Внебюджетные и бюджетные целевые фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Понятие внебюджетных и бюджетных целевых фондов, их значение.
Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и использования.
Бюджетные целевые фонды, сущность, значение, формирование.

Работа содержит 1 файл

Гос финансы.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

    ТЕМА 10. Внебюджетные и бюджетные целевые фонды 

    
  1. Понятие внебюджетных и бюджетных целевых фондов, их значение.
  2. Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и использования.
  3. Бюджетные целевые фонды, сущность, значение, формирование.

    Вопрос 1. Понятие внебюджетных и бюджетных целевых фондов, их значение.

    В условиях дефицита государственного бюджета, ограниченности финансовых ресурсов и необходимости  финансирования целевых  программ и мероприятий  в Республике Беларусь широко применяется  практика образования целевых внебюджетных и бюджетных фондов. Аккумулируемые в них денежные средства выступают в качестве дополнительных источников финансирования и позволяют  в определенной степени снять нагрузку с бюджета

    Внебюджетные  фонды, как совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению, могут создаваться по решению Совета Министров Республики Беларусь и местных Советов депутатов всех уровней. Каждый внебюджетный фонд определяется его статусом (положением) и назначением. Статус содержит характеристику источников доходов и направлений их применения, а также регламентирует порядок управления целевым фондом. Главные распорядители средств внебюджетных фондов представляют в установленные сроки Министерству финансов и местным финансовым органам отчеты об исполнении доходов и  расходов этих фондов

    Внебюджетные  фонды — это самостоятельные  финансово-кредитные учреждения и  организации, в большинстве своем  наделенные статусом юридического лица Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от госбюджета. Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджета государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рисунок 1).

     

    Рисунок. 1. Место внебюджетных целевых фондов в структуре финансов 

    Органы  государства определяют целевое  назначение фонда и направление  использования средств из фонда.

    Общегосударственные фонды формируются за счет различных  специальных источников, закрепленных за ними законодательно.

    Все внебюджетные фонды функционируют  автономно от бюджета.

    Необходимость возникновения внебюджетных фондов была вызвана рядом общеэкономических  и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

    По  функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные, т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

    Специфика целевых бюджетных фондов состоит  в том, что в отличие от традиционного бюджета, удовлетворяющего потребности всего общества (национальная оборона, образование, здравоохранение и др.), целевые бюджетные фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счет чьих средств эти фонды формируются (дорожный фонд в большей его части), либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом: окружающей природной среды, водных и биологических ресурсов (фонд охраны природы).

    Целевые бюджетные фонды - это промежуточная  ступень между бюджетной формой перераспределения средств и  внебюджетной. С внебюджетными фондами  их сближают целевые источники и  целевое расходование средств; принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения части вновь созданной стоимости.

    Под государственным целевым бюджетным  фондом понимается фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по целевому назначению.

    В Республике Беларусь перечень государственных  целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается законом.

    О бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Практика последних  лет (с определенными изменениями) позволяет говорить о существовании  на территории Республики Беларусь следующих государственных целевых бюджетных фондов:

    -государственный фонд содействия занятости;

    -дорожный фонд;

    -фонд охраны природы;

    -фонд развития строительной науки;

    -республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

    -инновационные фонды.

    В соответствии со ст.17 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. "О  занятости населения  Республики Беларусь" государственный  фонд содействия занятости  является государственным целевым бюджетным фондом, предназначенным для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости.

    Государственный фонд содействия занятости  создается за счет: обязательных страховых  взносов нанимателей; средств, взыскиваемых с нанимателей за нарушение требований законодательства; добровольных поступлений; иных поступлений.

 
 

    Вопрос 2. Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и использования.

    В соответствии с постановлениями  Совета Министров  Республики Беларусь  от 11 января 1996 г. №20  и от 5 декабря 2001 г. №1751 Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) относится к государственным внебюджетным страховым фондам и является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

    Денежные  средства Фонда являются республиканской  собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах Фонда в банках. Имущество закрепляется за Фондом на праве оперативного управления.

    Главными  задачами Фонда являются:

    -аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;

    -финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании;

    -организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;

    -осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда на основе принципа самофинансирования;

    -проведение разъяснительной работы среди плательщиков обязательных страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности Фонда;

    -сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящимся в компетенции Фонда.

    Для обеспечения выполнения указанных задач Фонд:

    -осуществляет сбор и аккумуляцию обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;

    -финансирует выплаты пенсий, пособий и иные расходы по государственному социальному страхованию, предусмотренные законодательством Республики Беларусь;

    -готовит предложения о размерах обязательных страховых взносов в Фонд для внесения их в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь;

    -осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением обязательных страховых взносов и иных платежей и согласно действующему законодательству принимает соответствующие меры к плательщикам, нарушающим порядок их уплаты;

    -предоставляет отсрочку (рассрочку) по уплате пени и иных финансовых санкций в порядке, определяемом правлением Фонда;

    -контролирует правильность использования средств, направляемых на финансирование пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;

    -осуществляет в установленном законодательством и международными договорами Республики Беларусь порядке выплату пенсий и пособий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за границу;

    -руководит работой местных органов Фонда и оказывает им необходимую методическую помощь;

    -осуществляет капитализацию средств Фонда, а также привлечение в него добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;

    сотрудничает  с международными организациями  по вопросам, относящимся к его  компетенции, участвует в разработке и реализации в установленном  порядке международных договоров Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования, по поручению Министерства труда и социальной защиты заключает межведомственные соглашения с аналогичными фондами (службами) других государств в целях сотрудничества;

  • вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о государственном социальном страховании;
  • создает базу данных по всем категориям плательщиков обязательных страховых взносов;
  • осуществляет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, обеспечивает конфиденциальность, сохранность информации персонифицированного учета;
  • ведет в установленном порядке бухгалтерский учет и статистическую отчетность, несет ответственность за ее достоверность;
  • дает разъяснения по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, информирует общественность республики о своей деятельности;
  • выдает в установленном порядке разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по доставке пенсий и пособий;
  • устанавливает тарифы на доставку пенсий и пособий;
  • рассматривает в пределах своей компетенции обращения граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к деятельности Фонда.

    Средства  Фонда образуются за счет:

    -обязательных страховых взносов;

    -ассигнований из республиканского бюджета;

    -добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;

    -доходов от капитализации средств Фонда;

    -средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий;

    -поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, ответственным за причиненный вред, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца;

    -средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов и других поступлений.

    Средства  Фонда направляются на:

    -выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет;

    -выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет, на погребение);

Информация о работе Внебюджетные и бюджетные целевые фонды