Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:18, реферат
Скотоводство - одна из основных отраслей животноводства. Для большинства регионов страны молочное скотоводство является важнейшей отраслью сельского хозяйства. Развитие молочного скотоводства имеет свои особенности. Большое значение имеет взаимная связь молочного скотоводства с растениеводческими отраслями сельского хозяйства. Рост производства зерна, укрепление кормовой базы способствует повышению продуктивности скота и увеличению производства молока.
Молоко является одним из основных пищевых продуктов. Оно содержит все питательные и биохимически активные вещества, необходимые для организма человека. Это уникальный продукт питания, широко используемый как в свежем, так и в переработанном виде.
ведение ……………………………………………………………………………..4
I. Организационно-экономическая и финансовая характеристика СПК «Рассвет»……………………………………………………………………………..6
1.1. Природно-климатическая характеристика СПК «Рассвет»………………….6
1.2. Основные экономические показатели деятельности СПК «Рассвет»……….7
1.3. Оценка финансового состояния СПК «Рассвет»…………………………….16
II. Современное состояние отрасли молочного скотоводства
в СПК «Рассвет»…………………………………………………………………...23
2.1. Значение отрасли в экономике хозяйства……………………………………23
2.2. Количественная и качественная характеристика стада
крупного рогатого скота…………………………………………………………...24
2.3. Состояние кормовой базы на предприятии…………………………………..25
2.4. Организация основных трудовых процессов в отрасли…………………….28
2.5. Организация и оплата труда в молочном скотоводстве…………………….30
2.6. Экономическая эффективность производства и реализации молока………33
III. Перспективы развития отрасли молочного скотоводства
в СПК «Рассвет» …………………………………………………………………...37
3.1. Обоснование рыночной деятельности предприятия и
объема безубыточности продаж…………………………………………………..37
3.2. Планирование перспективной продуктивности, размера
и структуры стада крупного рогатого скота……………………………………...42
3.3. Расчет проектного валового производства продукции
молочного скотоводства…………………………………………………………...59
3.4. Определение годовой потребности в кормах и подстилке
для молочного стада………………………………………………………………..60
3.5. Расчет численности и фонда заработной платы
работников отрасли………………………………………………………………...63
3.6. Обоснование уровня себестоимости и цены предложения
продукции молочного скотоводства………………………………………………67
3.7. Расчет затрат и денежной выручки от реализации
продукции отрасли. Оценка эффективности проекта……………………………69
Выводы и предложения……………………………………………………………70
Список использованной литературы……………………………………………...72
Основной статьёй затрат в структуре себестоимости молока являются затраты на корма, доля затрат на них в 2009 году составила 38% от общей суммы затрат. Это на 5,5% выше, чем в 2005 году. Необходима оптимизация затрат на корма, что может существенно повлиять на уровень себестоимости производства молока. Наблюдается снижение доли в затратах по статье заработная плата и статье затраты на содержание основных средств. Это связано со снижением поголовья скота. Себестоимость 1 ц. молока год от года увеличивается: выросла с 577 руб. в 2005 году до 818 руб. в 2009 году.
В процессе реализации продукции большинство сельскохозяйственных предприятий организует вывоз молока на предприятия молочной промышленности своими силами и средствами, в том числе и СПК «Рассвет».
Реализационные цены и каналы реализации молока оказывают существенное влияние на эффективность его производства и реализации.
В СПК «Рассвет» производимая продукция реализуется оптовым покупателям. К таким покупателям относятся: ОАО «Даниловский маслосырзавод», ООО «Даниловмясопродукт».
Производимое хозяйством молоко относится к высшему, первому, второму сортам. Реже молоко оказывается несортовым.
Цену на молоко устанавливает ОАО «Даниловский маслосырзавод», которая составляет 8 руб. за 1 кг молока высшего сорта, 7 руб. за 1 кг молока первого сорта.
Конкурентами СПК «Рассвет» являются все хозяйства Даниловского района, имеющие с ним сходную специализацию. Рынок молока является рынком чистой конкуренции, при этом у предприятий нет особых преимуществ друг перед другом.
Уровень рентабельности (убыточности) показывает эффективность производства с точки зрения получения прибыли на сумму материальных и трудовых затрат по производству и реализации продукции.
Теперь рассмотрим экономическую эффективность производства и реализации молока и определим уровень рентабельности (убыточности) продукции молочного скотоводства в СПК «Рассвет» за последние годы (табл.2.6.2).
Таблица 2.6.2 – Оценка экономической эффективности производства и реализации молока в СПК «Рассвет»
Показатели | ОАО «Даниловский маслосырзавод» | Отклонение уровня 2009 г. от 2005 г. | |||||
2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | +/- | % | |
Выход телят на 100 коров, гол. |
56 |
55 |
53 |
49 |
58 |
2 |
103,6 |
Среднегодовой удой от 1 коровы, ц. | 23 | 26 | 28 | 32,5 | 35 | 12 | в 1,5 раза |
Валовое производство молока, ц. |
5264 |
4841 |
4843 |
4485 |
4848 |
-416 |
92,1 |
Себестоимость 1 ц молока, руб. | 577 | 637 | 559 | 693 | 818 | 241 | 141,8 |
Затраты труда на 1 ц. молока, чел.-ч. | 12,3 | 12,6 | 11,8 | 8,0 | 7,2 | -5,1 | 58,5 |
Объем реализации молока, ц. | 4519 | 4236 | 4165 | 3952 | 4253 | -266 | 94,1 |
Выручка от реализации молока, тыс. руб. | 2459 | 2713 | 2681 | 2809 | 4108 | 1649 | в 1,7 раза |
Полная себестоимость молока, тыс.руб. | 2606 | 2774 | 2330 | 2739 | 3480 | 874 | 133,5 |
Цена реализации 1 ц. молока, руб. | 544 | 640 | 644 | 711 | 966 | 422 | в 1,8 раза |
Прибыль (убыток), тыс.руб. | -147 | -61 | 351 | 70 | 628 | 775 | - |
Уровень товарности, % |
85,8 |
87,5 |
86,0 |
88,1 |
87,7 |
1,9 | - |
Уровень рентабельности (убыточности) молока, % |
-5,6 |
-2,2 |
15,1 |
2,6 |
18,1 |
8,2 |
- |
Проанализируем данную таблицу. Наблюдается динамика роста среднегодового надоя от одной коровы – на 12 ц., что объясняется улучшением уровня кормления. В 2009 году выход телят на 100 коров составил 58 голов, что на 2 головы больше, чем в 2005 году. Это связано с уменьшением количества мертворожденных телят и своевременной выбраковкой малопродуктивных единиц скота.
Прослеживается тенденция снижения затрат труда на 1 ц молока, что связано с увеличением средств механизации. Из данных таблицы видно, что увеличивается себестоимость 1 ц молока, что связано с увеличением затрат на одну голову скота. Хозяйству следует стремиться к снижению себестоимости молока за счет увеличения его объемов производства и сокращения затрат на обслуживание 1 головы скота, которые включают в себя затраты на корма, электроэнергию, осеменение и т.п.
Как было сказано выше и как видно из таблицы, единственным каналом реализации молока СПК «Рассвет» является ОАО «Даниловский маслосырзавод». Объем реализации молока уменьшился на 266 ц. (на 6%) за счет уменьшения валового надоя. Выручка от реализации молока возросла на 1649 тыс. руб. (почти в 2 раза), так как постепенно увеличивались закупочные цены на молоко. Полная себестоимость молока за 5 лет выросла почти на 34%. Цена реализации 1 ц. молока возросла на 422 руб. из-за повышения закупочных цен и улучшения качества молока. Наибольший уровень прибыли наблюдается в 2009 году. В целом за 5 лет прибыль увеличилась на 755 тыс.руб. Уровень товарности возрос на 1,9%. Это говорит о том, что все большая часть молока реализуется. Также видно, что в 2009 году наблюдается самый высокий уровень рентабельности молока – 18,1%. По сравнению с 2005 годом данный показатель увеличился на 8%, что указывает на то, что выручка от реализации начинает превышать полную себестоимость. Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее удачной реализация была в 2009 году.
III. Перспективы развития отрасли молочного скотоводства в СПК «Рассвет»
3.1. Обоснование рыночной деятельности предприятия и объема безубыточности продаж
Конкуренция – это состязательность на рынке. Она является важнейшим элементом рынка, играющим решающую роль в повышении качества продукции, снижении производственных затрат.
Конкурентами СПК «Рассвет» являются все хозяйства Даниловского района, имеющие с ним сходную специализацию. Рынок молока является рынком чистой конкуренции, при этом у предприятий нет особых преимуществ друг перед другом.
В практике сельскохозяйственных предприятий по производству молока существует множество показателей, характеризующих как технологическую, так и экономическую эффективность его производства. Для оценки конкурентоспособности молочного скотоводства необходима комплексная оценка показателей эффективности. С этой целью Ярославским научно-исследовательским институтом животноводства и кормопроизводства разработана методика оценки конкурентоспособности производства, основанная на сравнительном анализе 8 показателей эффективности производства молока, с ранжированием хозяйствующих субъектов по суммарной оценке.
При оценке используются следующие показатели:
1) поголовье коров на 100 га с/х угодий (гол.);
2) производство молока на 1 га с/х угодий (ц);
3) прибыль (убыток) от реализации молока на 1 корову (тыс. руб.);
4) годовой надой на 1 корову (кг);
5) жирность молока (%);
6) себестоимость 1 ц молока (руб.);
7) цена реализации 1 ц молока (руб.);
8) уровень рентабельности без дотаций (%).
Абсолютное значение данных показателей переводится в оценочные
баллы по следующему алгоритму:
1. Значение показателя «поголовье коров на 100 га с/х угодий (гол.)» не изменяется.
2. Значение показателя «производство молока на 1 га с/х угодий (ц)» не изменяется.
3. Значение показателя «прибыль (убыток) от реализации молока на 1 корову (тыс. руб.)» не изменяется.
4. Значение показателя «годовой надой на 1 корову (кг)» делится на 1000.
5. Значение показателя «жирность молока (%)» не изменяется.
6. Единица делится на значение показателя «себестоимость 1 ц молока (руб.)» и умножается на 10000.
7. Значение показателя «цена реализации 1 ц молока (руб.)» делится на 10.
8. Значение показателя «уровень рентабельности без дотаций (%)» не изменяется.
Полученные баллы суммируются по каждому хозяйству. В зависимости от полученной суммы предприятия ранжируются по убыванию общей оценки.
В таблице 3.1.1 приводится оценка конкурентоспособности 18 сельскохозяйственных предприятий Даниловского района по производству молока. Также определим позицию СПК «Рассвет» на молочном рынке.
69
Таблица 3.1.1 - Оценка конкурентоспособности производства молока на предприятиях Даниловского района за 2009 год
Наименование хозяйства | Поголовье коров на 100га с-х.угодий | Получено молока на 1га с-х.угодий | Получено прибыли от реализации на 1 корову |
Надой на 1 корову |
Жирность молока |
Себестоимость 1 ц. |
Цена реализации 1 ц. |
Уровень рентабельности (убыточности) |
Сумма баллов |
Место |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
КЛХ им. Ленина |
8,28 |
2,08 |
0,25 |
2508 |
3,59 |
655 |
666 |
1,7 |
100,28 |
12 |
СПК «Колос» | 7,54 | 1,09 | -1,27 | 1446 | 3,57 | 800 | 707 | -11,6 | 83,98 | 13 |
СПК «50 лет Октября» |
25,92 |
9,64 |
6,36 |
3717 |
4,03 |
620 |
803 |
29,4 |
175,50 |
3 |
СПК «Россия» | 13,90 | 4,49 | 8,30 | 3235 | 4,05 | 692 | 1235 | 28,9 | 200,80 | 1 |
СПК «Путь Ленина» |
20,10 |
5,55 |
-2,44 |
2763 |
3,60 |
826 |
735 |
-11 |
104,18 |
11 |
СПК «Борьба» | 1,87 | 0,21 | -6,43 | 1129 | 3,58 | 1086 | 422 | -61,1 | -9,33 | 17 |
ООО «Даниловец» |
6,47 |
2,10 |
-10,92 |
3248 |
3,62 |
1000 |
632 |
-36,8 |
40,92 |
15 |
СПК «Борец» | 0,86 | 0,10 | -8,50 | 1194 | 3,61 | 1301 | 482 | -63 | -9,85 | 18 |
СПК «Рассвет» | 12,91 | 4,54 | 4,55 | 3513 | 3,63 | 818 | 966 | 18,1 | 156,03 | 5 |
КЛХ «Заветы Ленина» |
7,75 |
4,93 |
16,37 |
6355 |
4,02 |
832 |
1110 |
33,5 |
195,97 |
2 |
СПК «Красный Перекоп» |
8,12 |
2,54 |
- |
3130 |
3,43 |
838 |
838 |
- |
29,15 |
16 |
СПК «Верный путь» |
5,83 |
1,12 |
-3,71 |
1923 |
3,59 |
868 |
636 |
-26,7 |
57,17 |
14 |
СПК «Заречье» | 10,26 | 3,69 | 2,79 | 3599 | 3,91 | 622 | 707 | 13,5 | 124,53 | 8 |
СПК «Дружные всходы» |
12,77 |
3,83 |
2,29 |
3000 |
3,89 |
584 |
669 |
14,6 |
124,40 |
9 |
СПК «Восход» | 6,95 | 1,71 | 1,26 | 2466 | 3,53 | 603 | 659 | 9,3 | 107,70 | 10 |
СПК «Память Ленина» |
19,72 |
7,10 |
4,42 |
3601 |
3,98 |
633 |
763 |
20,5 |
151,42 |
6 |
СПК «Крейсер Аврора» |
14,43 |
4,85 |
2,58 |
3360 |
3,93 |
701 |
782 |
11,5 |
133,12 |
7 |
СПК им. Дзержинского |
26,88 |
11,43 |
1,71 |
4250 |
3,94 |
705 |
804 |
14,1 |
156,91 |
4 |
69
По данным таблицы 3.1.1 определяется место каждого предприятия по результатам производства молока. Первое место занимает СПК «Россия», так как ему соответствует наибольшая сумма баллов.
СПК «Рассвет» находится на 5 месте. Надой молока у хозяйства выше среднего по району. По сравнению с передовыми предприятиями у хозяйства высокая себестоимость 1 ц молока, хотя она и является средней по Даниловскому району. Таким образом, стать более конкурентоспособным хозяйство сможет, увеличив продуктивность животных, повысив качество и снизив издержки по производству молока.
Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ, с помощью которого возможно определение безубыточного объема продаж.
Безубыточность можно выразить тем количеством продукции, которое позволяет предприятию покрывать затраты. Каждая единица продукции сверх этого безубыточного объема будет приносить прибыль.
Безубыточность – это такое состояние, когда предприятие не приносит ни прибыли, ни убытка. Наиболее точным способом определения безубыточного объема является аналитический способ.
Для того чтобы определить безубыточный объём продаж, сначала надо определить точку, в которой затраты точно покрываются выручкой от реализации. Она получила название точки безубыточного объёма продаж. Иными словами, в этой точке прибыль равна 0, соответственно ниже её будет убыточное производство и наоборот. Её можно рассчитать как в натуральном выражении, так и в денежном. Для этого необходимо определить маржинальный доход по следующей формуле: траты точно покрываются выручкой от реализациить актиде формул и цифр рат на 1 корову, несмотря на рост продуктивности коров.
МД = В-Рп, где В – выручка от реализации молока, тыс. руб.
Рп – переменные затраты, тыс. руб.
Точка безубыточного объёма продаж:
в денежном выражении
Кд = В*Н/МД, где Н – постоянные затраты, тыс. руб.
в натуральном выражении
Кд = V*Н/МД, где V – объём реализованной продукции, ц
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточном объёмом продаж продукции – это зона безопасности (порог безопасности), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Определим безубыточный объем реализации молока в СПК «Рассвет» в таблице 3.1.2.
Таблица 3.1.2 - Расчёт маржинального дохода по молоку в СПК «Рассвет»
Показатели | Годы | Отклонение уровня 2009 г. от 2005 г., +/- | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||
Объём реализованного молока, ц | 4519 | 4236 | 4165 | 3952 | 4253 | -266 |
Средняя цена реализации, руб/ц | 544 | 640 | 644 | 711 | 966 | 422 |
Выручка от реализации (В), руб. | 2459 | 2713 | 2681 | 2809 | 4108 | 1649 |
Постоянные затраты (А), тыс. руб. | 1252 | 1287 | 946 | 998 | 1800 | 548 |
Переменные расходы на единицу продукции (VC), тыс. руб. | 0,48 | 0,51 | 0,50 | 0,62 | 0,61 | 0,13 |
Переменные расходы на весь объём реализации (Зпер), тыс. руб. | 2173 | 2143 | 2064 | 2455 | 2608 | 435 |
Прибыль от реализации молока (П), тыс. руб. | -147 | -61 | 351 | 70 | 628 | 775 |
Маржинальный доход (МД=В-Зпер), тыс. руб. | 286 | 570 | 617 | 354 | 1500 | 1214 |
Доля маржинального дохода в выручке (Дмд=МД/В) | 0,12 | 0,21 | 0,23 | 0,13 | 0,37 | 0,25 |
Ставка маржинального дохода (Смд=МДед.пр.) | 0,06 | 0,13 | 0,15 | 0,09 | 0,35 | 0,29 |
Безубыточный объём продаж в стоимостном выражении, тыс. руб. (А/Дмд) | 10433 | 6129 | 4113 | 7677 | 4865 | -5568 |
Безубыточный объём продаж в натуральном выражении, ц (А/Смд) | 20867 | 9900 | 6307 | 11089 | 5143 | -15724 |
Зона безопасности, тыс. руб. | - | - | - | - | - | - |
ц | - | - | - | - | - | - |