Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:54, доклад
На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Ситуация чистой двусторонней монополии встречается редко. Время от времени она имеет место, когда государственная монопольная компания (например, по табаку, алкоголю) закупает продукцию у единственного продавца, которому разрешено торговать ею на территории страны. Эта модель также может быть применена к переговорам профсоюзов с ассоциациями предпринимателей. Ассоциация предпринимателей - это организация нанимателей услуг ресурса, которые объединяются в группу для ведения переговоров, чтобы установить заработную плату, которую будут выплачивать все члены ассоциации. Например, ассоциация собственников битуминозного угля - это национальная ассоциация предпринимателей, которая ведет дела преимущественно с двумя основными профсоюзами, включая профсоюз Объединенных шахтеров. Другой пример - Корпорация грузовых перевозок, представляющая собой национальную американскую ассоциацию владельцев грузовых автотранспортных средств, которая ведет переговоры с профсоюзом водителей США. Ассоциация нанимателей для максимизации своих прибылей может попытаться установить зарплату на уровне wM. Если профсоюз не согласится на такую заработную плату, фирма может сократить операции и уволить работников. Профсоюз, хотя и не добивается в каком-либо определенном смысле максимизации своих прибылей, будет требовать установления заработной платы на уровне wU, что значительно выше wM, т. е. зарплаты, предложенной ассоциацией нанимателей. Профсоюз сможет угрожать забастовкой до удовлетворения его требований. Если разница между зарплатой, требуемой профсоюзом и предлагаемой ассоциацией нанимателей, будет велика, то может последовать длительная забастовка или увольнение работников. Издержки забастовки или увольнений как для нанимателей, так и для работников, вероятно, окажут воздействие на достижение компромисса.
Двусторонняя монополия подобного типа также часто встречается в профессиональном спорте, где организация собственников команд ведет переговоры с союзом игроков с целью оговорить уровень оплаты и условий труда на период действия контракта между ними. Например, в США ассоциация игроков Национальной футбольной лиги (NFLPA) ведет переговоры с Советом управляющих Национальной футбольной лиги, который представляет собственников команд. Когда две эти группы не могут договориться об оплате и условиях труда, часто результатом оказывается забастовка. Например, осенью 1987 года игроки NFLPA бросили работу, когда обе ассоциации не смогли договориться об оплате труда и в других пунктах - особенно, касающихся прав "свободных агентов" вести переговоры о повышении зарплаты. NFLPA, чьи члены зарабатывали в среднем 230 000 долларов за сезон, стремилась установить минимум оплаты для игроков в 90 000 долларов, предусматривая оплату игроков с опытом игры в 13 лет и более вплоть до 320 000 долларов. Эта зарплата соответствует wU на рис. 3. Совет управляющих NFL стремятся установить минимальную оплату на уровне 60 000 долларов, допуская зарплату вплоть до 180 000 долларов для игроков с 13-летним стажем и до 200 000 долларов для игроков с 15-летним стажем. Такая зарплата соответствует wM на рис. 3. Кроме того, по оплате труда имелись и другие спорные пункты. Так как в итоге не было достигнуто компромиссного соглашения, осенью 1987 года игроки объявили забастовку.
Заработная плата, определяемая профсоюзами, минимальная заработная плата и занятость на монопсонистических рынках рабочей силы.
Влияние минимального уровня
цен, устанавливаемого либо
Рис. 4. Заработная плата, устанавливаемая профсоюзами, и найм работников монопсонией
Предположим, что все фирмы в городе, принимающие на работу электриков, организовали ассоциацию нанимателей. При найме услуг электриков они действуют как монопсония. Допустим, что электрики в настоящий момент не объединены в профсоюз. Монопсонистический картель находится в равновесии в точке Е1, где МRPL = МIСL. Кривая SL отражает предложение услуг электриков. Ассоциация предпринимателей нанимает 10 000 рабочих часов услуг электриков в день и, чтобы привлечь такое количество рабочей силы. назначает им зарплату, равную 8 долларам в час.
Теперь предположим, что
Соглашение с профсоюзом о зарплате устраняет большинство возможностей монопсонистического контроля Ассоциацией предпринимателей над зарплатой. Фирмы теперь могут нанимать любое желаемое количество рабочих часов при зарплате, установленной профсоюзом, до уровня 15 долларов в час. Если фирмы хотят нанять более 18 000 рабочих часов в день, им будет необходимо повысить зарплату, чтобы привлечь больше работников. равновесие теперь устанавливается в точке Е2, где MRPL уравнивается с зарплатой, предлагаемой профсоюзом. Зарплата, установленная профсоюзом, на которую монопсонистические фирмы влиять не могут, является для них вплоть до 18 000 часов найма в день также предельными издержками на ресурс труда. В результате соглашения с профсоюзом фирмы, нанимающие на работу электриков, увеличивают занятость электриков с 10 до 12 часов в день! Профсоюз электриков добивается двойной цели, состоящей в повышении зарплаты я повышении занятости электриков.
Такое положение сохраняется только в том случае, если зарплата, устанавливаемая профсоюзами, меньше 20 долларов в час, т. е. соответствует точке Е1, где MRPL = MICL. Если бы профсоюз установил зарплату выше 20 долларов в час, количество услуг рабочей силы, требующихся фирме, упало бы ниже 10 000 часов в день. Это произойдет потому, что точки на кривой MRPL выше 20 долларов соответствуют меньше чем 10 000 часам найма в день. Установление зарплаты на уровне 20 долларов в час, таким образом, привейте бы к снижению ежедневного найма электриков.
На рис. 4 необходимо также отметить, что установление любой зарплаты между 8 и 10 долларами в час вызвало бы увеличение занятости, так как монопсонистические фирмы стремятся иметь MRPL, равный этой зарплате. Однако любая зарплата, установленная профсоюзом ниже 10 долларов в час, что является конкурентным уровнем зарплаты, привела бы к сокращению предложения услуг электриков, что позволило бы повысить зарплату до 10 долларов в час.
Данная модель также применима к минимуму зарплаты, устанавливаемому государством. Предполагается, что при предложении на монопсонистическом рынке неквалифицированной рабочей силы установление минимальной зарплаты вызывает скорее повышение, нежели понижение занятости. Пока государство устанавливает минимальную зарплату ниже уровня, соответствующего точке, в которой MRPL = MICL для монопсонистических предпринимателей, после установления минимума зарплаты они будут нанимать скорее большее, чем меньшее число рабочих.
ОЛИГОПОЛИЯ
Олигополия - это рыночная структура,
при которой в реализации
Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На восемь крупнейших фирм, выпускающих фотографические оборудование и принадлежности в США, приходится, например, более 85% выпуска. Конечно же, господствует на рынке "Kodak". Он, однако, не является единственным продавцом. Рынок фотографического оборудования и принадлежностей можно рассматривать как олигополистический.
На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию конкурирующих фирм. Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией своих конкурентов. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.
Поведение фирм на олигополистических рынках можно уподобить поведению армий на войне. Они соперники, а трофеем является прибыль. Их оружие включает в себя контроль над ценами, рекламу и установление величины выпуска. Немногочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения. Они выбирают такую стратегию, чтобы увеличить свои доли на рынке и прибыли. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые обсуждались для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества фирм. Существование естественных случаев олигополии является предметом споров среди экономистов. Утвердилось мнение, что отрасли, в которых существует олигополия, включают в себя нефтепереработку, выплавку стали и производство пива. Подытоживая, заметим, что олигополисгические рынки обладают следующими чертами:
1. Всего несколько фирм снабжают
весь рынок. Продукт, который
они поставляют, может быть как
стандартизированным, так и
2. По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.
3. Фирмы в отрасли сознают
свою взаимозависимость.
Сознательное соперничество: олигополистические ценовые войны
Предположим, что на местном
рынке существует только
На рис. 11.7 изображен рыночный спрос на кирпич. Для простоты допустим, что на рынке есть только два продавца кирпича. Допустим также, что у третьего продавца кирпича нет возможности выйти на рынок, и что каждый продавец производит кирпичи при неизменных средних издержках производства, равных 10 центам. Каждый продавец назначает цену в 20 центов за кирпич и, следовательно, оба получают прибыль в 10 центов со штуки. При этой цене количество кирпича, на которое есть спрос, составляет 100 000 кирпичей в месяц. Допустим, что два продавца "Adams Brick Company" и "Baker Brick Company" продают при этой цене по 50 000 штук в месяц каждый. Следовательно, первоначально продавцы делят рынок пополам и извлекают экономическую прибыль.
Рис. 5. Последствия олигополистической войны цен
Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов.
Легко понять, каким образом два продавца кирпича в этом примере могут втянуться в ценовую войну. Поскольку каждый продавец думает, что другой не будет реагировать на его понижение цены, то у каждого из них есть искушение увеличить ежемесячные продажи, сокращая цены. Снижая цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок - или так он думает - и может тем самым увеличить прибыль. Например, при текущей цене Бейкер продает 50000 кирпичей в месяц и получает 10 центов прибыли со штуки. Следовательно, каждый продавец получает ежемесячную прибыль в 5 000 долларов. Если бы Бейкер понизил цену до 19 центов, то количество, на которое есть спрос, выросло бы до 105 000. Допуская, подобно Бейкеру, что Адамс сохранит цену в 20 центов, Бейкер может тогда продать 105 000 кирпичей в месяц, поскольку все потребители будут покупать этот стандартизированный товар у него, а не у Адамса. Поскольку прибыль со штуки будет теперь 9 центов, то прибыль Бейкера увеличится до 9 400 долларов в месяц, при уровни, что Адамс реагирует так, как он предвидел.
Предположим, что Бейкер уступает искушению снизить цену. Адаме взбешен. Затем компания Адамса реагирует тем, что устанавливает цену немного ниже цены Бейкера и получает весь рынок. Адаме, как это сделал Бейкер, допускает, что его соперник не будет больше отвечать тем же. Продажи Бейкера падают до нуля. Затем Бейкер снова отвечает снижением своей цены.
Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену Р = АС = МС. Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции. Предполагая, что каждая фирма всегда поддерживает свою текущую цену, другая фирма всегда может увеличить прибыль, требуя на 1 цент меньше, чем ее соперница. Конечно, другая фирма не сохраняет прежнюю цену, потому что она осознает, что может получить большую прибыль, требуя на пенни меньше только что объявленной ее конкурентом цены.