Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:54, доклад
На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Товарная группа представляет
собой несколько близко
Обычно на рынках с наибольшей
монополистической
Олигополия
Олигополия - это рыночная
структура, при которой в реали
Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
На олигополистических
рынках, по меньшей мере, некоторые
фирмы могут влиять на цену
благодаря их большим долям
в общем выпускаемом кол-ве
товара. Продавцы на олигополистическом
рынке знают, что когда они либо их соперники
изменят цены или выпускаемый объем продаж,то
последствия скажутся на прибылях всех
фирм на рынке. Продавцы осознают свою
взаимозависимость.
Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок,схожими с теми,которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует,когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках,чем были бы у множества фирм.
Можно выделить следующие черты олигополистических рынков.:
1.Всего несколько фирм
снабжают весь рынок.Продукт
2.По крайней мере, некоторые
фирмы в олигополистической
3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость.
Нет единой модели олигополии,хотя разработан целый ряд моделей.
Реклама при олигополии.
На олигополистических рынках отдельные фирмы учитывают возможную реакцию своих конкурентов до того,как начинают рекламу и предпринимают другие расходы по продвижению товара на рынок.Олигополистическая фирма может существенно увеличить свою долю рынка при помощи рекламы только в том случае,если соперничающие фирмы не нанесут ответного удара,начав свои собственные рекламные кампании.
Для того,чтобы лучше
понять проблемы,с которыми
Есть также доказательства
того,что реклама на
Другие исследования
показали,что реклама
Другие модели олигополии
Чтобы попытаться
объяснить определенные типы
делового поведения,
Принято выделять четыре
типа рыночных структур, отличающихся
друг от друга степенями и
формами свободы для
монополистическую конкуренцию; олигополию.
Возможности рационального
Хотя, в известном смысле, все эти типы — всего лишь теоретические модели, выделяющие только главное и общее,
и поэтому
неспособные исчерпывающим
177
Основным признаком, по которому отличаются друг от друга различные рыночные структуры, считается количество участников конкуренции. Чистая конкуренция предполагает, что участниками рынка является очень большое количество фирм, производящих и продающих один и тот же (стандартизованный) продукт. Любая новая фирма может включиться в данную структуру без каких-либо препятствий: нет ограничений на доступ к информации или ресурсам, необходимым для организации производства и реализации такого продукта. Такая структура считается идеальной потому, что на практике некоторые ограничения всегда существуют, а полная стандартизация продукта невозможна. Наиболее близкие реальные условия существуют в сельском хозяйстве и в некоторых отраслях, производящих услуги.
Монополия предполагает одного-единственного производителя — продавца какого-либо товара. Такая фирма является для рынка целой отрас
лью. Препятствия на пути других фирм являются практически непреодолимыми, поэтому формально такая структура предоставляет фирме наибольшую свободу выбора объемов производства и цены реализации продукции. Эта ситуация является также идеальной — в том смысле, что невозможно в условиях рынка абсолютно закрыть какую-либо отрасль для проникновения конкурентов (либо прямого, либо косвенного). Очень высокий уровень доходности производства и реализации монопольного продукта обязательно начинает привлекать другие фирмы, которые рано или поздно расшатывают монопольную ситуацию.
Чистая
конкуренция и монополия
Сформулировав эти граничные условия рынка, легче понять общие принципы его работы, абстрагируясь от множества сложных и запутанных конкретных ситуаций.
Монополистическая конкуренция как реальная рыночная структура предполагает достаточно большое количество продавцов, которые предлагают на рынке неодинаковые продукты. Дифференциация продукта дает возможность в отрасли иметь множество мелких фирм и обеспечивает легкость входа и выхода с
178
рынка. Характеристики монополистической конкуренции свойственны отраслям сферы обслуживания:
станции техобслуживания, сети ресторанов (и отраслям промышленности), производству зубной пасты, стиральных порошков, безалкогольных напитков. При монополистической конкуренции каждая фирма продает особый тип товара, который отличается по качеству, оформлению, престижности. При этом фирма является монопольным производителем своей марки товара.
Олигополия — это рыночная структура с незначительным количеством производителей, которые конкурируют между собой, и 'вступление на эти рынки новых фирм затруднено. В условиях олигополии наиболее крупные фирмы контролируют значительную долю рынка. Товар, производимый фирмами, может быть дифференцирован (производство автомобилей) и не дифференцирован (производство стали),
главное значение
имеет только то, что несколько
фирм производят почти всю продукцию.
Олигополистическими
Таблица 1
Характеристика рыночных структур Рыночные Количество и Характер Условия выхода структуры размер фирмы продукции на рынок Совершенная Много мелких Абсолютно Однородный , конкуренция фирм свооодвыи
Вход Монополия Одна фирма Уникальный
Монополисти-Много мелких Диффиренци- Некоторые ческая фирм рованныи ограничения конкуренция
Однородный
Несколько Существенные Олигополия или дифферен-
крупных фирм препятствия цированный
179
Между олигополией
и монополистической
Монополистическая конкуренция и олигополия