Бизнес-планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:54, доклад

Описание работы

На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Работа содержит 1 файл

На поведение каждого предприятия влияет характер.doc

— 842.50 Кб (Скачать)

Рис. 7. Средние издержки на ресурс, предложение ресурса и предельные издержки на ресурс

Принятие решений о найме  на монопсонистических рынках факторов производства

            Фирма,  обладающая властью монопсонии, максимизирует прибыль путем найма ре­сурса вплоть до того момента, когда предельные издержки на ресурс сравниваются с доходом от предельного продукта данного производственного ресурса:

МIС = MRP.

Доход от предельного продукта ресурса определяет вклад дополнительных единиц ресурса в выручку фирмы. Предельные издержки на ресурс равны дополнительным затратам на дополнительную единицу услуг привлекаемого фактора производства.

Пока доход от предельного продукта труда для фирмы, добывающей уголь, превышает предельные издержки на рабочую силу, фирма может увеличивать доходы путем найма большего числа работников.

Решения о найме для максимизации прибыли фирмы, обладающей силой  монопсонии, графически отражены на рис. 8. Так как фирма максимизирует прибыли путем прирав­нивания MRPL  и MICL, она нанимает в день 104 работников. Чтобы привлечь такое количество работников, она должна платить им заработную плату на уровне 44 долларов в день.

Рис. 8. Принятие решении о найме  монопсонистом

Предположим, что фирма продаст  добытый ею уголь на рынке с  совершенной конку­ренцией. Нет  причин ожидать, что фирма - монопсонист  на одном или более рынках фак­торов  производства будет также и монополистом на рынке угля. Нет ничего необычного в том, что фирма закупает ресурсы на рынке с несовершенной конкуренцией, а продает готовую продукцию на совершенно конкурентном рынке. Так как на рынке готовой про­дукции существует совершенная конкуренция, то МRРL = VMPL

Фирма - монопсонист нанимает меньшее  количество рабочей силы и выплачивает более низкую заработную плату по сравнению с точкой равновесия на аналогичном рынке факторов производства с совершенной конкуренцией. На рынке факторов производства с совершенной конкуренцией точка равновесия устанавливается там, где доход от предельного продукта ресурса уравнивается с его ценой. Если бы в каком-либо городе существовало несколько фирм, владеющих шахтами, которые конкурировали бы между собой при найме шахтеров, равновесие бы установилось в точке, подобной точке В на рис. 8. Рыночная заработная плата была бы на уровне wC и было бы приобретено QC рабочих дней. Каждая фирма при заработной плате wC была бы в состоянии нанять столько работников, сколько захочет. Заработная плата шахтеров была бы выше, чем при монопсонии, и нанято было бы большее число работников. В конечном итоге, при наличии конкурентных рынков готовой продукции, каждый шахтер получал бы заработную плату, равную стоимости предельного продукта труда. Фирмы не смогли бы делать дополнительную прибыль за счет выплаты шахтерам заработной платы меньшей, чем стоимость предельного продукта их труда.

Власть монопсонии, сочетающаяся с  монопольной властью на рынках готовой  продукции.

            Когда фирма обладает и властью  монопсонии на рынках рабочей  силы и монопольной властью на рынках ее готовой продукции, работники находятся в наихудшем положении. Этот случай изображен на рис. 9. Монопсония достигает равновесия в точке Е, где MRPL = MICL. Для того чтобы нанять QL работников в день, что соответствует этой точке, фирма выплачивает дневную зарплату в сумме w* долларов в день. При этой зарплате фирма добавляет к своей прибыли сумму, равную площади VRST. Эта площадь может быть разделена на две части. Площадь GEST является приростом прибыли в результате того, что в точке Е MRPL * > w*. Второй частью является площадь GERV. Это - прирост прибыли в результате того, что в точке Е VMPL* > MRPL*. Вся заштрихованная площадь VRST представляет собой добавку к прибыли фирмы в результате того, что она обладает властью и монопсонии и монополии.

Рис. 9. Фирма, которая является одновременно и монопсонистом и монополистом

 

 

Современная микроэкономика - это  наука о принятии решений отдельными хозяйствующими субъектами и потребителями-индивидуумами. Микроэкономика объясняет, как  и почему принимаются те или иные решения, и какие факторы оказывают влияние на выбор производителей и потребителей. В микроэкономике рассматривается теория поведения потребителей и вопросы формирования индивидуального и рыночного спроса.

 

Для отдельных фирм даются ответы на вопросы: что производить, сколько производить, по какой цене продавать, каким образом распределить имеющиеся ресурсы и т.д.

 

Другими важными аспектами микроэкономической теории являются вопросы взаимодействия субъектов экономики и развития рыночных структур в отдельных отраслях экономики, взаимоотношения между потребителями и производителями, влияние на принимаемые решения политики правительства. Таким образом, она дает ключ к пониманию функционирования экономики в целом.

 

Изучение микроэкономики как основы знаний о рыночной экономике необходимо и полезно.

 

Изучение таких новых разделов микроэкономики, как стратегия конкуренции, эффективность рынка, роль неопределенности и информации, ценовая политика, занявших за последние годы ведущее  место в теории экономики фирмы, весьма актуально и имеет практическую ценность для принятия управленческих решений фирмы в условиях развития рыночных отношений в Республике Казахстан.

 

1. Рынок монополий

 

 

Рассмотрим рыночную ситуацию, когда  отдельная фирма является единственным производителем товара, который не имеет близких заменителей. Такой рынок называется монополией, а фирма - монополистом. Поскольку монополист - единственный производитель товара, то его кривая спроса является одновременно кривой рыночного спроса и определяет цену на предлагаемое количество товара. Монополист, используя свое исключительное положение, как правило, цену товара устанавливает на более высоком уровне по сравнению с конкурентной ценой и предлагает товар в меньшем количестве, чем конкурентная фирма. Говорят, что продавец обладает монопольной властью, если он может оказывать влияние на рыночную цену своего товара путем изменения объема выпуска.

 

Если на рынке установится монопольная  власть отдельного производителя, то общество в целом будет нести определенные издержки, так как покупатели за товар будут платить более высокие цены, одновременно сокращая объемы их потребления. Поэтому во многих странах мира разработаны и действуют антимонопольные законы, ограничивающие монополизацию рынков. Несмотря на эти законы, производители-монополисты есть во всех странах мира. Существуют объективные ограничения, оправданные с позиции экономики, способствующие монополизации некоторых рынков. Их называют барьерами вхождения на монопольные рынки, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового производителя.

 

Они следующие:

 

исключительные права, полученные от правительства на производство отдельных  товаров;

 

патенты и авторские права;

 

право собственности на отдельные  производственные ресурсы;

 

преимущества низких издержек крупного производства по сравнению с издержками мелких производителей.

 

В зависимости от причин, лежащих  в основе монополизации рынка, различают  следующие виды монополий.

 

1. Закрытая монополия. Она защищена  от конкуренции юридическими ограничениями.

 

2. Естественная монополия. Отрасль,  в которой производство любого  объема продукции одной фирмой  обходится дешевле, чем его  производство двумя или более  фирмами. В основе естественной  монополии лежит экономия от  масштаба производства.

 

3. Открытая монополия. Случай, когда  фирма становится единственным  поставщиком товара, не обладая  никакой специальной защитой  от конкуренции.

 

Решение монополиста относительно объема производства. Для монопольного производителя, так же как и для конкурентной фирмы, цель производства - максимизация прибыли. Как единственный производитель монополист полностью контролирует рыночную ситуацию и по своему усмотрению может назначать рыночную цену товара. Кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон. Поэтому монополист, назначая более низкие цены, может увеличить количество продукции, продаваемой на рынке. Поскольку монополист устанавливает одну цену для всех единиц товара, то цена товара будет выражать средний доход монополиста.

 

Показатели монопольной власти. На конкурентном рынке отдельный производитель не может повлиять на рыночную цену товара, цена устанавливается на уровне предельных издержек. В случае, когда производитель может оказать влияние на рыночную цену товара и цена устанавливается на уровне выше, чем предельные издержки, говорим о наличии монопольной власти отдельного производителя.

 

Сила монопольной власти, при  прочих равных условиях, обратно пропорциональна  эластичности спроса, т.е. сила монопольной  власти проявляется сильнее, когда спрос на продукцию менее эластичен и наоборот.

 

Долгосрочное монопольное равновесие. Рассматриваемая модель совершенной  конкуренции, я определила, что в  отрасли установится долгосрочное равновесие, если число фирм, функционирующих  на данном рынке, со временем не меняется. Необходимое условие достижения этого положения - отсутствие положительной экономической прибыли у фирм, работающих на данном рынке.

 

Изучение долгосрочного монопольного равновесия тесно связано с выяснением содержания следующих вопросов: во-первых, при каких обстоятельствах единственный производитель сможет сохранить свою монопольную власть над рынком в течение длительного периода времени; во-вторых, если в отрасли достигнуто долгосрочное равновесие, то какие объективные условия подталкивают монополиста к расширению масштабов производства через строительство нескольких заводов.

 

Необходимым условием достижения долгосрочного  монопольного равновесия является возможность  получения положительной экономической  прибыли единственным поставщиком  товара. Только в этом случае рассматриваемый  поставщик будет иметь условия  для защиты своего рынка от свободного притока новых поставщиков. Возможность получения положительной экономической прибыли, в свою очередь, зависит от соотношения средних издержек производства и монопольной цены. В случае, когда цена товара превосходит долгосрочные средние издержки монополиста, поставщик получает гарантированную положительную экономическую прибыль.

 

Монополия с одним заводом. Предположим, что перед монополистом стоит  задача об увеличении объема выпуска  в течение длительного периода  времени. Эту задачу монополист может решить двумя способами. Первый способ связан с расширением производственных мощностей имеющегося завода, а второй - со строительством второго, третьего и т.д. заводов.

 

Рассмотрим более подробно поведение  монополиста, работающего с одним  заводом. В долгосрочной перспективе монополист оптимальное количество выпускаемой продукции определяет из условия равенства долгосрочных предельных издержек и предельного дохода, т.е. монополист будет работать с одним заводом до тех пор, пока увеличение объема выпуска будет сопровождаться снижением долгосрочных средних издержек. В случае, когда дальнейшее увеличение выпуска сопровождается ростом средних издержек производства, монополисту не выгодно использовать единственный завод. В подобных ситуациях монополисты нередко решаются на строительство второго завода. В результате объем производства заметно увеличится.

 

Монополия будет размещать производство среди своих различных заводов  так, чтобы предельные издержки производства на каждом заводе равнялись предельному  доходу.

 

Социальные издержки монопольной  власти. Предыдущий анализ позволил нам  заметить, что монопольные производители  цену товара устанавливают на более  высоком уровне по сравнению с  ценой конкурентного рынка и  предлагают продукцию в меньших  объемах, чем конкурентная фирма. В результате этого обстоятельства покупатели будут платить более высокие цены за товар, что ведет, при прочих равных условиях, к ухудшению благосостояния населения. Следовательно, можно сказать, что деятельность монопольных производителей накладывает определенную социальную нагрузку на общество и ведет к ухудшению их благосостояния.

 

Это и есть социальные издержки (чистые убытки) общества от монопольной власти. Не трудно заметить, что чем большая  часть излишка переходит от потребителей к монополисту, тем большую нагрузку будет нести общество от монопольной власти.

 

Ценовая дискриминация. Считается, что  фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены для  различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса. Политику ценовой дискриминации монополисты проводят только тогда, когда они производят товар, не подлежащий перепродаже. В противном случае, когда продажа товара осуществляется для разных покупателей по дифференцированным ценам, политика ценовой дискриминации приводит к спекуляции и не позволяет монополисту извлекать дополнительную прибыль от этой деятельности. Политика ценовой дискриминации проводится в целях увеличения собственной прибыли монополиста. Средством достижения этой цели является перераспределение доходов от группы потребителей с эластичным спросом в пользу потребителей с неэластичным спросом.

 

Если монополист для каждого  потребителя устанавливает отдельную  цену, то перед нами политика совершенной ценовой дискриминации. Если бы монополист установил единственную цену для всех групп потребителей, то получил бы экономическую прибыль. Проводя политику совершенной ценовой дискриминации, монополист может расширить круг покупателей. При этом нижняя цена монополиста не может быть меньше, чем предельные издержки.

 

Назначая цену меньшую, за единицу  товара, монополист может охватить более бедных покупателей. Отсюда вывод: проводя политику совершенной ценовой  дискриминации, монополист полностью  захватывает весь излишек потребителя. Ни один потребитель не может получить излишек, так как монополист назначает каждому из них максимальную цену, которую он заплатит. Поэтому излишек потребителя переходит монополисту как прибыль. Органы государственного управления к политике ценовой дискриминации относятся лояльно в виду того, что монополисты, проводя подобную политику, увеличивают объемы выпуска продукции.

Информация о работе Бизнес-планирование