Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:05, контрольная работа
Заработная плата регулируется, как и любые экономические отношения. Государство устанавливает законодательные основы отношений по заработной плате, а также создает институты (организации), которые наблюдают, контролируют и гарантируют развитие данных отношений в интересах своих граждан. В этом процессе наравне с государством участвуют представители работодателей и работников. Вся совокупность законодательных и нормативных актов и институтов, действующих на их основе, составляет механизм регулирования заработной платы. С помощью этого механизма регулируются отношения в сфере оплаты на внешнем рынке труда, и на внутреннем рынке предприятия.
Заработная плата регулируется, как и любые экономические отношения. Государство устанавливает законодательные основы отношений по заработной плате, а также создает институты (организации), которые наблюдают, контролируют и гарантируют развитие данных отношений в интересах своих граждан. В этом процессе наравне с государством участвуют представители работодателей и работников. Вся совокупность законодательных и нормативных актов и институтов, действующих на их основе, составляет механизм регулирования заработной платы. С помощью этого механизма регулируются отношения в сфере оплаты на внешнем рынке труда, и на внутреннем рынке предприятия.
Механизм организации заработной платы включает пять основных элементов:
Многоуровневую коллективно-договорную систему, позволяющую с достаточной полнотой отразить интересы заинтересованных сторон при установлении условий оплаты труда.
Из выше изложенного следует, что выбранная тема является актуальной.
Объект работы является заработная плата работников.
Предмет - государственные гарантии по оплате труда.
Цель работы – исследование государственных гарантий по оплате труда работников.
Задачи:
1. Охарактеризовать систему государственных гарантий.
2. Изучить запрет на дискриминацию в сфере труда.
3. Дать понятие минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).
и другие задачи.
В систему основных
1) запрет дискриминации при
2) установление минимального
3) меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
4) ограничение перечня оснований
и размеров удержаний из
5) ограничение оплаты труда в натуральной форме;
6) обеспечение получения
7) установление сроков и порядка выплаты заработной платы.
8) специальные меры охраны заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя и прекращения его деятельности;
9) государственный надзор и
10) установление мер
Рассмотрим реализацию
Этот запрет носит настолько важный характер для любого государства, что зафиксирован во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., статья 23 которой гласит: каждый человек без какой либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд (пункт 2). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, одобренном Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., было закреплено право каждого на вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся "справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд" (статья 7 "а").
В российском законодательстве запрет на дискриминацию в сфере оплаты труда изложен в статье 132 Трудового кодекса РФ: запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда. Можно отметить, что правило о запрещении дискриминации в сфере оплаты труда в статье 132 Трудового кодекса РФ «Оплата по труду» изложено более кратко, чем в аналогичной статье 77 КЗоТ РСФСР, но это объясняется наличием в разделе I Трудового кодекса РФ статьи 3. Применение двух этих статей (3 и 132 Трудового кодекса РФ) в совокупности дает основание утверждать: запрещается дискриминация в оплате труда в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Положительным в части 2 статьи 132 Трудового кодекса РФ является запрещение дискриминации не только при установлении, но и при изменении размеров и других условий оплаты труда. В каждой организации в любое время должна быть обеспечена равная оплата за равный труд. Этот принцип часто нарушается в организациях, где намечено сокращение штатов: повышая оплату труда тем, кто в дальнейшем будет продолжать работу, работодатель оставляет прежний оклад (тарифную ставку) лицам, предупрежденным о предстоящем увольнении, на те два месяца, которые должны пройти со дня предупреждения об увольнении до дня расторжения трудового договора. В результате увольняемый работник получает меньшие суммы не только в виде заработной платы, но и при производстве ему гарантийных выплат – выходного пособия, среднего заработка за два-три месяца после увольнения2 и пособия по безработице. Это происходит в связи с тем, что при исчислении среднего заработка в расчет идет его пониженная (по сравнению с работниками тех же профессий, должностей) оплата труда. В подобных случаях работник вправе обжаловать действия работодателя в установленном законом порядке.
Прежде всего, согласно статье
37 Конституции РФ каждому
МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из федерального бюджета, – за счет средств федерального бюджета;
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, – за счет средств местных бюджетов; другими работодателями – за счет собственных средств.
- Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Определение государством или участниками социально-партнерских процедур минимальных размеров заработной платы преследует сразу несколько социально-экономических целей. Во-первых, гарантирует минимально необходимые условия для воспроизводства рабочей силы, социального развития личности работников и членов их семей. Во-вторых, способствует действию принципа социальной справедливости, а, следовательно, и социальной стабильности в обществе. В-третьих, обеспечивает, хотя и косвенное, но весьма эффективное регулирование уровня занятости (в частности, чрезмерно низкие ставки заработной платы снижают предложение труда, а чрезмерно высокие – спрос на него). В-четвертых, улучшает функционирование первичных (товарных) рынков и повышает эффективность общественного производства.
В смысле Основного закона Российской Федерации МРОТ представляет собой социальную гарантию в сфере оплаты труда. Вместе с тем этот первоначальный конституционный смысл нормативного закрепления минимального размера оплаты труда был в значительной сфере деформирован текущим законодательством. Практически во всех отраслях права МРОТ стал выполнять совершенно не свойственные ему функции средства измерения, расчетного эталона самых разноплановых величин: стипендий, пенсий, пособий и иных социальных выплат, штрафов и т.п. По некоторым подсчетам МРОТ служил расчетным показателем в более чем 150 нормативных документах на уровне только федерального законодательства. Причины, побудившие законодателя принять МРОТ в качестве расчетного норматива вполне понятны: установление тех или иных величин в конкретной денежной сумме было нецелесообразно вследствие высоких темпов инфляции. Однако и сам МРОТ в этом качестве оказался подверженным инфляции в не меньшей степени. Увеличение минимального размера оплаты труда автоматически приводило к пропорциональному возрастанию всех величин к нему «привязанных» (в первую очередь различного рода социальных выплат). Это, в свою очередь привело к тому, что около трех лет (с 1997 по 2000 гг.) МРОТ не изменялся. Такая девальвация МРОТ чревата возможностью серьезного кризиса всей системы оплаты труда и, прежде всего, в бюджетной сфере, где размер тарифных ставок напрямую зависит от нормативно установленной минимальной оплаты труда.
Выход из этой кризисной
- для регулирования оплаты труда;
- определения размеров пособий по временной нетрудоспособности;
-выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.
В остальных случаях вместо МРОТ был введен новый расчетный показатель – «базовая сумма», который был установлен в размере: 83,49 руб. (применяется с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года) и 100 руб. (применяется после 31 декабря 2000 г.). Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" внесены соответствующие изменения в законодательство в части исчисления размеров стипендий и социальных выплат. Одновременно сразу же удалось добиться повышения гарантированного государством МРОТ. Разумеется, такой подход законодателя не мог не вызвать существенного снижения размеров стипендий и социальных выплат, а также их перспективного «отставания» от МРОТ. Однако мы хотели бы заметить, что проблема увеличения размеров стипендий и пособий не разрешится сама собой, если вернуться к практике их расчета исходя из МРОТ.
В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Прожиточный минимум – это стоимостная, т. е. денежная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем, согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума, должны быть установлены федеральным законом. Другими словами, статья 421 Трудового кодекса РФ откладывает действие статья 133 Трудового кодекса РФ на неопределенное время. На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает МРОТ. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение МРОТ и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) с 1 сентября 2005 года МРОТ установлен в размере 800 руб. в месяц, а с 1 мая 2006 года – 1100 руб. в месяц.3
Информация о работе Государственные гарантии по оплате труда работников