Государственные внебюджетные и целевые бюджетние фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:06, реферат

Описание работы

При выполнении работы поставим следующие задачи, решая которые сможем более полно вникнуть в суть проблемы:
- определить сущности внебюджетных фондов;
- рассмотреть классификации внебюджетных фондов;
- выявит характеристики внебюджетных и бюджетных фондов государства.

Работа содержит 1 файл

реферат по финансам.docx

— 25.01 Кб (Скачать)

Введение

В Российской экономике на современном  этапе очень актуальна проблема целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а  бюджетные методы регулирования  — наиболее эффективными.

Путем бюджетного перераспределения  валового внутреннего продукта формируются  структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные  отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней  социально-экономического развития регионов.

Объектом исследования данной курсовой работы являются целевые бюджетные  и внебюджетные фонды, их назначение и количество.

При выполнении работы поставим следующие задачи, решая которые  сможем более полно вникнуть в  суть проблемы:

- определить сущности внебюджетных фондов;

- рассмотреть классификации внебюджетных фондов;

- выявит характеристики  внебюджетных и бюджетных фондов  государства.

Целью настоящей работы является анализ целевых бюджетных и внебюджетных фондов государства, как важнейшего элемента финансовой системы общества и основных черт бюджетной системы, выявления наиболее значительных проблем использования государственного бюджета и рассмотрение возможных путей их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.  Сущность и классификация внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых ресурсов государства, находящихся в распоряжении федеральных, региональных, местных органов управления и самоуправления и имеющих непосредственное целевое назначение. Порядок их образования и использования регулируется финансовым правом Российской Федерации.

Внебюджетные фонды РФ – это  один из методов перераспределения  общегосударственного дохода органами власти и управления. Внебюджетные фонды являются социальными фондами  по определению.

Они решают три важные задачи:

·   обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики страны;

·   возможность “резервирования” денежных средств помимо  государственного бюджета;

·   увеличение количества услуг социального характера населению.

В Российской Федерации внебюджетные фонды были созданы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 17 октября 1991 г.

Причиной их появления называлась необходимость  выделения важных государственных статей бюджета в отдельные, самостоятельные источники дохода.

Внебюджетные фонды РФ находятся  в собственности государства, однако при этом являются автономными и  имеют строго целевое назначение.

Доходы внебюджетных фондов складываются из таких  показателей, как

·   специальные налоги и сборы с физических и юридических лиц;

·   отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

·   дотации из бюджета;

· займы, полученные фондами у коммерческих банков или Центрального Банка РФ;

·  прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом.

Материальным источником внебюджетных фондов в Российской Федерации является национальный доход. Основная часть фондов формируется в процессе его перераспределения. Основные методы мобилизации национального дохода, как уже было указано выше,  - это специальные целевые налоги и сборы, займы и дополнительные средства из бюджета.

Внебюджетные фонды  принято делить на экономические и социальные. Сейчас в Российской Федерации действует около 30 различного рода экономических и социальных фондов, в том числе:

Экономические: Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Фонд финансового регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и др.

Социальные: Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и другие.

1.1 Общая характеристика внебюджетных  фондов

Важным звеном финансовой системы  являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды - один из методов  перераспределения национального  дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Средства, обобществленные  внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Первоначально внебюджетные фонды  появились в виде специальных  фондов и особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная  власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось, в целом же наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

С укреплением централизованного  государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных  его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики  России из административно-командной  системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Прежняя хозяйственная система  аккумулировала в Государственном  бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень  концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные  из которых заключались в возможности  мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных  территорий, сфер, отраслей или межотраслевых  комплексов. Однако недостатком такой  централизации финансовых средств  было малоэффективное их использование  в масштабе всей хозяйственной системы  и отдельных объектов финансирования.

На историческом переходе от одной  хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В сочетании с вялостью государственной власти в стране наблюдаются такие явления, как невыплата в течение многих месяцев заработной платы, пенсий и других социальных пособий.

В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью  обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового  кризиса, обусловившего дефицит  финансовых ресурсов, у центральной  власти возникает необходимость  ранжировать общественные потребности  по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым, оградив эти потребности от значительного  недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

По мнению некоторых специалистов, внебюджетные средства следует толковать  более широко как ресурсы, включающие денежные и иные виды средств всех форм владения, использование которых не регламентировано бюджетным законодательством. При этом наблюдается большое разнообразие внебюджетных фондов. Ряд государственных внебюджетных фондов аккумулируют средства, адекватные бюджетным, и поэтому их внебюджетность формальна и во многих случаях малообоснованна. Часть фондов, возникших в качестве внебюджетных, была консолидирована в бюджеты, и это создало институт целевых бюджетных фондов, который до этого существовал в бюджетах в неявной форме. Т.е. по отдельным бюджетным средствам устанавливалась прямая связь доходов с расходами и последние были ограничены определенным кругом финансируемых объектов.

Значительная часть внебюджетных фондов является юридическими лицами, но некоторые из них представляют лишь средства на внебюджетном счете, управление которыми поручено существующим структурам: федеральным, региональным, муниципальным, общественным или даже коммерческим.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Целевые бюджетные фонды: назначение и сущность

Целевые бюджетные фонды — это  промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.

С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое  расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.

Анализ некоторых внебюджетных фондов выявил ряд недостатков, и прежде всего таких, как распыление государственных средств и ослабление государственного финансового контроля за их целевым использованием. Правда, случай нецелевого использования средств является нередким и для бюджетных средств. В свою очередь, включение внебюджетных фондов в бюджеты приводит к их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характером средств. Так, большие разногласия вызывает, например, целесообразность консолидации в бюджеты дорожных фондов. Причина тому — нецелевое использование их средств, при самом плачевном состоянии российских дорог.

Представляется, что использование  всех трех форм организации государственных финансов: бюджетной, ограниченно бюджетной в виде целевых бюджетных фондов и внебюджетной — в динамично меняющихся условиях переходного периода весьма актуально, а несоблюдение финансового законодательства не должно быть фактором, определяющим форму функционирования государственных финансов.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен. Так, в бюджет на 1999 г. включены следующие целевые фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам; Федеральной службы налоговой полиции РФ. Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюджетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появлением целевых источников. Чаще всего это платежи за использование какого-либо ресурса, облаченные в налоговую форму. Так, появление в бюджете 1999 г. двух новых фондов сопровождается введением налога на водопользователей и платы за пользование водными биологическими ресурсами, которые в Бюджетном кодексе РФ фигурируют как сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Операции по средствам этих фондов (за исключением средств дорожного  фонда), включенных в состав федерального бюджета, проводятся только через органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Для учета  доходов и расходов целевых бюджетных  фондов в Главном управлении Федерального казначейства открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, существование внебюджетных и целевых бюджетных фондов вызвано  необходимостью перераспределения  финансовых ресурсов и обеспечения  целевого использования средств в соответствии с приоритетами социального и экономического развития. Они могут создаваться для решения конкретных задач или осуществления государственных программ. Целевые бюджетные фонды входят в состав государственного бюджета. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению. 
Одним из основных условий функционирования целевых бюджетных фондов на любом уровне бюджетной системы является осуществление жёсткого государственного финансового контроля за их формированием и использованием. При этом одной из задач контроля становится анализ обоснованности существования того или иного ЦБФ, с тем чтобы не допускать отвлечения бюджетных средств на малозначительные цели вместо их использования на решение приоритетных проблем.  
Внедрение системы целевых бюджетных фондов в определённой степени позволило сделать более прозрачным процесс управления государственными финансами, в том числе усилить контроль за законностью мобилизации и расходования бюджетных средств и, соответственно, обеспечить более эффективное их использование. 
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — республиканских и местных. Порядок их формирования и использования регламентируются соответствующим законодательством. 
Целевые бюджетные фонды составляют финансовую базу реализации различных социально-экономических программ среднесрочного и долгосрочного характера, связанных, например, с решением вопросов в области дорожного хозяйства, охраной окружающей среды, инновационного развития, социальной защиты населения, и др.  
Состав, назначение и механизм действия государственных целевых бюджетных фондов изменяются.

Информация о работе Государственные внебюджетные и целевые бюджетние фонды