Бизнес-планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:54, доклад

Описание работы

На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Работа содержит 1 файл

На поведение каждого предприятия влияет характер.doc

— 842.50 Кб (Скачать)

Ситуация чистой двусторонней монополии встречается редко. Время от времени она имеет место, когда государственная монопольная компания (например, по табаку, алкого­лю) закупает продукцию у единственного продавца, которому разрешено торговать ею на территории страны. Эта модель также может быть применена к переговорам профсоюзов с ассоциациями предпринимателей. Ассоциация предпринимателей - это организация на­нимателей услуг ресурса, которые объединяются в группу для ведения переговоров, чтобы установить заработную плату, которую будут выплачивать все члены ассоциации. Напри­мер, ассоциация собственников битуминозного угля - это национальная ассоциация пред­принимателей, которая ведет дела преимущественно с двумя основными профсоюзами, включая профсоюз Объединенных шахтеров. Другой пример - Корпорация грузовых пе­ревозок, представляющая собой национальную американскую ассоциацию владельцев грузовых автотранспортных средств, которая ведет переговоры с профсоюзом водителей США.  Ассоциация нанимателей для максимизации своих прибылей может попытаться установить зарплату на уровне wM. Если профсоюз не согласится на такую заработную плату, фирма может сократить операции и уволить работников. Профсоюз, хотя и не добивается в каком-либо определенном смысле максимизации своих прибылей, будет требовать установления заработной платы на уровне wU, что значительно выше wM, т. е. зарплаты, предложенной ассоциацией нанимателей. Профсоюз сможет угрожать забастов­кой до удовлетворения его требований. Если разница между зарплатой, требуемой проф­союзом и предлагаемой ассоциацией нанимателей, будет велика, то может последовать длительная забастовка или увольнение работников. Издержки забастовки или увольнений как для нанимателей, так и для работников, вероятно, окажут воздействие на достижение компромисса.

Двусторонняя монополия подобного типа также часто встречается в профессиональном спорте, где организация собственников команд ведет переговоры с союзом игроков с целью оговорить уровень оплаты и условий труда на период действия контракта между ними. Например, в США  ассоциация игроков Национальной футбольной лиги (NFLPA) ведет переговоры с Советом управляющих Национальной футбольной лиги, который представ­ляет собственников команд. Когда две эти группы не могут договориться об оплате и условиях труда, часто результатом оказывается забастовка. Например, осенью 1987 года игроки NFLPA  бросили работу, когда обе ассоциации не смогли договориться об оплате труда и в других пунктах - особенно, касающихся прав "свободных агентов" вести перего­воры о повышении зарплаты. NFLPA, чьи члены зарабатывали в среднем 230 000 долларов за сезон, стремилась установить минимум оплаты для игроков в    90 000 долларов, предус­матривая оплату игроков с опытом игры в 13 лет и более вплоть до 320 000 долларов. Эта зарплата соответствует wU на рис. 3. Совет управляющих NFL стремятся установить минимальную оплату на уровне 60 000 долларов, допуская зарплату вплоть до 180 000 долларов для игроков с 13-летним стажем и до 200 000 долларов для игроков с 15-летним стажем. Такая зарплата соответствует wM на рис. 3. Кроме того, по оплате труда имелись и другие спорные пункты. Так как в итоге не было достигнуто компромиссного соглашения, осенью 1987 года игроки объявили забастовку.

Заработная плата, определяемая профсоюзами, минимальная заработная плата и занятость на монопсонистических рынках рабочей силы.

            Влияние минимального уровня  цен, устанавливаемого либо профсоюзами,  либо госу­дарством на монопсонистических  рынках рабочей силы, сильно отличается  от того, которое проявляется  на рынках в условиях конкуренции. При наличии конкуренции любая заработная плата выше уровня равновесия вызовет избыток предложения рабочей силы. Удивительно, что это не обязательно происходит на монопсонистическом рынке рабочей силы (см. рис. 4).

Рис. 4. Заработная плата, устанавливаемая профсоюзами, и найм работников монопсонией

Предположим, что все фирмы в  городе, принимающие на работу электриков, органи­зовали ассоциацию нанимателей. При найме услуг электриков они  действуют как моно­псония. Допустим, что электрики в настоящий момент не объединены в профсоюз. Монопсонистический картель находится в равновесии в точке Е1, где МRPL = МIСL. Кривая SL отражает предложение услуг электриков. Ассоциация предпринимателей нанимает      10 000 рабочих часов услуг электриков в день и, чтобы привлечь такое количество рабочей силы. назначает им зарплату, равную 8 долларам в час.

            Теперь предположим, что электрики  организуются в профсоюз. Они  преуспевают в достижении договоренности  с ассоциацией нанимателей о  зарплате, что повышает ее с 8 до 15 долларов в час. Профсоюз соглашается предоставить ассоциации нанимателей возмож­ность нанимать любое желаемое количество работников при уровне зарплаты, устанавли­ваемом профсоюзом. Обычно предприниматели  в подобных случаях в ответ на такое значительное повышение зарплаты решают снизить количество нанимаемой рабочей си­лы. Однако на монопсонистическом рынке фирмы фактически будут нанимать больше работников, пока зарплата, установленная профсоюзом, меньше 20 долларов в час.

Соглашение с профсоюзом о зарплате устраняет большинство возможностей монопсонистического контроля Ассоциацией предпринимателей над зарплатой. Фирмы теперь могут нанимать любое желаемое количество рабочих часов при зарплате, установленной профсоюзом, до уровня 15 долларов в час. Если фирмы хотят нанять более   18 000 рабочих часов в день, им будет необходимо повысить зарплату, чтобы привлечь больше работников. равновесие теперь устанавливается в точке Е2, где MRPL уравнивается с зарплатой, пред­лагаемой профсоюзом. Зарплата, установленная профсоюзом, на которую монопсонистические фирмы влиять не могут, является для них вплоть до 18 000 часов найма в день также предельными издержками на ресурс труда. В результате соглашения с профсоюзом фирмы, нанимающие на работу электриков, увеличивают занятость электриков с 10 до 12 часов в день! Профсоюз электриков добивается двойной цели, состоящей в повышении зарплаты я повышении занятости электриков.

Такое положение сохраняется только в том случае, если зарплата, устанавливаемая профсоюзами, меньше 20 долларов в час, т. е. соответствует точке Е1, где MRPL = MICL. Если бы профсоюз установил зарплату выше 20 долларов в час, количество услуг рабочей силы, требующихся фирме, упало бы ниже 10 000 часов в день. Это произойдет потому, что точки на кривой MRPL выше 20 долларов соответствуют меньше чем 10 000 часам найма в день. Установление зарплаты на уровне 20 долларов в час, таким образом, привейте бы к снижению ежедневного найма электриков.

На рис. 4 необходимо также отметить, что установление любой зарплаты между 8 и 10 долларами в час вызвало бы увеличение занятости, так как монопсонистические фирмы стремятся иметь MRPL, равный этой зарплате. Однако любая зарплата, установленная профсоюзом ниже 10 долларов в час, что является конкурентным уровнем зарплаты, привела бы к сокращению предложения услуг электриков, что позволило бы повысить зарплату до 10 долларов в час.

Данная модель также применима  к минимуму зарплаты, устанавливаемому государ­ством. Предполагается, что  при предложении на монопсонистическом рынке неквалифи­цированной рабочей силы установление минимальной зарплаты вызывает скорее повыше­ние, нежели понижение занятости. Пока государство устанавливает минимальную зарплату ниже уровня, соответствующего точке, в которой MRPL = MICL для монопсонистических предпринимателей, после установления минимума зарплаты они будут нанимать скорее большее, чем меньшее число рабочих.

ОЛИГОПОЛИЯ

            Олигополия - это рыночная структура,  при которой в реализации какого-либо  товара  доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или  невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. Примером олигополии, при которой продукт  является стандартизированным, служит рынок алюминия. На этом рынке в продажах в  США  доминируют "Alcoa", "Reynolds" и "Kaiser". Автомобили, сигареты и пиво являются  примерами дифференцированных товаров, чьи рыночные структуры - олигополистические.

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на  которые приходится половина и более общих продаж продукта. На восемь крупнейших  фирм, выпускающих фотографические оборудование и принадлежности в США, прихо­дится, например, более 85% выпуска. Конечно же, господствует на рынке "Kodak". Он, однако, не является единственным продавцом. Рынок фотографического оборудования и принадлежностей можно рассматривать как олигополистический.

            На олигополистических рынках, по  меньшей мере, некоторые фирмы  могут влиять на  цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на  олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или  выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на  рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма  в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию конкурирующих фирм. Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией  своих конкурентов. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих  фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

Поведение фирм на олигополистических рынках можно уподобить поведению  армий на войне. Они соперники, а  трофеем является прибыль. Их оружие включает в себя контроль над ценами, рекламу и установление величины выпуска. Немногочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга на свои решения. Они выбира­ют такую стратегию, чтобы увеличить свои доли на рынке и прибыли.    Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые обсуждались для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных средних издержках, чем были бы у множества фирм. Существование естест­венных случаев олигополии является предметом споров среди экономистов. Утвердилось мнение, что отрасли, в которых существует олигополия, включают в себя нефтепереработ­ку, выплавку стали и производство пива.    Подытоживая, заметим, что олигополисгические рынки обладают следующими черта­ми:

1. Всего несколько фирм снабжают  весь рынок. Продукт, который  они поставляют, может быть как  стандартизированным, так и дифференцированным.

2. По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают  крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке обладают спо­собностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

3. Фирмы в отрасли сознают  свою взаимозависимость. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам продаж,  размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры.     Нет единой модели олигополии. Можно разработать ряд моделей, объясняющих пове­дение фирм в конкретных ситуациях, основываясь на том, какие строят предположения фирмы относительно реакции своих соперников. Описываемые ниже модели показывают, как при олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибылей из-за конкуренции. Разрушительное действие олигополистического соперничества на цены толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыли.

Сознательное соперничество: олигополистические ценовые войны

            Предположим, что на местном  рынке существует только горстка  продавцов и реализует  она такой стандартизированный товар, как кирпич. Ценовая политика любой данной  фирмы  на рынке зависит от рыночного спроса на кирпич и от того, как представляет себе  фирма реакцию  конкурентов на ее ценовую политику. Предположим, что каждая фирма на рынке стремится максимизировать прибыль. Допустим, что каждая фирма предполага­ет, что ее конкуренты выберут цену и будут твердо придерживаться своего решения. Таким образом, любой данный производитель кирпича сделает предположение, что если он сни­ зит свои цены, то его соперники не будут в ответ снижать свои цены.

На рис. 11.7 изображен рыночный спрос  на кирпич. Для простоты допустим, что  на  рынке есть только два продавца кирпича. Допустим также, что у третьего продавца кирпича нет возможности выйти на рынок, и что каждый продавец производит кирпичи при  неизменных средних издержках производства, равных 10 центам. Каждый продавец назначает цену в 20 центов за кирпич и, следовательно, оба получают прибыль в 10 центов  со штуки. При этой цене количество кирпича, на которое есть спрос, составляет 100 000  кирпичей в месяц. Допустим, что два продавца "Adams Brick Company" и "Baker Brick  Company" продают при этой цене по 50 000 штук в месяц каждый. Следовательно, перво­начально продавцы делят рынок пополам и извлекают экономическую прибыль.

Рис. 5. Последствия олигополистической войны цен

Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на  олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных  последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи  для прибылей продавцов.

Легко понять, каким образом два  продавца кирпича в этом примере  могут втянуться в  ценовую  войну. Поскольку каждый продавец думает, что другой не будет реагировать на  его понижение цены, то у каждого из них есть искушение увеличить ежемесячные прода­жи, сокращая цены. Снижая цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец может  захватить весь рынок - или так он думает - и может тем самым увеличить прибыль.  Например, при текущей цене Бейкер продает 50000 кирпичей в месяц и получает 10 центов  прибыли со штуки. Следовательно, каждый продавец получает ежемесячную прибыль в  5 000 долларов. Если бы Бейкер понизил цену до 19 центов, то количество, на которое есть  спрос, выросло бы до 105 000. Допуская, подобно Бейкеру, что Адамс сохранит цену в 20  центов, Бейкер может тогда продать 105 000 кирпичей в месяц, поскольку все потребители будут покупать этот стандартизированный товар у него, а не у Адамса. Поскольку прибыль со штуки будет теперь 9 центов, то прибыль Бейкера увеличится до 9 400 долларов в месяц, при уровни, что Адамс реагирует так, как он предвидел.

Предположим, что Бейкер уступает искушению снизить цену. Адаме  взбешен. Затем компания Адамса реагирует тем, что устанавливает цену немного ниже цены Бейкера и получает весь рынок. Адаме, как это сделал Бейкер, допускает, что его соперник не будет больше отвечать тем же. Продажи Бейкера падают до нуля. Затем Бейкер снова отвечает снижением своей цены.

Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних  издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену   Р = АС = МС. Общий рыночный выпуск такой  же, какой имел бы место при совершенной  конкуренции. Предполагая, что каждая фирма всегда поддерживает свою текущую цену, другая фирма всегда может увеличить прибыль, требуя на 1 цент меньше, чем ее соперница. Конечно, другая фирма не сохраняет прежнюю цену, потому что она осознает, что может получить большую прибыль, требуя на пенни меньше только что объявленной ее конкурентом цены.

Информация о работе Бизнес-планирование