Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:32, курсовая работа
Предлагаемое читателю – студенту СПб отделения Высшей школы экономики, либо иному другому человеку, заинтересованному в понимании феномена гражданского общества – учебное пособие является и пионерским и экспериментальным одновременно. Само понятие гражданского общества еще не устоялось пока ни в зарубежном, ни, тем более, в российском научном сообществе. Тем не менее, это понятие достаточно широко используется в современной общественной и политической жизни, и является уже ее неотъемлемой частью. Именно поэтому курс «Гражданское общество и его развитие в современной России» включен в программу подготовки бакалавров и специалистов на кафедре прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ, а также читается студентам других факультетов филиала.
Предисловие……………………………………………………………………………4
1. Понятие гражданского общества: исторические корни и возможные
определения…………………………………………………………………………..6
1.1. Исторические корни……………………………………………………….6
1.2. Гражданское общество как знамя в борьбе против Советского
режима…………………………………………………………………………...9
1.3. Концепция гражданского общества в работах современных западных исследователей………………………………………………………………….11
1.4. В поисках определения…………………………………………………….13
2. Ростки гражданского общества в СССР……………………………………………21
2.1. Существовали ли элементы гражданского общества в СССР?................21
2.2. Общественные организации и гражданские инициативы в
период перестройки……………………………………………………………28
3. Некоммерческие организации в Российской Федерации в 90-е годы……………36
3.1. НКО и политика. Законодательные основы деятельности НКО………..36
3.2. Основные типы некоммерческих организаций…………………………..41
3.3. Деятельности НКО в 90-е годы (на примере Санкт-Петербурга)……….45
3.4. Сообщество НКО: взаимодействие с властью и иностранными
фондами………………………………………………………………………….62
4. Практики и формы взаимодействия НКО и власти в 2000-2003 гг………………. 68
4.1. Гражданское общество становится предметом внимания российской
власти…………………………………………………………………………….. 68
4.2. Подготовка Московского Гражданского форума и
его некоторые итоги………………………………………………………………70
4.3. Государство и гражданское общество: поиски диалога (2002-2003 гг.)….73
5. Взаимодействие власти и гражданского общества в России: современные
тенденции (2004-2007 гг.)…………………………………………………………………81
5.1. Российский Гражданский конгресс: путь политизации гражданского
общества……………………………………………………………………………81
5.2. Социальный форум в Перми (2004 г.)……………………………………….82
5.3. Создание Общественной палаты РФ и начало ее деятельности…………...84
5.4. Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека………………………………………86
5.5. Новое законодательство о НКО и проблемы финансирования
некоммерческих общественных организаций……………………………….…..88
6. Изучение развития гражданского общества в России:
от описания к формулировке моделей…………………………………………………...92
6.1. Материалы и исследования о гражданском обществе и организациях
Третьего сектора: попытка классификации……………………………………92
6.2. Основные концепции и модели взаимодействия структур гражданского
общества и власти…………………………………………………………………..97
7. Концепция развития публичной политики…………………………………………..112
3. Организационно-структурные:
4. Процедурные
5. Комплексные или комбинированные механизмы:
Сравнивая классификацию В.Н.Якимца
с представленной ранее классификацией
моделей социального
Третью группу исследователей, которая достаточно тесно связана с первыми двумя, мы можем условно назвать «социальными технологами». И здесь стоит прежде всего отметить двух лидеров одной из наиболее известных в России неправительственных организаций социальной направленности – Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (Фонд НАН) – президента фонда О.В.Зыкова и руководителя юридического отдела Н.Л.Хананашвили. В рамках этой некоммерческой организации, имеющей отделения во многих регионах России, не только проводится большая работа по реальной профилактике и помощи пострадавшим от этих болезней, но и поддерживается аналитическая работа, связанная с обобщением о осмыслением накопленного ими и другими организациями третьего сектора опыта по решению социальных и иных общественных проблем164. В конце девяностых – начале двухтысячных годов с этой группой тесно сотрудничал и В.Н.Якимец.
Особое внимание Нодар Хананашвили уделял внимание понятию «социальные технологии», обобщению опыта своей и других организаций и формализации его в виде, доступном для использования иными НКО самостоятельно. Этот опыт систематизировался и обобщался в ежегодных альманахах, выходивших под его редакций и носивших общее название: «Межсекторные взаимодействия (Методология, технологии, правовые норм, механизмы, примеры). Настольная книга»165. В этих альманахах приводится такое определение обсуждаемого понятия: «Социальной технологий называется стандартный комплекс методически описанных и практически внедренных действий и/или процедур, объединенных в определенной последовательности или сочетании, и приносящий измеряемый или иной ощутимый результат в сфере социальной политики (социальной сфере)».
Второй коллектив
исследователей, который мы можем
отнести к группе «социальных
технологов» - это сотрудники и эксперты
СПб гуманитарно-
За прошедшие годы силами СПб центра СТРАТЕГИЯ разработано и внедрено несколько социальных, или гражданских технологий. Прежде всего, это технология гражданского участия в бюджетном процессе «Прозрачный бюджет» (рук. программы Т.И.Виноградова), о которой уже кратко упоминалось в разделе 7.1. Важно отметить, что уже в ходе реализации этой программы она рассматривалась как процесс создания конкретной социальной технологии166. Вторым примером является технология гражданского участия в процессе предупреждения коррупции (рук. программы М.Б.Горный)167, третьей – технология содействию созданию и развитию в субъектах РФ нового государственного института – института Уполномоченного по правам человека168.
Логика развития привела к сотрудничеству
обоих групп «социальных
Сравнивая этот список с предложенным
ранее в работах В.Н.Якимца, мы
видим, что первая технология – «Прозрачный
бюджет» - может быть отнесена в группу
социально-технологических
Наконец, четвертую группу можно условно назвать группой аналитиков, так как в нее входят исследователи, не являющиеся сами членами или сотрудниками НКО, и при этом интересующиеся не столько нормативными основаниями, сколько реальной практикой становления гражданского общества. В эту, к сожалению, еще очень немногочисленную группу, входят специалисты из разных регионов и разных отраслей науки, прежде всего, социологии, политологии, экономики. Многие из них, в отличие от членов трех предыдущих групп, даже не встречаются друг с другом, а если встречаются, то только эпизодически, на конференциях или семинарах. Так, например, среди экономистов можно отметить Л.И.Якобсона с соавторами, которые, в частности, выделили такие три типа способов сотрудничества органов государственной власти и МСУ с НКО:
Сравнивая эти способы с рассмотренными ранее классификациями, мы видим, что первый тип практически совпадает с первым механизмом сотрудничества, предложенным М.И.Либоракиной, второй – присутствует практически у всех исследователей, а вот третий – стимулирование государством развития деятельности НКО – ранее не у кого из авторов не встречался.
Не имея возможности детального рассмотрения других исследователей из группы аналитиков171, остановимся подробнее на работах Е.В.Белокуровой с соавторами, сложившейся из выпускников Европейского университета в СПб. Исследователи этой группы для объяснения процессов становления общественных организаций в России и форм их взаимодействия с властью, привлекают разработанные в западной политологии плюралистическую172 и корпоратистскую173 модели. Так, в своей кандидатской диссертации, защищенной в 2000 г. в ИМЭМО РАН174, Е.В.Белокурова выдвигает предположение, что в государстве, где долгое время господствовала корпоратистская модель взаимодействия государства и третьего сектора, государственные акторы по инерции пытаются создать корпоратистские структуры для взаимодействия с новыми организациями.
«Благодаря своему генезису и идеологии, новые организации пытаются взаимодействовать с государством на основе плюралистической модели, чтобы не попасть в зависимость ни от государства, ни от других организаций. Если они достаточно сильны, чтобы противостоять попыткам создания государственно-корпоратисткой политической сети, то у них есть шанс сохранить свою автономию. Если же они еще слабы и не могут противостоять стремлениям государства получить контроль над ними, там могут сложиться новые государственно-корпоратистские структуры, которые имеют свойство «замораживаться» и сохраняться столь долго, пока не появятся их конкуренты в лице «новых» организаций175.
Таким образом, автор считает возможным
реализацию в современной России
двух моделей взаимодействия власти
и НКО – государственно-корпора
Спустя три года после завершения своей диссертационной работы Е.В.Белокурова вместе со своими коллегами по ЕУ в СПб - Н.Яргомская и М.Ноженко, предприняли по заказу СПб гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ исследование моделей взаимодействия НКО и власти в пяти регионах Северо-Запада России – в Республике Карелия, в Калининградской, Ленинградской, Новгородской и Псковской областях. В исследовательской группе участвовал и сотрудник СПб центра СТРАТЕГИЯ Д.О.Торхов, так что это исследование стало определенной фазой сотрудничества представителей «академической» группы и группы «социальных технологов».
В рамках этого исследования были сформулированы три основные модели взаимодействия НКО и органов власти:
Как отмечают авторы, в каждом из подходов возможны варианты между полюсами участия и неучастия. В нормативном подходе, артикулирующем значимость гражданского общества – это контроль либо полное отсутствие контроля. В легитимационной модели – это реальное политическое влияние – либо формальное «символическое» участие. В инструментальном подходе речь идет о дихотомии между высокой степенью автономии при реализации социальнозначимых функций либо полной подчиненности НКО предлагаемым властями «сверху» решений178.
В результате исследований в пяти обозначенных выше регионах выяснилось, что там наблюдаются все три предложенные модели, но с различной степенью выраженности. На наш взгляд, такой вывод естественен, так как эти модели отражают различные проекции, стороны взаимодействия НКО и власти. При этом отметим, что и здесь ни в одной из сформулированных моделей нет места для такого типа сотрудничества, как сформулированного Л.И.Якобсоном «стимулирования государством развития деятельности НКО», за исключением случая стимулирования деятельности «карманных» НКО.
Литература
Информация о работе Гражданское общество и его развитие в России