Оплата труда работников образования в иностранных государствах

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Един ая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) была введена Указом Президента РФ от 19.08.1992 № 895. Таким образом, продолжительность ее действия составляет более 12 лет.
Единая тарифная сетка является удобной и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит из 18 разрядов, на которых в зависимости от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности работников отраслей бюдже

Содержание

Система оплаты труда работников бюджетной сферы в России
Как оплачивается труд учителя в Англии, Франция, Германия, США и Япония:
Англия
Франция
Германия
США
Япония
Практическая часть

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 158.09 Кб (Скачать)

Первая ступень («Начало»). На ней оказываются начинающие учителя с опытом работы до двух лет. Им нужно иметь лицензию, пройти подготовительный курс и посещать тренинги, организованные районами-участниками программы. Для перехода на следующую ступень требуется успешно пройти через процедуру оценивания.

Вторая ступень («Карьера»). На ней учителя начинают работу над индивидуальными планами профессионального развития. Районы-участники программы должны обеспечить минимальную разницу в $2 000 в год между зарплатой ступени «Начало» и ступени «Карьера».

Через пять лет после перехода на уровень «Карьера» деятельность учителя оценивается. Учитель демонстрирует  прогресс в навыках преподавания и успешное завершение плана профессионального  развития. Если учителю не удается  успешно пройти эту процедуру, он лишается любых прибавок к зарплате.

«Карьера II». На этом этапе преподаватель может стать наставником других учителей. Минимальная зарплата должна на $5 000 превышать зарплату ступени «Карьера». Здесь преподаватель может оставаться всю жизнь. Но каждые пять лет необходимо подтверждать свой статус.

«Завершение». Разница в зарплате со ступенью «Карьера» должна составлять не менее $13 500 в год. Преподаватель, желающий подняться на эту ступень, обязан представить на рассмотрение специализированного совета свой портфолио. Результатам работы важно соответствовать стандартам преподавания штата Айова. Получив статус «Завершение», педагог берет на себя ряд дополнительных обязанностей: может стать руководителем проектов или участвовать в оценке работы других коллег.

Учителя должны отвечать ряду требований:

  • · Решать задачи, поставленные перед учащимися.
  • Профессионально расти.
  • Быть компетентными в вопросах, актуальных для позиции преподавателя.
  • Заниматься стратегическим планированием своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся.
  • Использовать разнообразные методы отслеживания успеваемости.
  • Проявлять компетентность в вопросах управления классом.

Япония.

Система и содержание педагогического  образования, складывающаяся в этой стране, претерпевали значительные изменения, характер которых зависел от социального  положения учителя и взглядов на сущность профессиональных и человеческих качеств, необходимых в данной области  деятельности.

Подготовкой специалистов занимались и занимаются сегодня как государственные, так и частные университеты. Причем количество студентов частных университетов  значительно выше, нежели государственных. Так, по данным Министерства образования, науки и культуры, в 2009 году процентное соотношение частных и государственных четырехгодичных университетов распределялось следующим образом: 73,5% — частные и, соответственно, 26,5% — государственные. Именно значительное преобладание числа частных университетов над государственными является специфической особенностью высшей школы Японии. В качестве доказательства можно отметить, что доля студентов частных вузов от общего числа студентов — 20% в США и 5% — в России.Одной из центральных задач японских университетов долгое время являлось формирование образованной элиты общества, столь необходимой государству. По мнению известного японского исследователя высшей школы Юдзи Мацунага, «они были очень престижны и в то же время чрезвычайно националистичны по своему характеру».

Можно говорить и о таких складывающихся тенденциях в педагогическом образовании, как усиление психолого-педагогической подготовки, сочетание ее обязательной и элективной составляющей, разнообразие форм и методов повышения и переподготовки учителей, ориентация на высшее образование как условие получения учительской профессии, ротация педагогических кадров. Современный статус учителя — сэнсея (дословно — «ранее рожденный») — традиционно достаточно высокий. Культ учителя, существующий в обществе, закреплен в соответствующих афоризмах: «отступи на 3 шага, чтобы не попасть на тень учителя», «учитель — ветер, ученики — трава, ветер дует — трава — склоняется» и т.д. Права учительства Японии гарантированы государством. Изменяющиеся экономические и социокультурные условия меняют и взгляды на место и роль учителя в обществе.  Престижность профессии учителя подтверждается и оплатой его труда. Заработная плата работников сферы образования соответственно на 25% выше средней заработанной платы государственного служащего. Основным критерием размера заработной платы учителя служит педагогический стаж.Поддержание статуса учителя — давняя традиция. Однако культ учителя имеет и оборотную сторону. Он порой порождает авторитаризм, что влечет за собой такие явления, как отказ детей посещать школу, игнорирование замечаний сэнсея.

В Японии заработная плата учителей включает несколько составляющих:

  1. месячная оплата;
  2. сезонные доплаты (бонусы);
  3. выходное пособие (при выходе на пенсию или увольнении по собственному желанию).

Кроме того, к окладам добавляются  ежемесячные надбавки, которые бывают четырех групп:

  1. за работу;
  2. за условия труда (только для рабочих);
  3. за уровень ответственности;
  4. за рост стоимости жизни.

Подготовка специалистов в области  образования делится на 3 категории: 2-летняя, 4-летняя и дополнительная послеуниверситетская.

С 1991 года в Японии действует Новый  стандарт педагогического образования, включающий основы педагогики и психологии, методики учебных дисциплин, курс нравственного  воспитания, элективные курсы (история  педагогики, философия воспитания, сравнительная и социальная педагогика, курс школоведения и другие дисциплины по выбору). Помимо названых дисциплин  есть педагогическая практика и профориентационная работа. При университетах функционируют  детские сады и школы как экспериментальные  площадки, где отрабатываются новые  методики и технологии обучения и воспитания. Подобные школы становятся лабораториями педагогического мастерства как для студентов-практикантов, так и для их преподавателей.Новое Положение о государственном стандарте определило соответственно и новую стратегию деятельности университетов, которые призваны сегодня актуализировать научно-исследовательскую работу и образовательные функции в вузе в противовес существовавшим ранее строгим ограничениям в составлении учебного плана. Прежнее Положение исключало возможность варьирования учебного плана и, соответственно, определенного набора общеобразовательных и специальных дисциплин. При этом каждый студент обязан был набрать в процессе обучения в вузе определенный минимум кредитов. В новом Положении сняты ограничения, что предполагает в процессе самостоятельной работы творческий рост будущего учителя, а не копирование по заданному образцу.

Реформа всех сторон высшего педагогического  образования имеет свое продолжение. Нельзя сказать, что все вузы Японии стремятся преодолеть негативные тенденции  в своей деятельности. Существующее движение за реформу образования, против стереотипизации подготовки специалиста  имеет и своих противников. Сложность  реформирования состоит в том, что  большинством зарубежных исследователей японская школа оценивается чрезвычайно  высоко, что побуждает консерваторов  придерживаться традиционного взгляда  и установок в подготовке учителя.

Анализируя систему оплаты работников в Японии, необходимо отметить, что  система эта достаточно специфична, что связано с японскими традициями пожизненного найма работников.

 

Практическая часть.

 

Рынок труда работников бюджетных  отраслей остается практически не исследованным, а потому политика оплаты труда исходит  из простейших нормативных представлений, не подкрепленных эмпирическим анализом. Тот факт, что на долю тарифа приходится менее половины начисленной заработной платы в образовании, свидетельствует  о том, насколько реальная жизнь  богаче нормативных схем.

Факторы, влияющие на систему оплаты труда в России в сравнение  с другими странами.

 

1. Требования к работе

Анализ  требований к работе необходим для  того, чтобы выявить требования к  работникам, чей труд в равной мере может быть рассмотрен как с точки  зрения одинаковых запросов, так и  с точки зрения иерархии различных  субфакторов требований. Сведения о  необходимой квалификации для конкретной работы могут быть использованы в  качестве основы определения размера  заработной платы и совершенствования  организации труда, распределения  обязанностей, подготовки и обучения кадров.В различных ситуациях  показано, что оплата женского труда, как правило, ниже оплаты мужского труда, несмотря на тот факт, что женщины  выполняют приблизительно те же самые  задания, что и мужчины. Еще одно важное основание для анализа  требований к работе касается образования  и обучения. Институтам образования  и обучения необходима информация о  требованиях к работе и имеющих  место изменениях, чтобы соответствующим  образом планировать количественные и качественные показатели для обеспечения  студентов надлежащей квалификацией. В оценке различных факторов и  субфакторов требований к работе должны быть приняты в расчет как  минимум следующие обстоятельства.

Рис. 1. Требования к работе.

2. Факторы, влияющие на  систему оплаты труда в разных  странах

 

 

Страна

N, чел.

Образование

Тяжелые условия труда

Производительность

труда

Круг

обязанностей

Стаж

работы

Возраст

Пол

США

764

71

73

76

88

55

29

11

Англия

411

75

57

68

62

57

46

32

Германия

131

60

77

81

84

33

15

6

Франция

105

67

85

90

96

63

22

1

Япония

981

55

94

97

96

73

64

18

Россия

386

89

89

94

93

67

45

21


Таб. 1.

Источник: по данным Росстата.

Производительность  труда или достижение целей —  это центральный фактор определения  заработной платы во всех странах. Существует также практически полное единодушие во мнении, что условия труда являются важным фактором, оказывающим влияние  на оплату труда. Образование также  играет важную роль в определении  уровня заработной платы. Японцы, в частности, высоко оценивают квалификацию по диплому.

Если рассмотреть  материал в целом, то можно показать, что производительность труда со всей очевидностью оказывается наиболее важным основанием для систем оплаты труда. Профессиональные обязанности  занимают второе место и тяжелые  условия труда — третье. Оставшийся фактор образования и обучения занимает четвертое место. Респонденты в  указанных странах сходятся во мнении относительно значимости данных четырех  факторов. Этим названные факторы  значительно отличаются от остальных. Трудовой стаж и возраст занимают соответственно пятое и шестое место. Пол, последний из рассмотренных выше признаков, занимает последнее место.

3. Факторы, влияющие на заработную плату

Анализ, выполненный по 8 пунктам, дает 3 фактора (таб. 1), которые отчасти уже предполагались исходя из результатов (рис. 1):

    • демографический и социальный фон;
    • эффективность и ответственность;
    • образование

Факторы, влияющие на СОТ

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Возраст

8,12

0,75

0,93

Пол

7,18

-2,65

0,83

Стаж  работы

6,77

2,74

1,22

Производительность  труда

-0,67

7,68

0,98

Обязанности

0,51

7,62

1,52

Тяжелые условия труда

2,96

5,84

-1,80

Образование

0,77

11,5

9,29





Третий  признак «образование» опирается  на соответствующую переменную –  образование, в то время как два  других имеют больше переменных. Для  получения четких результатов относительно факторов использовалось varimax – решение.

Таб. 2.

Источник: по данным Росстата.

 Ключевые  требования относительно оплаты  касаются вопросов равенства  и мотивации. Оплата служит  наилучшим мотивом, когда существует  тесная связь между требованиями  к выполнению задания и уровнем  оплаты труда. С точки зрения  мотивации важно, что выгоду  за самообразование в ближайшем будущем можно получить и что за любое улучшение профессиональных навыков работники будут вознаграждены. Результаты различных эмпирических исследований подтверждают тезис о том, что образование как индивидуальный вклад влияет на уровень дохода. Различия в доходах между разными возрастными группами наибольшие для групп старшего возраста. Уровень дохода высокообразованных и имеющих постоянную работу людей возрастает до наступления пенсионного возраста. Подобным же образом, хорошее образование уменьшает риск безработицы и вероятность раннего выхода на пенсию.

Хорошо  образованные люди имеют преимущество, получая высокую начальную заработную плату, по сравнению с теми, кто  менее образован и обычно начинает трудовую жизнь гораздо раньше.

Различия  в заработке между образованными  и необразованными людьми начинают возрастать с 30-летнего возраста и  далее. Качество образования — важный фактор, влияющий на оплату труда.

В табл. 3 показано, как располагаются сопоставляемые страны с точки зрения отмеченных выше трех факторов. В Японии демографические факторы оплаты труда имеют большее значение, чем в других странах. Это коренным образом отличается от Франции, Германии и США, в которых считается, что демографические факторы не являются значимыми.

Страна

N, чел.

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

США

614

-2,45

-0,40

-0,37

Англия

311

-0,22

-7,63

5,64

Германия

102

-5,99

0,06

1,98

Франция

98

-9,10

2,49

-1,60

Япония

972

1,88

1,70

-6,40

Россия

346

-1,70

4,73

2,72

Информация о работе Оплата труда работников образования в иностранных государствах