Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:45, курс лекций
Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса
1.1. Сущность бюджетного менеджмента.
1.2. Система управления бюджетом.
1.3. Состав бюджетного менеджмента.
.
Составлению проекта бюджета государства предшествует большая подготовительная работа, которая включает в себя:
• разработку основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на плановый год;
• разработку и утверждение Постановления Верховной Рады Украины «Об основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный год»;
• анализ выполнения бюджета за минувший год и ожидаемое выполнение бюджета в текущем году;
• подготовку инструктивных писем об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий бюджетный год.
Основные
прогнозные макропоказатели экономического
и социального развития разрабатываются
до 1 июня года, который предшествует плановому
Министерством экономики Украины с участием
Минфина Украины, Национального банка
Украины, Министерства статистики Украины,
других министерств и ведомств. К основным
прогнозным макропоказателям относят:
объем валового внутреннего продукта
и национального дохода; показатели сведенного
баланса финансовых ресурсов; показатели
баланса доходов и расходов население,
платежного баланса, валютного плана;
индексы изменений оптовых и розничных
цен в сравнении с предыдущим годом; объем
прибыли в целому и в разрезе административно-
На основании
прогнозных макропоказателей экономического
и социального развития Украины
на плановый год правительство АРК, государственные
администрации областей и (городов Киев
и Севастополь) разрабатываются прогнозные
показатели экономического и социального
развития соответствующих административно-
Кабинет Министров Украины доказывает к Верховной Раде АРК, местных Советов народных депутатов и их исполнительных органов инструктивные письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий бюджетный год. Органы исполнительной власти АРК, областей, мост Киева и Севастополя доказывают к местным Советам народных депутатов и их исполнительных органов низшего уровня соответствующие указания относительно разработки проектов бюджетов. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов поселковых, сельских Советов народных депутатов, бюджетов районов и городов исполнительные органы местных Советов народных депутатов подают в исполнительные органы местных Советов народных депутатов высшего уровня, а в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов АРК, областей, городов Киева и Севастополя – Кабинету Министров Украины необходимые расчеты для обоснования нормативов отчислений от регулирующих доходов; размеров дотаций и субвенций; данные об изменениях состава объектов, которые подлежат бюджетному финансированию.
Анализ
выполнения бюджета осуществляют органы
системы Министерства финансов Украины
и органы Государственного казначейства
Украины на основании отчетности, которую
предоставляют организации, учреждения,
предприятия, исполнительные органы, относительно
зачисления доходов в бюджет, а также целевого
использования средств, выделенных из
бюджета.
Лекция №4. Бюджетное планирование в Украине на современном этапе.
4.1 Порядок и сроки составления, рассмотрения и утверждения государственного бюджета;
4.2 Закон Украины «о государственном бюджете Украины» на каждый год и его содержание;
4.3
Порядок и сроки
составления, рассмотрения
и утверждения местных
бюджетов.
Лекция №4. Бюджетное планирование в Украине на современном этапе.
4.1 Порядок и сроки составления, рассмотрения и утверждения государственного бюджета;
4.2 Закон Украины «о государственном бюджете Украины» на каждый год и его содержание;
4.3 Порядок и сроки составления, рассмотрения и утверждения местных бюджетов.
4.1 Порядок и сроки составления, рассмотрения и утверждения государственного бюджета;
Министерство финансов Украины при одобрении не позднее 1 июня после парламентских обсуждений в комитетах Верховной Рады Украины «Основных направлений бюджетной политики на плановый год», и на основании прогноза основных макропоказателей экономического и социального развития Украины на плановый год и финансовых возможностей государства до 1 июля текущего года (в котором осуществляется бюджетное планирование) составляет предыдущий проект бюджета Украины и согласовывает соответствующие прогнозные показатели с министерствами, ведомствами, с органами государственной исполнительной власти Украины.
Кабинет Министров направляет в ВРУ проект Основных направлений бюджетной политики на следующий год не позднее, чем за четыре рабочих дня до начала проведения парламентских слушаний по бюджету. Министерства, ведомства, органы государственной исполнительной власти в двухнедельный срок (до 15 июля) после получения показателей от Минфина подают последнему по установленным ими формам расчеты и соответствующие обоснования относительно размера финансирования затрат, которые предполагается осуществить в плановом году, в отдельности по хозяйству, которое находится в общегосударственной собственности, и по хозяйству, которое находится в собственности АРК, областей, городов Киева и Севастополя.
Министерство финансов Украины с участием представителей министерств, ведомств, органов государственной исполнительной власти до 1 августа рассматривают согласованные с ним предложения и замечания относительно проектированных показателей сведенного и Государственного бюджетов Украины на плановый год. На основании уточненных расчетов доходов и расходов Минфин составляет проект Государственного бюджета Украины и до 15 августа подает его на рассмотрение Кабинета Министров Украины, а по вопросам, не согласованных с министерствами, ведомствами, органами государственной исполнительной власти докладывает Кабмину. Кабмин на своем заседании рассматривает проект закона о Государственном бюджете Украины, принимает решения относительно проекта закона и до 1 сентября подает его Президенту Украины. Президент Украины рассматривает проект закона о Государственном бюджете Украины и в случае согласия с ним вносит его Верховной Раде Украины до 15 сентября. Если Президент Украины не подаст до 15 сентября проект закона о Государственном бюджете Украины, Верховная Рада Украины может рассмотреть вопрос относительно причин нарушения срока представления проекта и ответственности должностных лиц.
Ко всем показателям доходов и расходов государственного бюджета, указанных в проекте закона о Государственном бюджете Украины в отдельности прилагаются расчеты и обоснования с мест. Персональную ответственность за соблюдение этого правила несет Министр финансов Украины. К проекту закона также прилагаются информационные материалы.
С докладом о проекте бюджета выступает министр финансов или лицо, которое выполняет его обязанности. Депутаты обсуждают представленный проект, после чего он передается на рассмотрение постоянных комиссий (комитетов). Постоянные комиссии и депутаты на протяжении двух недель готовят и передают поправки к проекту бюджета в постоянную комиссию по вопросам бюджета.
Постоянная комиссия по вопросам бюджета рассматривает поправки и готовит доклад и таблицу о поддержанных поправках и перечне отклоненных поправок. Доклад председателя бюджетной комиссии заслушивается на заседании Верховной Рады. После чего и проводится первое чтение проекта закона о Государственном бюджете. В случае согласия, депутаты принимают постановление об одобрение выводов и предложений постоянной комиссии по вопросам бюджета.
Кабинет
Министров Украины в
После доработки проект бюджета на заседании Верховной Рады вновь представляет Министр финансов
. Проводится второе чтение. В процессе обсуждения принимают участие все депутаты. После обсуждения Верховная Рада принимает постановление о порядке введения в действие Закона о Государственном бюджете Украины. Проект указанного постановления разрабатывает и подает Кабмин для проведения второго чтение проекта закона.
Если Верховной Радой Украины закон не будет принят до 2 декабря, то принимается постановление о порядке финансирования текущих затрат на первый квартал планового года. Если Верховная Рада Украины не утвердит такое постановление к концу декабря, то автоматически продлевается действие закона о Государственном бюджете текущего года на следующий, кроме показателей относительно расходов развития.
Процедура бюджетного планирования в Украине представленная в табл. 3
Таблица №3
ПРОЦЕДУРА БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ
|
4.2. Закон Украины «О государственном бюджете Украины» на каждый последующий год и его содержание
Закон
о Государственном бюджете
• предельный размер дефицита Государственного бюджета и источника его покрытия;
• доходы Государственного бюджета соответственно бюджетной классификации;
• расходы Государственного бюджета соответственно бюджетной классификации;
• доходы и расходы целевых общегосударственных фондов, включенных в состав Государственного бюджета;
• суммы дотаций, субсидий, субвенций и размеры отчислений от регулирующих доходов в бюджеты АРК, областей, городов Киева и Севастополя;
• размер оборотной кассовой наличности Государственного бюджета Украины;
• суммы изъятия средств из местных бюджетов в пользу Государственного бюджета;
• решения относительно бюджетных ссуд;
• изменения, которые состоялись в налоговом законодательстве;
• другая информация.
4.3 Порядок и сроки составления, рассмотрения и утверждения местных бюджетов
Министерство финансов АРК составляет проект республиканского бюджета, областные и городские (города Киев и Севастополь) финансовые управления составляют соответствующие проекты областных и городских бюджетов на основании:
• прогнозных
показателей экономического и социального
развития административно-
• обоснованных показателей согласованных с вышестоящими органами: нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов, сумм дотаций и субвенций;
• материалов для подготовки проекта бюджета, предоставленных управлениями и отделами Минфина АРК, госадминистрации, исполнительными органами городских и районных Советов народных депутатов.
Составленный
проект бюджета Минфин АРК представляет
на рассмотрение Совету Министров АРК,
областные и городские (города Киев
и Севастополь) финансовые управления
– государственным