Государственные внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:31, реферат

Описание работы

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющие целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Реформирование системы государственных финансов в 90–е годы XX столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения; медицинского и социального страхования; развитии сети автомобильных дорог и содержания дорожного хозяйства; решении экологических проблем и т.п.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 310.68 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Внебюджетные  фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных  или региональных (местных) органов  власти и имеющие целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования  и использования регламентируется финансовым правом.

     Реформирование  системы государственных финансов в 90–е годы XX столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения; медицинского и социального страхования; развитии сети автомобильных дорог и содержания дорожного хозяйства; решении экологических проблем и т.п.

     Внебюджетные  фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребносте6й общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для  финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а  также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

     Для внебюджетных фондов характерно чёткое установление доходных источников, позволяющих  достаточно точно прогнозировать объёмы средств этих фондов и, что не менее  важно, контролировать целевое использование  указанных финансовых ресурсов.

     Внебюджетные  фонды являются важным звеном в системе  публичных финансов во всех развитых странах мира.

     Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные  фонды, которые появились задолго  до возникновения бюджета для  решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный  характер; число их росло в связи  с увеличением задач, стоящих  перед государством.

     В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального  дохода, а иногда и части совокупного  общественного продукта, с целью  защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.

     Увеличение  количества внебюджетных фондов и совокупного  объёма аккумулируемых ими средств (в отдельных странах, например во Франции, они сопоставимы с размерами  государственного бюджета) является характерной  особенностью для экономически развитых стран. Это объясняется, прежде всего, возрастающей ролью государства  в решении социальных, экологических  проблем, вопросов выравнивания условий  жизни населения в различных  регионах.

     Главная причина возникновения внебюджетных фондов – это необходимость выделения  чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и  обеспечение их самостоятельными источниками  доходов. Решение об образовании  внебюджетных фондов принимают Федеральное  Собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов  Федерации и местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 

I. Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов

  1. В состав  бюджетов государственных внебюджетных  фондов входят бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджетами  государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации являются:

1) бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации;

2) бюджет Фонда  социального страхования Российской  Федерации;

3) бюджет Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования.

3. Бюджетами  территориальных государственных  внебюджетных фондов являются  бюджеты территориальных фондов  обязательного медицинского страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I.I. Пенсионный фонд Российской Федерации 

     Пенсионный  фонд РФ был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 2 декабря 1990 г., в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово –  кредитным учреждением, которое  осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения. Его деятельность регламентируется Положением о Пенсионном фонде. Денежные средства Пенсионного  фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет фонда и отчёт о его  использовании утверждаются федеральным  законом.

     Главными  задачами Пенсионного фонда РФ являются:

    • Выплаты в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе граждан, выезжающим за пределы Российской Федерации;
    • Пособий по уходу за ребёнком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;
    • Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиком страховым взносом в Пенсионный фонд Российской Федерации.

     Государственная пенсионная система в России функционирует  на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего  и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России демографическая  ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население. В этих условиях государство стремится поднять  уровень государственных пенсий до минимального прожиточного минимума, что ведёт к выравниванию государственных  пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыванию».

     Общее руководство Пенсионного фонда  осуществляется правлением, оперативное  управление – исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации  органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а  в городах и районах – уполномоченные отделения. 

     Введение  индивидуально – персонифицированного учёта в системе государственного пенсионного страхования обусловлено  следующими факторами:

    1. созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
    2. обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при её назначении;
    3. созданием информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
    4. развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
    5. созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
    6. упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

     Индивидуальный  учёт в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:

    • единство государственного пенсионного страхования в РФ;
    • всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учёта сведений о застрахованных лицах;
    • доступность для каждого застрахованного лица сведений о нём;
    • использование сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;
    • соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учёта, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммам страховых взносов;
    • осуществление индивидуального учёта в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица.

     На  каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой  счёт с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальный  органы выдают каждому застрахованному  лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные.

     Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое  свидетельство по месту работы. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами государственного пенсионного страхования, кроме несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

     Страховые свидетельства государственного пенсионного  страхования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахованном лице влечёт за собой необходимость  внесения соответствующих изменений  в его индивидуальном страховом  счёте.

     Сведения  о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому  договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы Фонда, в которых эти  работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые  взносы в Фонд, сами представляют сведения о себе в органы Фонда по месту  своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов  государственного пенсионного страхования.

     Вновь созданные юридические лица, а  также индивидуальные предприниматели  регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в тридцатидневный  срок со дня учреждения. Банки открывают  им расчётные и иные счета при  предъявлении документа, подтверждающего  регистрацию в качестве плательщика  страховых взносов.

     Важней  принцип любого пенсионного фонда  – солидарная ответственность поколений. Его цель обеспечить заработанный человеком  уровень жизненных благ путём  перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – примут обеспечение  нынешних) и в пространстве –  где бы человек не жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными  отчислениями гарантирует себе определённый прожиточный уровень в будущем.

     Средства  Пенсионного фонда РФ формируются  за счёт трёх главных источников: страховых  взносов работодателей и работающих, ассигнований из федерального бюджета  РФ. Часть средств поступает за счёт капитализации (вложения в коммерческие структуры) временно свободных средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.

     Страховые ставки взносов в Пенсионный фонд (тарифы) установлены в 1999 г. (Федеральным  законом от 4 января 1999 г. № 1 – ФЗ «О тарифах страховых взносах  в Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 г.»):

    1. для работодателей – предприятий, учреждений, организаций (в том числе иностранных юридических лиц) – в размере 28% от начисленной оплаты труда в денежной и натуральной формах по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждение по договорам гражданско-правового характера;
    2. для работодателей – колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции в размере 20,6% от выплаченных работающим сумм;
    3. для граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и частной практикой (аудиторы, нотариусы и др.), - 28% их дохода;
    4. для крестьянских (фермерских) хозяйств – 20,6% от дохода их деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;
    5. для работающих – 1% дохода.

     Начисленная оплаты труда включает все виды вознаграждений штатным, нештатным, сезонным, временным  работникам, а также работающим по совместительству. Правительство РФ предусмотрело Перечень выплат, на которые не начисляются страховые  взносы в Фонд (от 7 мая 1997 г.).

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды