Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:54, доклад
На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Барьеры для входа в отрасль:
как поддерживается монопольная власть
Прибыли служат как сигнал, чтобы
привлечь новых поставщиков
1. Исключительные права,
2. Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений литературы, искусства и музыки исключительные права, чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут также выдаваться на производственные технологии. Патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает. Идея патентов и авторских прав состоит в том, чтобы поощрять фирмы и отдельные личности изобретать новые продукты и процессы путем гарантирования изобретателям исключительных прав на то, чтобы реализовать на рынке плоды их усилий. Однако исключительные права гарантируются только на ограниченный период. Создаваемая таким образом монополия является временной.
Когда какая-нибудь фирма
3. Собственность на все
Какие-либо уникальные
Фирмы, у которых есть технологические секреты, обладают монополией, если другие фирмы не могут воспроизвести их приемы обработки и производства продуктов. Например, "Coca-Cola" тщательно охраняет свою формулу сиропа, который входит в классическую "Coca-Cola". Секретная формула обеспечивает компании монополию на ее напиток. Конечно, поскольку существует много близких или заменяющих ее безалкогольных напитков, "Coca-Cola" не обладает чистой монополией.
4. Преимущество низких издержек
крупного производства, обусловленного
монополизацией рынка.
Если фирмы могут
Рис. 1 показывает долгосрочную кривую средних издержек отдельной фирмы вместе с кривой рыночного спроса на ее товар. Заметим, что средние издержки производства снижаются на протяжении всего интервала значений выпуска, для которого кривая спроса лежит выше кривой LRAC (долгосрочной кривой средних издержек). Это означает, что при всех величинах выпуска, за который покупатели готовы уплатить такую цену, которая превосходит средние издержки, фирма всегда может снизить средние издержки еще больше, производя больше продукции. Легко показать, что при данных обстоятельствах при любой величине выпуска единственный продавец может предложить все требуемое количество товара с более низкими затратами, чем два или более продавца. Например, единственный производитель мог бы, если бы решил поступать так, выпустить количество товара Q1. Если бы он предложил на продажу на рынке все это количество, то покупатели были бы готовы заплатить цену Р1, которая была бы в точности равна средним издержкам при этом выпуске, т. е. LRAC1. Общие затраты производства, следовательно, были бы: LRAC1 (Q1).
Предположим, вместо этого две фирмы произвели бы каждая по половине количества, потребного на рынке, когда цена установилась на уровне P1. Каждая из двух фирм понесла бы средние издержки производства, равные LRAC2 > LRAC1, и каждая предложила бы продать количество, равное Q1/2 по этой цене. Общие издержки производства Q1 единиц выпуска были бы, следовательно
TC2 = LRAC2(Q1/2)+LRAC2(Q1/2) = LRAC2(Q1) > LRAC1(Q1).
Вы можете увидеть, что, если бы на рынке была цена P1, то две меньшие фирмы оказались бы не в состоянии покрыть свои средние издержки производства и, следовательно, понесли бы экономические убытки. Единственная крупная фирма, обеспечивающая весь рыночный спрос, может, следовательно, выпустить данное количество товара с более низкими общими издержками, чем две или более меньших фирм, когда взаимоотношение между кривой спроса и кривой LRAC (средних затрат в долгосрочном плане) является таким, как показано на рис. 1. Подобная фирма могла бы вытеснить из отрасли меньшие фирмы, понижая цену так, чтобы удовлетворить весь рыночный спрос. Конечно, как только бы она предприняла подобные действия, ни одна меньшая конкурирующая фирма не смогла бы продавать товар по такой цене и получать прибыль. Фирма же, утвердив таким образом свое монопольное положение, была бы вольна сократить свой выпуск, принуждая тем самым цену подняться. Сокращение производства стало бы реальностью, если бы фирма могла таким образом увеличить свои прибыли. Если бы опять новые фирмы попытались проникнуть на рынок, эта фирма могла бы вновь, как ранее, снизить цены.
Рис. 1. Преимущества низких издержек производства естественной монополии
Фирма, которая может обеспечить весь рыночный спрос на какой-либо товар с меньшими средними издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли бы точно такое же количество товара, называется естественной монополией. Естественные монополии могут преобладать для таких продуктов, как местное обеспечение электроэнергией, газом и местные услуги телефонной связи. Экономия затрат, происходящая из-за крупномасштабного производства (при увеличивающемся эффекте роста масштабов производства), является причиной того, почему этим фирмам часто предоставляются монопольные права. Изменения в технологии могут изменить затратные условия. Например, дальняя телефонная связь когда-то считалась естественной монополией, но она больше не рассматривается как таковая из-за изменений в технологии. Системы спутниковой связи и другие технологические новшества позволяют ряду фирм конкурировать и в отрасли дальней связи, а более крупный продавец больше не обладает преимуществами более низких средних издержек производства.
СПРОС НА ПРОДУКТ МОНОПОЛИСТА
Кривая спроса на выпуск продук
Управляющие монополией считаются с реакцией потребителей на изменение цены, когда они принимают решение по ценам. Они знают, что количество товара, которое они продадут, зависит от цены, которую они установят. И наоборот, они знают, что цена, которую они могут получить за свой товар, зависит от его количества, которое они предлагают на продажу за любой период времени.
Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой данный период времени. Раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определяется кривой рыночного спроса. Например, местная телефонная монополия могла бы решить увеличить свою цену, чтобы увеличить свои прибыли. Если увеличение цены будет одобрено регулирующими органами, то компания столкнется с сокращением количества находящих спрос услуг. Таким же образом, если монополия выберет в качестве устанавливаемого ею главного параметра поставляемое на рынок количество товара, то цена, которую покупатели заплатят за это количество, также будет зависеть от кривой спроса на продукт. Например, предположим, что какой-то производитель автомобилей обладает монополией. В результате прироста переменных издержек производства он решает, что должен производить и продавать меньше автомобилей каждый месяц, чтобы удержать прибыль на максимуме. Он, следовательно, сократит поставку машин своим дилерам. Сокращение поставок сделает автомобили более дефицитным то варом для соперничающих покупателей. В результате сокращения имеющихся в наличии машин конкуренция между покупателями за уменьшенное число автомобилей, находящихся у дилеров, окажет повышающее воздействие на цену.
Предложение продукции чистой монополией является рыночным предложением. Спрос на товар монополиста также является рыночным спросом. Теперь легко увидеть, почему монополия не является фирмой, принимающей цену как данное. По мере роста выпуска цена должна упасть, потому что спрос направлен вниз. Сопоставим спрос при монополии с тем, с которым сталкивается конкурентная фирма. Конкурентная фирма может продавать столько, сколько захочет по рыночной цене. Не имеет значения, сколько производит конкурентная фирма, она не может ни повысить, ни понизить своими действиями рыночную цену.
Предельный доход монополиста
У конкурентной фирмы предельный доход является по величине таким же, как и цена. Конкурентная фирма по выпуску стульев, которая рассматривалась в качестве примера в предыдущих главах, получает 150 долларов дополнительного дохода каждый раз, когда она продает еще один стул по цене 150 долларов. Монополист должен снизить цену товара, чтобы продать больше. Это следует из того факта, что кривая спроса на продукт монополиста наклонена вниз. Предельный доход дополнительных продаж монополиста всегда меньше, чем цена.