Внебюджетные и целевые государственные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные и бюджетные фонды государства. Существование внебюджетных и целевых бюджетных фондов вызвано необходимостью перераспределения финансовых ресурсов и обеспечения строго целевого направления поступающих средств в соответствии с приоритетами социального и экономического развития. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Понятие внебюджетных и целевых государственных фондов, их назначение
и специфика…………………………………………………………………….. 5
2 Внебюджетные фонды социальной направленности………………………. 11
2.1Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь…………………………………………….. 11
3 Прочие целевые бюджетные фонды их формирование и использование... 20
3.1 Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйствен-
-ной продукции, продовольствия и аграрной науки……………………..20
3.2 Республиканский дорожный фонд………………………………………. 21
3.3 Республиканский фонд охраны природы……………………………….. 22
3.4 Фонд национального развития…………………………………………... 24
3.5Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве
вторичного сырья………………………………………………………… 24
3.6 Фонд универсального обслуживания (резерв универсального
обслуживания)……………………………………………………………. 25
3.7 Инновационные фонды………………………………………………….. 25
Заключение……………………………………………………………………... 28
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Гос бюджет курсовая.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

     2. использование целевого бюджетного фонда;

    3. контрольная.

    Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы рабочих и служащих; доходов лиц, работающих по найму; предпринимательской прибыли (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); ренты; процентов.

     Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий на каждом этапе развития страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов.

       Вторая функция бюджета связана с конкретными целевыми бюджетными расходами. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства. Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем бюджетных доходов.

     Третья функция предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия. Первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля. Реализуя возлагаемые на него функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Финансируя из бюджетного фонда приоритетные отрасли хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Часть доходов более «доходных» отраслей направляется в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы, решению других социально значимых задач.

      Специфика целевых бюджетных фондов состоит в том, что в отличие от традиционного бюджета, удовлетворяющего потребности всего общества, такие, как национальная оборона, образование, здравоохранение и пр., целевые бюджетные фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счёт чьих средств эти фонды формируются, либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом: окружающей природной среды, водных и биологических ресурсов.

      Одним из основных условий функционирования целевых бюджетных фондов на любом уровне бюджетной системы является осуществление жёсткого государственного финансового контроля за их формированием и использованием. При этом одной из задач контроля становится анализ обоснованности существования того или иного целевого бюджетного фонда, с тем чтобы не допускать отвлечения бюджетных средств на малозначительные цели вместо их использования на решение приоритетных проблем.

      При этом контроль должен быть ориентирован не только на проверку законности расходования бюджетных средств, но и на определение эффективности их использования, поскольку целевые бюджетные фонды создаются для решения конкретных социально-экономических задач, и от того, насколько эффективно и рационально потрачены средства, зачастую зависит реализация тех целей, ради которых эти фонды создавались.

      Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования определяются законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. Распорядителем средств государственного внебюджетного фонда является государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.  Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности, не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. В зависимости от целевого назначения целевые внебюджетные и бюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные (местные).[№ 7 ст. 65 ]

      Организация функционирования фондов находится в ведении государственных органов власти, а порядок их формирования и использования регламентируется законодательством. Проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения, а также утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этих фондах.

      В случае утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов законами Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь  проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

      Проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год принимаются Палатой представителей до принятия проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и далее рассматриваются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.[№1 статья 21 ]

    ит  В бюджетах государственных внебюджетных фондов доходы предусматриваются по источникам поступлений в соответствии с разделами классификации доходов бюджета, а расходы – в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.

     Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться за счет взносов на государственное социальное страхование, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Размеры доходов, расходов, дефицита и источников его финансирования или размер профицита бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются ежегодно законодательными актами.[№1 статья 22 ]

     Источники формирования фондов могут носить постоянный или временный характер, а направления расходования обусловливаются назначением фондов и содержанием реализуемых программ. Оперативное управление средствами фондов может осуществляться специально созданным административным аппаратом, поэтому часть средств фонда будет направляться на его содержание. Временно свободные средства фондов не подлежат изъятию и могут храниться на счетах в банках или вкладываться в ценные бумаги. Число и состав фондов зависит от финансовой политики проводимой государством.

      В соответствии с законом Республики  Беларусь «О республиканском  бюджете на 2010год» от 11 декабря 2009г. №73-3 формируются следующие целевые бюджетные фонды :

     -республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной   

      продукции, продовольствия и аграрной науки,

    - республиканский дорожный фонд,

    - республиканский фонд охраны природы,

    - фонд национального развития,

    - фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве   

      вторичного сырья,

    -фонд универсального обслуживания (резерв универсального  

     обслуживания),

     -инновационные фонды.

         А так же внебюджетный Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

        Внебюджетные фонды, являясь составной частью  финансовой  системы РБ, обладают рядом особенностей:

. запланированы  органами власти  и  управления  и  имеют   строгую  

   целевую

   направленность;

. денежные  средства фондов используются для финансирования  

   государственных расходов, не включенных в бюджет;

. формируются  в основном за  счет  обязательных  отчислений  юридических     

   и  физических лиц;

. страховые  взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие  при  их    

   уплате имеют налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются 

   государством  и являются обязательными;

. денежные  ресурсы фонда находятся в  государственной собственности,  они   

   не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат

   изъятию  на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

.  расходование  средств   из   фондов   осуществляется   по   распоряжению

   Правительства .

      Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется через единый казначейский счет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

      Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов в форме проектов законодательных актов составляются распорядителями средств этих фондов, вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год в соответствии с законодательством представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения, а также утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этих фондах.

      В случае утверждения отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов законами Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проекты законов об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.

      Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется распорядителями средств этих фондов, а также органами, обеспечивающими контроль за исполнением республиканского бюджета, в порядке, установленном Бюджетным Кодексом и иными законодательными актами.

     Таким образом внебюджетные и бюджетные фонды - это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым законодательством. 

       2 Внебюджетные фонды социальной направленности. 

       2.1 Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  

            социальной   защиты Республики Беларусь. 

      Социальная политика является одним из важнейших приоритетов любого государства. Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. От решения социальных проблем зависит политическая стабильность общества. Проведение мероприятий по социальной защите граждан требует привлечения значительных финансовых ресурсов. При всех различиях принципов и механизмов финансирования социальной политики суть их остается одна: из создаваемого отраслями экономики валового внутреннего продукта изымается значительная его доля (социальная доля) и передается пенсионерам, больным, инвалидам и т.д.

Информация о работе Внебюджетные и целевые государственные фонды