Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:32, курсовая работа
Предлагаемое читателю – студенту СПб отделения Высшей школы экономики, либо иному другому человеку, заинтересованному в понимании феномена гражданского общества – учебное пособие является и пионерским и экспериментальным одновременно. Само понятие гражданского общества еще не устоялось пока ни в зарубежном, ни, тем более, в российском научном сообществе. Тем не менее, это понятие достаточно широко используется в современной общественной и политической жизни, и является уже ее неотъемлемой частью. Именно поэтому курс «Гражданское общество и его развитие в современной России» включен в программу подготовки бакалавров и специалистов на кафедре прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ, а также читается студентам других факультетов филиала.
Предисловие……………………………………………………………………………4
1. Понятие гражданского общества: исторические корни и возможные
определения…………………………………………………………………………..6
1.1. Исторические корни……………………………………………………….6
1.2. Гражданское общество как знамя в борьбе против Советского
режима…………………………………………………………………………...9
1.3. Концепция гражданского общества в работах современных западных исследователей………………………………………………………………….11
1.4. В поисках определения…………………………………………………….13
2. Ростки гражданского общества в СССР……………………………………………21
2.1. Существовали ли элементы гражданского общества в СССР?................21
2.2. Общественные организации и гражданские инициативы в
период перестройки……………………………………………………………28
3. Некоммерческие организации в Российской Федерации в 90-е годы……………36
3.1. НКО и политика. Законодательные основы деятельности НКО………..36
3.2. Основные типы некоммерческих организаций…………………………..41
3.3. Деятельности НКО в 90-е годы (на примере Санкт-Петербурга)……….45
3.4. Сообщество НКО: взаимодействие с властью и иностранными
фондами………………………………………………………………………….62
4. Практики и формы взаимодействия НКО и власти в 2000-2003 гг………………. 68
4.1. Гражданское общество становится предметом внимания российской
власти…………………………………………………………………………….. 68
4.2. Подготовка Московского Гражданского форума и
его некоторые итоги………………………………………………………………70
4.3. Государство и гражданское общество: поиски диалога (2002-2003 гг.)….73
5. Взаимодействие власти и гражданского общества в России: современные
тенденции (2004-2007 гг.)…………………………………………………………………81
5.1. Российский Гражданский конгресс: путь политизации гражданского
общества……………………………………………………………………………81
5.2. Социальный форум в Перми (2004 г.)……………………………………….82
5.3. Создание Общественной палаты РФ и начало ее деятельности…………...84
5.4. Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека………………………………………86
5.5. Новое законодательство о НКО и проблемы финансирования
некоммерческих общественных организаций……………………………….…..88
6. Изучение развития гражданского общества в России:
от описания к формулировке моделей…………………………………………………...92
6.1. Материалы и исследования о гражданском обществе и организациях
Третьего сектора: попытка классификации……………………………………92
6.2. Основные концепции и модели взаимодействия структур гражданского
общества и власти…………………………………………………………………..97
7. Концепция развития публичной политики…………………………………………..112
Несколько позже появились работы выпускников Факультета политических наук и социологии Европейского университета в СПб, анализирующих развитие организаций третьего сектора, в частности, работы Е.Белокуровой140, а затем и Е.Белокуровой с соавторами, в которых уже формулировались конкретные модели взаимодействия российского гражданского общества и власти141.
Изучение становления
Мы понимаем условность подобного
разделения исследований и публикаций
об организациях Третьего сектора и
о гражданском обществе в целом,
а также возможность и
«1. Философские и методологические вопросы оказались в центре внимания ученых Института социологии РАН, в частности, в исследованиях, проводимых под руководством Ю.А.Красина.
2. Активистский тип ценностей
и деятельностный подход, ориентированный
на выработку в первую очередь
успешных технологий
3. Особое внимание к субъектам и формирующимся институтам публичной политики стало «фирменным знаком» исследователей с кафедры публичной политики ГУ-ВШЭ под руководством Н.Ю.Беляевой»147
Относясь с уважением к
Исходя из этой позиции, рассмотрим подробнее взгляды и концепции, предложенные основными группами исследователей, работы которым мы отнесли (впрочем, весьма условно) к четвертой и шестой группам в приведенной выше классификации. Мы считаем возможным рассматривать их совместно, так как они тесно взаимодействуют друг с другом, а наиболее интересные работы получаются в тех случаях, когда они объединяют свои возможности для лучшего постижения происходящих в современной России трансформационных процессов.
6.2. Основные концепции и модели взаимодействия структур гражданского
общества и власти.
На наш взгляд, лучшее понимание тех или иных моделей и концепций может быть связано с пониманием обстоятельств их возникновения и предложения, что требует небольшого исторического экскурса, в ходе которого мы кратко рассмотрим формирование основных исследовательских команд и групп. При этом, за исключением группы исследователей из Европейского университета в СПб, большинство остальных аналитиков были (и являются сейчас) лидерами НКО, либо активными тренерами на семинарах по развитию НКО и публичной политики.
Прежде всего, выделим условно
группу профессиональных юристов, которые
основное внимание уделяли созданию
и совершенствованию нормативны
Цель мероприятий, проводимых фондом в 1990-х годах, было создание правовых моделей взаимодействия государства и гражданского общества, совершенствование правовой среды, создающей возможности для эффективной деятельности общественных объединений149.
К «легистской» группе можно также отнести Е.А.Абросимову, одну из наиболее квалифицированных российских юристов по тематике гражданского общества, которая была также первым руководителем организации КАФ-Россия150, а также профессора МГИМО, члена научно-экспертного совета фонда «Интерлигал» А.С.Автономова151. Соответственно, главной целью легистского подхода является совершенствование законодательства в той или иной сфере.
Сама логика развития, однако, приводит
юристов к необходимости выхода
за пределы чисто юридических
норм, к необходимости анализа
реальных практик и влияния как
старых, так и новых институтов
на процесс становления гражданско
политическими группами, открытая для
учета мнений граждан, ответственная со
стороны государственных и общественных лидеров»154.
Важно подчеркнуть также, что одним из результатов анализа и участия в создании нормативных актов стала сделанная Н.Ю.Беляевой подборка закрепленных в федеральных законах правил и форм взаимодействия гражданских структур и органов власти:
Эти нормы стали, по сути, правовой основой поля межсекторного социального партнерства, концепция которого стала одним из итогов сотрудничества второй группы исследователей.
Вторая группа, которая берет начало из тренерской команды 1995-1996 гг. уже упомянутого в разделе 3 проекта «Эффективное управление НКО и сбор средств», может быть условно названа как группа межсекторного социального партнерства. Лидер той команды – М.И.Либоракина, в середине девяностых годов - активный участник феминистского движения156, и один из ее членов – М.Г.Флямер, занимавшийся в то время вопросами правовой судебной реформы157 – имели за плечами опыт Школы культурной политики, участия в Методологическом движении. Еще один член – математик, сотрудник Института системного анализа В.Н.Якимец, был одним из создателей Международной организации «Невада-Семипалатинск», добившейся прекращения подземных ядерных испытаний. Автор этих строк, в прошлом – биофизик и депутат Ленсовета, президент СПб гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ – также был участником этой команды.
Опыт проведения семинаров-тренингов, совместной рефлексии над их результатами, а затем и участие в сетевом проекте подготовки сборника «Гражданские инициативы и будущее России»158, в ходе которого появилась и первая версия классификации НКО по их целевым группам, приведенная в разделе 2 настоящего текста, оказался очень полезным для развития каждого из его членов, а также для развития концепции межсекторного социального партнерства, объединившей всех ее участников. В рамках этой концепции узкое, «тредюнионистское» понимание, связанное с разрешением конфликтов в сфере трудовых отношений и реализуемое через работу трехсторонних комиссий (представители работодателей, профсоюзов и исполнительной власти), существенно расширялось. Суть межсекторного социального партнерства понималась как налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими в трех секторах публичной арены страны, республики, города - государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями.
Позже М.И.Либоракина, ставшая в конце 90-х годов исполнительным директором Института экономики города, предложила следующие модели социального партнерства
М.И. Либоракина сформулировала также четыре основные концепции третьего сектора России: «Сервисная» концепция; концепция сообщества групп саморазвития; концепция социального действия; концепция строительства гражданского общества.
Понятие «механизм взаимодействия «НКО – Власть»» при этом понимается как «разработанная сообща совокупность правил, способов, технологий и документации по (а) организации, (б) обеспечению ресурсами и (в) реализации совместных работ (проектов, акций) общественного сектора и власти, которая встроена в схему функционирования социальной сферы на данной территории, направлена на решение социально-значимой проблемы с учетом действующих нормативных и правовых актов и воспроизводима в будущем без участия создателей»163.
По мнению В.Н.Якимца, для современной России характерно сосуществование трех разновидностей взаимодействия «НКО-власть»:
А. Квазисоветские – традиционно
сложившиеся в советский период
способы взаимоотношений
Б. Инновационные – новые или крайне редко применявшиеся в доперестроечный период методы сотрудничества, появление которых стало возможным в связи с изменением государственного устройства и доминирующего типа экономических отношений.
В. Мутантные – взаимодействия, объединившие в себе особенности первых двух видов, при этом в основе лежит некий квазисоветский вариант сотрудничества, обладающий при этом внешними свойствами. характерными для инновационных методов.
Информация о работе Гражданское общество и его развитие в России