Оплата труда работников образования в иностранных государствах

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Един ая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) была введена Указом Президента РФ от 19.08.1992 № 895. Таким образом, продолжительность ее действия составляет более 12 лет.
Единая тарифная сетка является удобной и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит из 18 разрядов, на которых в зависимости от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности работников отраслей бюдже

Содержание

Система оплаты труда работников бюджетной сферы в России
Как оплачивается труд учителя в Англии, Франция, Германия, США и Япония:
Англия
Франция
Германия
США
Япония
Практическая часть

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 158.09 Кб (Скачать)

Оплата выполненной работы зависит  от разряда преподавателя: I – агреже; II – преподаватель средней школы; III – учитель начальной школы.

Каждой ступени соответствует  определенное количество баллов, называемых индексом. Номинальный оклад получается путем умножения индекса, соответствующего разряду преподавателя, на номинальную  стоимость индекса.

Таблица 2

Данные о зарплате педагогов  во Франции (евро, в год)

Ступень

Индекс

Сумма

Агреже (обычный класс)

1

378

19 842,47

2

435

22 834,59

3

477

25 039,30

4

517

27 139,04

5

553

29 028,79

6

592

31 076,03

7

634

33 280,75

8

683

35 852,92

9

733

38 477,59

10

782

41 049,76

11

820

43 044,51

Преподаватель средней  школы (обычный класс)

1

348

18 267,67

2

375

19 684,99

3

394

20 682,36

4

415

21 784,72

5

448

23 517,00

6

466

24 461,88

7

494

25 931,69

8

530

27 821,45

9

566

29 711,21

10

611

32 073,41

11

657

34 488,10


Зарплата учителя. Состоит из следующих компонентов.

Номинальный оклад, который равен умножению индекса, соответствующего разряду преподавателя, на номинальную утвержденную стоимость индекса (сегодня €52,4933 в год).

Жилищное пособие, порядок выплаты которого определяется соответствующим декретом. Надбавка начисляется в связи с более высоким уровнем стоимости проживания в некоторых географических зонах.

Во Франции существуют три географические зоны:

  • в первой осуществляется 3%-я надбавка от номинального оклада;
  • во второй – 1%-я надбавка от номинального оклада;
  • в третьей – 0%.

Этот способ позволяет повысить оплату учительского труда в городах  с высокой стоимостью проживания (например, в Париже).

Надбавка за классное руководство для преподавателя средней школы составляла в 2003/2004 учебном году:

– 6–5–4-е классы колледжа (что соответствует 6–7–8-м классам российской школы) – €96,83 ежемесячно;

– 3-й класс колледжа и профессионального  лицея + 2-й класс лицея (уровень 9-го класса российской школы) – €109 ежемесячно;

– 1-й и выпускной классы (соответственно, 10–11-е классы российской школы) – €69,58 ежемесячно;

Для преподавателей разряда агреже эта надбавка в любом случае составляет €134,14 ежемесячно.

Надбавка (ISO) за дополнительные занятия и школьную ориентацию (ответственность учителя за выбор школьниками дальнейшего обучения), которая является одинаковой для всех и составляет €94,40 ежемесячно.

Надбавка за ежегодные  дополнительные часы (HSA) в случае превышения нормативного количества часов по расписанию (обязательные 18 часов в неделю для дипломированного преподавателя средней школы, 15 часов – для преподавателя разряда агреже).

Размер надбавки зависит от разряда  преподавателя, расчет ведется, начиная  с первого дополнительного часа:

1 ч = €28,18 для преподавателя средней  школы; 

1 ч = €40,31 для преподавателя разряда  агреже.

Надбавка (HSA) выплачивается ежемесячно в течение 9-ти месяцев, в том числе  во время коротких каникул (рождественских, зимних и весенних).

Надбавка за разовые  дополнительные занятия (HSE), которые оплачиваются за каждый дополнительный час работы. Они также меняются в зависимости от разряда:

1 ч = €46,36 для преподавателя агреже;

1ч = €32,41 для преподавателя средней  школы.

Обязательные семейные пособия:

– на начало учебного года;

– в зависимости от количества, возраста детей и доходов семьи;

– для учителей на образование  их собственных детей;

– для родителей-одиночек и т.д.

Специальная надбавка для  особой образовательной зоны (ZEP). Она составляет €90,97 для всех преподавателей вне зависимости от их разряда и выплачивается ежемесячно тем, кто работает в официально признанных сложных зонах.

В конце каждого месяца французские  педагоги получают зарплату и индивидуальную платежную ведомость, в которой  указаны все виды выплат.

Но это не все. Существуют, к примеру, вычеты и налоги.

Вычеты.

  • Пенсионный взнос – 7,85%.
  • Общий социальный взнос в размере 2,4%, не вычитаемый из налогов на прибыль и распространяемый на 95% общего (валового) дохода.
  • Общий социальный взнос в размере 5,1%, вычитаемый из налогов на прибыль и также распространяемый на 95% общего (валового) дохода.
  • Выплата социального долга в размере 0,5% (рассчитанная на той же основе – 95% валового дохода).
  • Солидарный взнос в размере 1% рассчитывается на основе валовой зарплаты, а также всех надбавок и семейных пособий, за вычетом пенсионного взноса.
  • Взнос в размере 2,5% в Общество взаимопомощи служащих государственного образования (социальное страхование на оплату медицинской и хирургической помощи).

Налоги. Подоходный налог начисляется на общий доход семьи по системе соответствующих коэффициентов. Сумма дохода сообщается администрацией образовательного учреждения фискальным органам.

Служебные обязанности  французского учителя. Они меняются в зависимости от разряда, который педагог получает в результате успешного прохождения конкурса на степень агреже или преподавателя средней школы в колледже и лицее.

Недельная нагрузка составляет:

  • преподаватель начальной школы – 26 часов;
  • агреже – 15 часов;
  • преподаватель средней школы – 18 часов.

В колледже и лицее нагрузка увеличивается  или уменьшается в зависимости  от количества учащихся: если их меньше 20-ти в течение 8-ми часов, преподаватель  средней школы должен отработать еще 1 час, т.е. 19 часов, а преподаватель  агреже – 16 часов.

Если нагрузка французского учителя  составляет больше 6-ти часов в предвыпускном  и/или выпускном классе, то он должен отработать на 1 час меньше, т.е. 17 часов (преподаватель средней школы) и 14 (преподаватель агреже).

Существует также система освобождения от 1-го часа занятий для преподавателя-координатора по истории, географии (для кабинетной работы), физики, химии и биологии (для лаборатории).

Возможно обращение администрации  школы к преподавателям с просьбой отработать дополнительно оплачиваемые часы.

Преподаватель также:

– участвует в совете класса под  председательством руководителя учебного заведения или его представителя, во время которого обсуждаются учебные  результаты каждого ученика по четвертям;

– в школьной (профессиональной) ориентации учеников;

– в совете по обучению, возглавляемом  руководителем учебного заведения, где объединяются учителя одного предмета (например, все преподаватели  истории, географии, математики и т.п.).

Если взглянуть на карьеру французского педагога продолжительностью примерно в 40 лет, то разница в оплате труда, в зависимости от времени прохождения  ступеней, очень велика.

В этом немалую роль играют профессиональные заслуги.

У преподавателей средней  школы между выслугой лет по обычному классу и «большим выбором» разница составляет €64 829; во внеклассной системе – €197 346,30; у преподавателей агреже – €72 204,50.

Это дает французским учителям стимул двигаться по ступеням профессиональной карьеры, совершенствовать свои знания и навыки.

Германия

Учителя в Германии являются государственными служащими. При этом в стране позволяется  входящим в ее состав землям автономно  выстраивать образовательное законодательство. Отсюда – несхожесть систем оплаты труда педагогов в разных регионах. Но есть и общие принципы.

В Германии тарифицирована (учтена) не только (как ныне в Российской Федерации) урочная нагрузка. Учитель обязан часть своего времени затрачивать  на внеурочную деятельность, которая  тоже четко тарифицируется.

Рабочее время учителя включает в себя:

– участие в заседаниях педагогического  совета;

– работу в методических объединениях;

– сотрудничество с органами школьного  самоуправления;

– повышение квалификации;

– подготовку к урокам;

– участие в родительских собраниях;

– проведение замен и т.п.

Чтобы полнее учитывать объем нагрузки, используется дифференцированная система  коэффициентов. На старшей ступени  гимназии урокам литературы присваивается  максимальный коэффициент 1,8; урокам физкультуры – 1,25 и т.д. Существует положение, препятствующее бесконтрольному увеличению объема педагогической нагрузки.

Для индивидуализированных расчетов школами немецких земель было получено соответствующее программное обеспечение.

Система учета рабочего времени, принятая в Германии, компенсирует неравномерности  в нагрузке учителя во время календарного года (каникулы). Предусмотрена возможность  возместить «недоработку» или «переработку»  в течение одного учебного года нагрузкой  в будущем году. Для этого составляется годовой план распределения рабочего времени. В этом отношении немецкая система близка к той, что принята  в высшей школе в России.

При планировании учитывается посещение  учителями курсов повышения квалификации, работа в органах школьного самоуправления (в Германии это актуально), дежурства  по школе и т.п.

Принимаются во внимание также функции, которые в России обычно связываются  с занимаемой должностью (классное руководство, функционал заместителя  директора, социального педагога, педагога дополнительного образования).

В Германии принята реалистичная норма  общего объема работы учителя – около 48 часов в неделю (а не 36, как в российском Трудовом кодексе, что на практике оборачивается неисполнением). Поэтому у немцев появляется возможность реально учитывать объемы времени, уходящие на подготовку к урокам.

Примеры расчетов рабочего времени  для различных категорий преподавателей взяты из соответствующих законодательных  актов г. Гамбурга, приравненного по своему статусу к федеральной земле (аналогично субъекту Федерации), в том числе из «Положения о трудовом распорядке (рабочем времени) учителей государственных школ».

Следует иметь в виду, что для  дифференцированного определения  затрат все педагогические обязанности – в зависимости от предмета и ступени обучения – получают определенное временное измерение. Таким же образом оцениваются и функциональные, общие обязанности и дополнительные занятия с отстающими.

Соединенные штаты Америки

В США устроиться на службу в школу  гораздо сложнее, чем в университет. Если для последнего необходимо наличие  соответствующей квалификации и  степени, то для работы со школьниками – этого далеко не достаточно. Даже тем, кто имеет высшую научную степень в США – степень доктора философии – приходится сдавать серию тестов и проходить специальную образовательную комиссию на уровне департамента образования штата для получения сертификата на право работы в школе. Особенно жесткие условия предъявляются для выдачи разрешения трудиться в государственном образовательном учреждении. В частных школах – требования более гибкие.

Контролируют качество подготовки учителей органы лицензирования и сертификации при соответствующих государственных  департаментах образования в  каждом отдельном штате. Требования могут варьироваться от штата  к штату, иногда – очень значительно. В целом, программы сертификации и лицензирования охватывают следующие разделы подготовки учителя: базовые академические умения; предметные знания; знание методов обучения; непосредственное проведение уроков на практике.

С этой целью разработаны специальные  тесты для будущих педагогов. Одной из наиболее распространенных тестовых серий является «Праксис» («Praxis»). Как правило, сдача тестов по этой системе – необходимый начальный этап процесса получения лицензии на образовательную деятельность в школе.

Как и в России, в США существует многоступенчатая система оплаты труда  школьного учителя. Та или иная ступень  присуждается в зависимости от уровня профессиональной квалификации, результативности работы и опыта (стажа) педагогической деятельности. Вот как выглядит часть сетки оплаты труда педагога в одном из школьных округов штата Огайо:

Информация о работе Оплата труда работников образования в иностранных государствах