Гражданское общество и его развитие в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Предлагаемое читателю – студенту СПб отделения Высшей школы экономики, либо иному другому человеку, заинтересованному в понимании феномена гражданского общества – учебное пособие является и пионерским и экспериментальным одновременно. Само понятие гражданского общества еще не устоялось пока ни в зарубежном, ни, тем более, в российском научном сообществе. Тем не менее, это понятие достаточно широко используется в современной общественной и политической жизни, и является уже ее неотъемлемой частью. Именно поэтому курс «Гражданское общество и его развитие в современной России» включен в программу подготовки бакалавров и специалистов на кафедре прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ, а также читается студентам других факультетов филиала.

Содержание

Предисловие……………………………………………………………………………4
1. Понятие гражданского общества: исторические корни и возможные
определения…………………………………………………………………………..6
1.1. Исторические корни……………………………………………………….6
1.2. Гражданское общество как знамя в борьбе против Советского
режима…………………………………………………………………………...9
1.3. Концепция гражданского общества в работах современных западных исследователей………………………………………………………………….11
1.4. В поисках определения…………………………………………………….13
2. Ростки гражданского общества в СССР……………………………………………21
2.1. Существовали ли элементы гражданского общества в СССР?................21
2.2. Общественные организации и гражданские инициативы в
период перестройки……………………………………………………………28
3. Некоммерческие организации в Российской Федерации в 90-е годы……………36
3.1. НКО и политика. Законодательные основы деятельности НКО………..36
3.2. Основные типы некоммерческих организаций…………………………..41
3.3. Деятельности НКО в 90-е годы (на примере Санкт-Петербурга)……….45
3.4. Сообщество НКО: взаимодействие с властью и иностранными
фондами………………………………………………………………………….62
4. Практики и формы взаимодействия НКО и власти в 2000-2003 гг………………. 68
4.1. Гражданское общество становится предметом внимания российской
власти…………………………………………………………………………….. 68
4.2. Подготовка Московского Гражданского форума и
его некоторые итоги………………………………………………………………70
4.3. Государство и гражданское общество: поиски диалога (2002-2003 гг.)….73
5. Взаимодействие власти и гражданского общества в России: современные
тенденции (2004-2007 гг.)…………………………………………………………………81
5.1. Российский Гражданский конгресс: путь политизации гражданского
общества……………………………………………………………………………81
5.2. Социальный форум в Перми (2004 г.)……………………………………….82
5.3. Создание Общественной палаты РФ и начало ее деятельности…………...84
5.4. Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека………………………………………86
5.5. Новое законодательство о НКО и проблемы финансирования
некоммерческих общественных организаций……………………………….…..88
6. Изучение развития гражданского общества в России:
от описания к формулировке моделей…………………………………………………...92
6.1. Материалы и исследования о гражданском обществе и организациях
Третьего сектора: попытка классификации……………………………………92
6.2. Основные концепции и модели взаимодействия структур гражданского
общества и власти…………………………………………………………………..97
7. Концепция развития публичной политики…………………………………………..112

Работа содержит 1 файл

Гражданское общество-УчПос-07.doc

— 720.00 Кб (Скачать)

Несколько позже появились работы  выпускников Факультета политических наук и социологии Европейского университета  в СПб, анализирующих развитие организаций третьего сектора, в частности, работы Е.Белокуровой140, а затем и Е.Белокуровой с соавторами, в которых уже формулировались конкретные модели взаимодействия российского гражданского общества и власти141.

Изучение становления сообщества общественных некоммерческих организаций  проводилось, естественно,  учеными  и из  других регионов  России. Отметим здесь работы нижегородских142, красноярских143, самарских144, новосибирских145 и петрозаводских146  исследователей.

Мы понимаем условность подобного  разделения исследований и публикаций об организациях Третьего сектора и  о гражданском обществе в целом, а также возможность и классификации  по иным признакам. Так, например, Н.Ю.Беляева в своей недавней работе выделяет три самостоятельных научных направления изучающих поле публичной политики – то есть пространство взаимодействия государства, структур гражданского общества, бизнеса и других акторов, участвующих в процессе подготовки, принятия и реализации публичных (властных) решений:

«1. Философские и методологические вопросы оказались в центре внимания ученых Института социологии РАН, в  частности, в исследованиях, проводимых под руководством Ю.А.Красина.

2. Активистский тип ценностей  и деятельностный подход, ориентированный  на выработку в первую очередь  успешных технологий гражданского  участия – в центре «Стратегия»  под руководством А.Ю.Сунгуров.

3. Особое   внимание к субъектам  и формирующимся институтам публичной политики стало «фирменным знаком» исследователей с кафедры публичной политики ГУ-ВШЭ под руководством Н.Ю.Беляевой»147

Относясь с уважением к подобной типологизации исследователей, а  также выражая благодарность  автору вышеприведенных строк к  выделению нашей группы в отдельную научную школу, все же предположим наличие в современной российском научном и экспертном сообществе существенно большее количество  групп и школ серьезных исследователей как развития гражданского общества, так и становления публичной политики как таковой.

Исходя из этой позиции,  рассмотрим подробнее взгляды и концепции, предложенные основными группами исследователей, работы которым мы отнесли (впрочем, весьма условно) к четвертой и  шестой группам в приведенной  выше классификации. Мы считаем возможным рассматривать их совместно, так как они тесно взаимодействуют друг с другом, а наиболее интересные работы получаются в тех случаях, когда они объединяют свои возможности для лучшего постижения происходящих в современной России трансформационных процессов.

 

 6.2. Основные концепции и модели взаимодействия структур гражданского

        общества и власти.

 

На наш взгляд, лучшее понимание  тех или иных моделей и концепций  может быть связано с пониманием обстоятельств их возникновения  и предложения, что требует небольшого исторического экскурса, в ходе которого мы кратко рассмотрим формирование основных исследовательских команд и групп. При этом, за исключением группы исследователей из Европейского университета в СПб, большинство остальных аналитиков были (и являются сейчас) лидерами НКО, либо активными тренерами на семинарах по развитию НКО и публичной политики.

Прежде всего, выделим условно  группу профессиональных юристов, которые  основное внимание уделяли созданию и совершенствованию нормативных основ деятельности НКО и взаимодействию НКО и государственных структур. К этой группе, которую можно условно назвать «легистскому направлению» мы отнесем Н.Ю.Беляеву как создателя и руководителя Международного фонда правовых исследований Интерлигал, ставшем в 1992 правопреемником Центра политико-правовых исследований, основанного еще в 1989 г. на базе редакции газеты "Московские новости" и юридического кооператива "Юстиция". Соответственно, основными задачами  Фонда являлись  участие в законотворческой деятельности и продвижении правовых инициатив НКО, что предполагало обсуждение законопроектов, касающихся деятельности НКО; разработку законов; правовую экспертизу текстов законов; поддержку и продвижение правовых инициатив НКО, а также политико-правовые исследования, включающие в себя изучение правового статуса общественных объединений, других структур гражданского общества148.

Цель мероприятий, проводимых фондом в 1990-х годах, было   создание правовых моделей взаимодействия государства  и гражданского общества, совершенствование правовой среды, создающей возможности для эффективной деятельности общественных объединений149.

К «легистской» группе можно также  отнести Е.А.Абросимову, одну из наиболее квалифицированных российских юристов  по тематике гражданского общества, которая была также первым руководителем организации КАФ-Россия150, а также профессора МГИМО, члена научно-экспертного совета фонда «Интерлигал» А.С.Автономова151. Соответственно, главной целью легистского подхода является совершенствование законодательства в той или иной сфере.

Сама логика развития, однако, приводит юристов к необходимости выхода за пределы чисто юридических  норм, к необходимости анализа  реальных практик и влияния как  старых, так и новых институтов на процесс становления гражданского общества во всех его многообразных взаимодействиях с властью. Так, А.С.Автономов несколько назад стал одним из авторов и ответственным редактором первого в России учебника по курсу «Социальные технологии межсекторного взаимодействия»152, а Н.Ю.Беляева создала первую в России кафедру публичной политики153, в буклете которой содержится такое определение «публичная политика – политика диалога между разными социальными и  
политическими группами, открытая для учета мнений граждан, ответственная со стороны государственных и общественных лидеров»154.

Важно подчеркнуть также, что  одним  из результатов анализа и участия  в создании нормативных актов  стала сделанная Н.Ю.Беляевой подборка закрепленных в федеральных законах  правил и форм взаимодействия гражданских  структур и органов власти:

  • привлечение к работе в государственных органах;
  • учет мнений и предложений и формула «Решение вопроса по согласованию»;
  • взаимодействие;
  • поддержка;
  • привлечение к участию или право участвовать в подготовке (разработке) законов, иных нормативных актов, решений разного уровня;
  • право на получение информации;
  • наделение контрольными полномочиями155.

Эти нормы стали, по сути, правовой основой поля межсекторного социального  партнерства, концепция которого стала  одним из итогов сотрудничества второй группы исследователей.

Вторая группа, которая берет начало из тренерской команды 1995-1996 гг. уже упомянутого в разделе 3 проекта «Эффективное управление НКО и сбор средств», может быть условно названа как группа межсекторного социального партнерства. Лидер той команды – М.И.Либоракина, в середине девяностых годов - активный участник феминистского движения156, и один из ее членов – М.Г.Флямер, занимавшийся в то время вопросами правовой судебной реформы157 – имели за плечами опыт Школы культурной политики, участия в Методологическом движении. Еще один член – математик, сотрудник Института системного анализа  В.Н.Якимец, был одним из создателей Международной организации «Невада-Семипалатинск», добившейся прекращения подземных ядерных испытаний. Автор этих строк, в прошлом – биофизик и депутат Ленсовета,  президент СПб гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ – также был участником этой команды.

Опыт проведения семинаров-тренингов, совместной рефлексии над их результатами, а затем и участие в сетевом  проекте подготовки сборника «Гражданские инициативы и будущее России»158, в ходе которого появилась и первая версия классификации НКО по их целевым группам, приведенная в разделе 2 настоящего текста, оказался очень полезным для развития каждого из его членов, а также для развития концепции межсекторного социального партнерства, объединившей всех ее участников. В рамках этой концепции узкое,  «тредюнионистское» понимание, связанное с разрешением конфликтов в сфере трудовых отношений и реализуемое через работу трехсторонних комиссий (представители работодателей, профсоюзов и исполнительной власти), существенно расширялось.  Суть межсекторного социального партнерства понималась как  налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими в трех секторах публичной  арены страны, республики, города  - государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями.

Позже М.И.Либоракина, ставшая в  конце 90-х годов исполнительным директором Института экономики города,   предложила следующие модели социального партнерства

    • Информационный обмен
    • Проведение совместных благотворительных и иных одноразовых акций
    • Систематическая поддержка социальных инициатив, в т.ч. помещением, оплатой расходов
    • Развитие государственно-общественных форм управления (общественные палаты, круглые столы...)
    • Финансирование социальной  сферы на конкурсной основе.159

М.И. Либоракина сформулировала также  четыре основные концепции третьего сектора России: «Сервисная» концепция; концепция сообщества групп саморазвития; концепция социального действия; концепция строительства гражданского общества.

  • Концепция межсекторного социального партнерства получила свое дальнейшее развитие в работах В.Н.Якимца160, в частности, в его диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук161, а также в его совместной с Л.Н.Коноваловой монографии «Гражданское общество в реформируемой России»162. Согласно определению В.Н.Якимца, межсекторное социальное партнерство – это взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

  • Понятие «механизм взаимодействия «НКО – Власть»» при этом понимается как «разработанная сообща совокупность правил, способов, технологий и документации по (а) организации, (б) обеспечению ресурсами и (в) реализации совместных работ (проектов, акций) общественного сектора и власти, которая встроена в схему функционирования социальной сферы на данной территории, направлена на решение социально-значимой проблемы с учетом действующих нормативных и правовых актов и воспроизводима в будущем без участия создателей»163.

    По мнению В.Н.Якимца, для современной  России характерно сосуществование трех разновидностей взаимодействия «НКО-власть»:

    А. Квазисоветские – традиционно  сложившиеся в советский период способы взаимоотношений граждан  и власти, перенесенные в современность  после определенного ретуширования, но не претерпевшие сущностных изменений.

    Б. Инновационные – новые или  крайне редко применявшиеся в  доперестроечный период  методы сотрудничества, появление которых  стало возможным в связи с  изменением государственного устройства и доминирующего типа экономических  отношений.

    В. Мутантные – взаимодействия, объединившие в себе особенности первых двух видов, при этом в основе лежит некий квазисоветский вариант сотрудничества, обладающий при этом внешними свойствами. характерными  для инновационных методов.

  • Среди инновационных механизмов взаимодействия были выделены следующие основные пять видов:  конкурсные; социально-технологические; организационно-структурные; процедурные, а также  комплексные или комбинированные механизмы. Более конкретно,  каждый из этих видов включал в себя следующие формы взаимодействия:

    • 1. Конкурсные:

    • Муниципальный Социальный Заказ

    • Муниципальный Социальный Грант

    • Муниципальный Заказ / Грант

    • Конкурс НКО

    • Конкурс проектов, Тендер

    • Конкурс проектов на соискание грантов Президента РФ в области культуры и искусства ….

    • 2. Социально-технологические:

    • Хосписы;

    • Приемные семьи 

    • Экологические экспертизы

    • Гражданские действия по защите окружающей среды в форме судебных исков

    • Модели социализации детей-инвалидов

    • Подходы к психологической реабилитации алкоголиков и наркоманов

    • Концепция реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска

    Информация о работе Гражданское общество и его развитие в России