Государственный финансовый контроль за обоснованным и целевым использованием средств государственных внебюджетных фондов, его эффекти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной курсовой работы является анализ государственного финансового контроля за обоснованным и целевым использованием средств Пенсионного фонда Российской Федерации, его эффективность.

Из вышеизложенной цели вытекает ряд задач:

Определение сущности государственного финансового контроля;
Определение правовой основы государственного финансового контроля;
Определение особенностей организации финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ;
Определение организации государственного финансового контроля в Пенсионном фонде РФ;
Определение эффективности государственного финансового контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Государственный финансовый контроль…………………………………...5

1.1 Теоретические основы государственного финансового контроля……………………………………………………………………………………..5

1.2 Правовые основы государственного финансового контроля………………………..9

Глава 2. Государственный финансовый контроль средств Пенсионного фонда Российской Федерации…………………………………………………………….……15

2.1 Особенности организации финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации …………………………………………………………………………………15

2.2 Организация государственного финансового контроля Пенсионного фонда Российской Федерации ……………………………………………………..…………….18

Глава 3. Эффективность государственного финансового контроля………….…. 21

Заключение…………………………………………………………………………….…..24

Список литературы………………………………………………………………………..26

Приложение……………………………………………………………………..…………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ГМФ.doc

— 636.50 Кб (Скачать)

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Кафедра «Финансы» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему 

Государственный финансовый контроль за обоснованным и  целевым использованием средств государственных  внебюджетных фондов, его эффективность.

(на примере Пенсионного фонда Российской Федерации) 
 
 
 
 
 

Выполнила

 студентка  группы ГМУ 3-2

Еремеева  Мария Дмитриевна

Проверила

к.э.н, доцент Киселева Т.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2010

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Государственный финансовый контроль…………………………………...5

1.1 Теоретические основы государственного финансового контроля……………………………………………………………………………………..5

1.2 Правовые основы  государственного финансового контроля………………………..9

Глава 2. Государственный  финансовый контроль средств Пенсионного фонда Российской Федерации…………………………………………………………….……15

2.1 Особенности  организации финансовых ресурсов  Пенсионного фонда Российской Федерации …………………………………………………………………………………15

2.2 Организация  государственного финансового контроля  Пенсионного фонда Российской Федерации ……………………………………………………..…………….18

Глава 3. Эффективность государственного финансового контроля………….…. 21

Заключение…………………………………………………………………………….…..24

Список литературы………………………………………………………………………..26

Приложение……………………………………………………………………..…………28 
Введение
 

     Для современной России важным условием построения сильного и благополучного государства, защиты интересов его  граждан становится организация  надежного контроля исполнения бюджетов и надлежащее использование государственного и муниципального имущества.

     Однако, требования и задачи, предъявляемые  в настоящее время к контрольным  органам, могут быть выполнены лишь в том случае, если при их организации  будет учтен не только зарубежный опыт, но и опыт отечественный.

     Государственный финансовый контроль, являясь одним из этапов бюджетного процесса и важнейшей функцией управления, содействует успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, целесообразности и эффективности использования средств бюджета и государственных внебюджетных фондов. Государственный финансовый контроль (ГФК) функционирует на всех уровнях бюджетной системы России, подчиняясь общим требованиям и процедурам для всех элементов системы. Отсутствие целостной системы государственного и муниципального финансового контроля снижает эффективность контрольных мероприятий и результативность бюджетирования. А недостаточная разработанность научных основ формирования и функционирования системы государственного финансового контроля сдерживает его развитие.

     Актуальность  темы данной курсовой работы обусловлена  значением государственного финансового  контроля в сфере государственных внебюджетных фондов. Ведь устойчивость поступательного роста экономики государства и повышение качества жизни его граждан во многом зависит от уровня развития пенсионной системы, системы социального и медицинского страхования. Очевидно, что данные виды расходов государства должны быть защищены от, например, возможных изменений мировой конъюнктуры сырьевых товаров или ухудшения макроэкономических показателей развития государства.

     Созданные для финансирования  расходов внебюджетные фонды представляют собой особую форму использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования государственных расходов помимо бюджета.

     Экономическое содержание государственных внебюджетных фондов состоит в том, что средства, аккумулируемые в них, предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение и охрану здоровья.  Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет законодательно установленных обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц.

    Особое  значение среди государственных  внебюджетных фондов имеет Пенсионный фонд Российской Федерации. ПФР имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной его целью является обеспечение граждан жизненными благами путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

    Пенсионный  фонд РФ осуществляет ряд социально  значимых функций, среди которых  учет страховых средств, поступающих  по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам и т.д., персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования, а также управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.

     Современный этап развития России характеризуется  повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с коррупцией и ростом правонарушений в сфере государственных внебюджетных фондов. В связи с этим все более актуальным становится вопрос об эффективном управлении средств государственных внебюджетных фондов.

      Курсовая  работа состоит из трех частей. В  первой главе раскрывается сущность государственного финансового контроля, его правовая система; подробно рассказывается об органах, обладающих, в соответствии с законодательством, полномочиями на осуществление государственного финансового контроля. Во второй части работы подробно рассматривается бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а в приложениях представлены диаграммы и таблицы его расходов и доходов. Также вторая часть работы включает в себя информацию об организации государственного финансового контроля Пенсионного фонда Российской Федерации, где на примерах последних отчетов Счетной палаты РФ представлены данные по данному вопросу. В заключительной главе разбирается понятие эффективности государственного финансового контроля, в частности Пенсионного фонда РФ.

     Итак, целью данной курсовой работы является анализ государственного финансового контроля за обоснованным и целевым использованием средств Пенсионного фонда Российской Федерации, его эффективность.

Из вышеизложенной цели вытекает ряд задач:

  • Определение сущности государственного финансового контроля;
  • Определение правовой основы государственного финансового контроля;
  • Определение особенностей организации финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ;
  • Определение организации государственного финансового контроля в Пенсионном фонде РФ;
  • Определение эффективности государственного финансового контроля. 
    Глава 1. Государственный финансовый контроль
 

1.1Теоретические основы государственного финансового контроля 

     При разработке современного законодательства в области регулирования государственного финансового контроля (ГФК) главенствующее значение имеют стандарты Европейской организации высших контрольных органов (Интосаи), Международной организации высших органов финансового контроля, которая объединяет в своих рядах высшие контрольные органы 186 стран и имеющей ранг учреждения, сотрудничающего с ООН. В состав Интосаи входят региональные организации высших органов финансового контроля, так как EUROSAI, ASOSAI, ARABOAI, AFROSAI, CAROSAI, OLACEFS и SPASAI. В основе их деятельности лежит Лимская декларация руководящих принципов контроля1, согласно которой «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за привлеченный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем».

     Лимская декларация также устанавливает разделение финансового контроля на предварительный и контроль по факту. Предварительный контроль представляет собой проверку административных и финансовых документов, проводимую до получения информации об имевших место нарушениях. Контроль по факту – это проверка, проводимая после получения информации о факте допущенного нарушения.

     Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и  эффективности использования государственных  бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.

     В соответствии с этим основными его  задачами являются2:

  • Организация и осуществление контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использование федеральной собственности;
  • Оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • Финансовая экспертиза проектор федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
  • Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение;
  • Контроль законности и своевременности движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
  • Обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей;
  • Оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;
  • Контроль правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности;
  • Улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
  • Выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижение расходной части бюджета;
  • Контроль реализации механизма межбюджетных отношений;
  • Проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
  • Выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;
  • Проведение профилактической работы с целью повышения финансовой дисциплины.

Хотя  государственный контроль охватывает только государственный сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется на частнопредпринимательскую  деятельность, и на все формы собственности, главным образом путем проверки правильности составления налоговых расчетов и деклараций, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета; при предоставлении индивидуальным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот.

Система ГФК в целом состоит из следующих  элементов:

  • Субъект контроля (кто контролирует);
  • Объект контроля (кого контролируют);
  • Предмет контроля (что контролируют);
  • Принципы контроля;
  • Формы контроля;
  • Методы контроля;
  • Механизм контроля.

   Субъектами ГФК являются организации, осуществляющий финансовый контроль. Эти организации подразделяются на основе вида контроля (внешний и внутренний) и уровней управления (федеральный, региональный, местный). В первом случае субъектом внешнего контроля выступает счетная палата РФ, субъектом внутреннего контроля – Минфин России (его контрольно-ревизионное подразделение). По уровням управления высший орган ГФК – счетная палата РФ, на региональном уровне – контрольно-счетные органы субъекты РФ, на муниципальном уровне – подразделения финансового контроля.

     Объект  ГФК – эта та организация (министерство, ведомство), которое использует средства федерального бюджета, государственную собственность, природные ресурсы или имеет какие-либо льготы по налогообложению, экспорту, импорту и т.п.

     Предметом ГФК являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

     Принципы  ГФК:

Принцип плавности – предопределяется природой организации управления и необходимостью целипологания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязи по вертикали и горизонтали структуры управления.

Информация о работе Государственный финансовый контроль за обоснованным и целевым использованием средств государственных внебюджетных фондов, его эффекти