 1987-1994 гг. - СПб., 1996. - 195 с.

 

Хоскинг Дж. Предпосылки  образования гражданского общества в период "застоя". - В кн.: Россия в ХХ веке, М.: Наука, 1994. С. 604-614.

 

Tokes, Rudolf L. (ed.) Dissent in the USSR: Politics, Ideology, and People. - Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1975, 453 p.   

 

Weiner, Douglas. Three men in a boat: The All-Russian Society for the Protection of Nature (VOOP) in the Early 1960s // The Soviet and Post-Soviet Review, Vol. 20, N 2-3, p. 195-212, 1993.

 

Основные понятия

 

Общественные организации. Партийный контроль. Администрируемые массовые организации. Творческие союзы. Правозащитное движение. Московская хельсинская группа, Клубы самодеятельной песни, коммунарское движение, подпольные конспиративные группы. Неформальные организации. Клуб «Перестройка». Народные фронты.

Информация о работе Гражданское общество и его развитие в России