Лекции по "Бюджетному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:45, курс лекций

Описание работы

Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса
1.1. Сущность бюджетного менеджмента.
1.2. Система управления бюджетом.
1.3. Состав бюджетного менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций - бюджетный менеджмент.doc

— 556.00 Кб (Скачать)

.

3.3. Работа, которая предшествует  составлению проекта  бюджета государства 

Составлению проекта бюджета государства  предшествует большая подготовительная работа, которая включает в себя:

•  разработку основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на плановый год;

•  разработку и утверждение Постановления Верховной Рады Украины «Об основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный год»;

•  анализ выполнения бюджета за минувший год и ожидаемое выполнение бюджета в текущем году;

•  подготовку инструктивных писем об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий бюджетный год.

Основные  прогнозные макропоказатели экономического и социального развития разрабатываются до 1 июня года, который предшествует плановому Министерством экономики Украины с участием Минфина Украины, Национального банка Украины, Министерства статистики Украины, других министерств и ведомств. К основным прогнозным макропоказателям относят: объем валового внутреннего продукта и национального дохода; показатели сведенного баланса финансовых ресурсов; показатели баланса доходов и расходов население, платежного баланса, валютного плана; индексы изменений оптовых и розничных цен в сравнении с предыдущим годом; объем прибыли в целому и в разрезе административно-территориальных образований; показатели по фонду оплаты работы; объемы геологоразведочных и топографо-геодезических работ и поступлений средств в бюджет в порядке возмещения затрат на геологоразведочные работы; потребность в бюджетных ассигнованиях, связанных с осуществлением государственного регулирования цен на товары и услуги.

На основании  прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на плановый год правительство АРК, государственные администрации областей и (городов Киев и Севастополь) разрабатываются прогнозные показатели экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц, которые служат основой для составления проектов их бюджетов.

Кабинет Министров Украины доказывает к  Верховной Раде АРК, местных Советов  народных депутатов и их исполнительных органов инструктивные письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий бюджетный год. Органы исполнительной власти АРК, областей, мост Киева и Севастополя доказывают к местным Советам народных депутатов и их исполнительных органов низшего уровня соответствующие указания относительно разработки проектов бюджетов. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов поселковых, сельских Советов народных депутатов, бюджетов районов и городов исполнительные органы местных Советов народных депутатов подают в исполнительные органы местных Советов народных депутатов высшего уровня, а в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов АРК, областей, городов Киева и Севастополя – Кабинету Министров Украины необходимые расчеты для обоснования нормативов отчислений от регулирующих доходов; размеров дотаций и субвенций; данные об изменениях состава объектов, которые подлежат бюджетному финансированию.

Анализ  выполнения бюджета осуществляют органы системы Министерства финансов Украины  и органы Государственного казначейства Украины на основании отчетности, которую предоставляют организации, учреждения, предприятия, исполнительные органы, относительно зачисления доходов в бюджет, а также целевого использования средств, выделенных из бюджета. 

  Лекция  №4.         Бюджетное планирование в Украине на современном этапе.

4.1 Порядок и сроки  составления, рассмотрения  и утверждения  государственного  бюджета;

4.2 Закон Украины  «о государственном  бюджете Украины»  на каждый год  и его содержание;

4.3 Порядок и сроки  составления, рассмотрения и утверждения местных бюджетов. 
 
 

Лекция  №4. Бюджетное планирование в Украине на современном этапе.

4.1 Порядок и сроки  составления, рассмотрения  и утверждения  государственного  бюджета;

4.2 Закон Украины  «о государственном  бюджете Украины»  на каждый год и его содержание;

4.3 Порядок и сроки  составления, рассмотрения  и утверждения  местных бюджетов.

4.1 Порядок и сроки  составления, рассмотрения  и утверждения  государственного  бюджета;

Министерство  финансов Украины при одобрении  не позднее 1 июня после парламентских обсуждений в комитетах Верховной Рады Украины «Основных направлений бюджетной политики на плановый год», и на основании прогноза основных макропоказателей экономического и социального развития Украины на плановый год и финансовых возможностей государства до 1 июля текущего года (в котором осуществляется бюджетное планирование) составляет предыдущий проект бюджета Украины и согласовывает соответствующие прогнозные показатели с министерствами, ведомствами, с органами государственной исполнительной власти Украины.

Кабинет Министров направляет в ВРУ проект Основных направлений бюджетной  политики на следующий год не позднее, чем за четыре рабочих дня до начала проведения парламентских слушаний по бюджету. Министерства, ведомства, органы государственной исполнительной власти в двухнедельный срок (до 15 июля) после получения показателей от Минфина подают последнему по установленным ими формам расчеты и соответствующие обоснования относительно размера финансирования затрат, которые предполагается осуществить в плановом году, в отдельности по хозяйству, которое находится в общегосударственной собственности, и по хозяйству, которое находится в собственности АРК, областей, городов Киева и Севастополя.

Министерство  финансов Украины с участием представителей министерств, ведомств, органов государственной исполнительной власти до 1 августа рассматривают согласованные с ним предложения и замечания относительно проектированных показателей сведенного и Государственного бюджетов Украины на плановый год. На основании уточненных расчетов доходов и расходов Минфин составляет проект Государственного бюджета Украины и до 15 августа подает его на рассмотрение Кабинета Министров Украины, а по вопросам, не согласованных с министерствами, ведомствами, органами государственной исполнительной власти докладывает Кабмину. Кабмин на своем заседании рассматривает проект закона о Государственном бюджете Украины, принимает решения относительно проекта закона и до 1 сентября подает его Президенту Украины. Президент Украины рассматривает проект закона о Государственном бюджете Украины и в случае согласия с ним вносит его Верховной Раде Украины до 15 сентября. Если Президент Украины не подаст до 15 сентября проект закона о Государственном бюджете Украины, Верховная Рада Украины может рассмотреть вопрос относительно причин нарушения срока представления проекта и ответственности должностных лиц.

Ко всем показателям доходов и расходов государственного бюджета, указанных  в проекте закона о Государственном  бюджете Украины в отдельности  прилагаются расчеты и обоснования с мест. Персональную ответственность за соблюдение этого правила несет Министр финансов Украины. К проекту закона также прилагаются информационные материалы.

С докладом о проекте бюджета выступает  министр финансов или лицо, которое  выполняет его обязанности. Депутаты обсуждают представленный проект, после чего он передается на рассмотрение постоянных комиссий (комитетов). Постоянные комиссии и депутаты на протяжении двух недель готовят и передают поправки к проекту бюджета в постоянную комиссию по вопросам бюджета.

Постоянная  комиссия по вопросам бюджета рассматривает  поправки и готовит доклад и таблицу  о поддержанных поправках и перечне  отклоненных поправок. Доклад председателя бюджетной комиссии заслушивается  на заседании Верховной Рады. После чего и проводится первое чтение проекта закона о Государственном бюджете. В случае согласия, депутаты принимают постановление об одобрение выводов и предложений постоянной комиссии по вопросам бюджета.

Кабинет Министров Украины в двухнедельный  срок дорабатывает проект бюджета и передает его для второго чтения на Верховной Раде.

После доработки проект бюджета на заседании  Верховной Рады вновь представляет Министр финансов

. Проводится второе чтение. В процессе обсуждения принимают участие все депутаты. После обсуждения Верховная Рада принимает постановление о порядке введения в действие Закона о Государственном бюджете Украины. Проект указанного постановления разрабатывает и подает Кабмин для проведения второго чтение проекта закона.

Если  Верховной Радой Украины закон не будет принят до 2 декабря, то принимается постановление о порядке финансирования текущих затрат на первый квартал планового года. Если Верховная Рада Украины не утвердит такое постановление к концу декабря, то автоматически продлевается действие закона о Государственном бюджете текущего года на следующий, кроме показателей относительно расходов развития.

Процедура бюджетного планирования в Украине  представленная в табл. 3

 

Таблица №3

ПРОЦЕДУРА БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ

Перечень документов и информации, необходимых для составления, рассмотрения и утверждения бюджета Какие государственные  органы и ком передают информацию Установленные сроки
1. Основные  прогнозные макропоказатели экономического  и социального развития Украины.

Прогнозные показатели экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц

Министерство  экономики Украины, Министерство финансов Украины, Национальный банк Украины, министерства и ведомства

Местные Совета народных депутатов и их исполнительные органы.

до 1 июня
2. Бюджетная  резолюция («Основные направления  бюджетной политики на следующий  бюджетный год» – постановление)  Верховная Рада Украины Президент Кабинет  Министров Украины Министерство финансов Украины  до 15 июня
3. Правила оформления проекта закона  о Государственном бюджете Украины  Верховная Рада Украины Кабинет Министров Украины  Министерство финансов июнь 
4. Инструктивные письма об особенностях  составления расчетов к проектам  бюджетов на следующий бюджетный год Кабинет Министров  Украины и Министерство финансов Украины. Местные Совета народных депутатов  и их исполнительные органы июнь 
5. Расчеты для обоснования нормативов  отчислений от регулирующих доходов,  размеров дотаций Данные об  изменениях состава объектов, которые подлежат бюджетному финансированию Местные Совета народных депутатов и их исполнительные органы Кабинет Министров Украины  Министерство финансов Украины  июнь 
6. Прогнозные показатели предыдущего  проекта Сведенного и Государственного  бюджетов Украины: • размеры дотаций и субвенций, которые предполагается предоставить из Государственного бюджета Украины, их целевое назначение; • перечень расходов, которые предполагается передать из Государственного бюджета Украины на финансирование бюджетов АРК, областей, мост Киева и Севастополя Министерство  финансов Украины министерства, ведомства, другие органы государственной исполнительной власти до 1 июля
7. Предложения и замечания относительно  проектированных показателей Сведенного  и Государственного бюджетов Украины на плановый год министерства, ведомства, другие органы государственной  исполнительной власти Министерство финансов Украины  до 15 июля
8. Рассмотрение предложений и замечаний  относительно проектированных показателей  Сведенного и Государственного бюджетов Украины на плановый год Министерство  финансов Украины с участием представителей соответствующих министерств и  ведомств, других органов государственной  испол. власти до 1 августа 
9. Проект закона о Государственном  бюджете Украины; предложения относительно нормативов отчислений от общегосударственных налогов, Собрание и других обязательных платежей к бюджетам АРК. областей, мост Киева и Севастополя Министерство  финансов Украины Кабинет Министров  Украины  ДО 1 5 августа 
Перечень документов и информации, необходимых для составления, рассмотрения и утверждения бюджета Какие государственные  органы и ком передают информацию Установленные сроки 
10. Проект закона о Государственном  бюджете Украины; предложения  относительно нормативов отчислений от общегосударственных налогов, Собрание и других обязательных платежей к бюджетам АРК, областей, мост Киева и Севастополя Кабинет Министров  Украины

Президент Украины 

до 1 сентября
11. Проект закона о Государственном  бюджете Украины; предложения относительно нормативов отчислений от общегосударственных налогов, Собрание и других обязательных платежей к бюджетам АРК, областей, мост Киева и Севастополя Президент Украины, Верховная Рада Украины  до 15 сентября
12. Проект закона о Государственном бюджете Украины. Выводы и замечания постоянных комиссий при Верховной Раде Украины Постоянные  комиссии при Верховной Раде Украины  Сессия Верховной Рады Украины  Сентябрь –  декабрь 
13. Проект закона о Государственном  бюджете Украины.  Сессия Верховной Рады Украины ДО 2 декабря  до 30 декабря 
       

4.2. Закон Украины  «О государственном бюджете Украины» на каждый последующий год и его содержание

Закон о Государственном бюджете Украины  принимается ежегодно и действует  на протяжении бюджетного года. В нем находят отображения такие данные как:

•  предельный размер дефицита Государственного бюджета и источника его покрытия;

•  доходы Государственного бюджета соответственно бюджетной классификации;

•  расходы Государственного бюджета соответственно бюджетной классификации;

•  доходы и расходы целевых общегосударственных фондов, включенных в состав Государственного бюджета;

•  суммы дотаций, субсидий, субвенций и размеры отчислений от регулирующих доходов в бюджеты АРК, областей, городов Киева и Севастополя;

•  размер оборотной кассовой наличности Государственного бюджета Украины;

•  суммы изъятия средств из местных бюджетов в пользу Государственного бюджета;

•  решения относительно бюджетных ссуд;

•  изменения, которые состоялись в налоговом законодательстве;

•  другая информация.

4.3 Порядок и сроки  составления, рассмотрения  и утверждения  местных бюджетов 

Министерство  финансов АРК составляет проект республиканского бюджета, областные и городские (города Киев и Севастополь) финансовые управления составляют соответствующие проекты областных и городских бюджетов на основании:

•  прогнозных показателей экономического и социального развития административно-территориальных единиц;

•  обоснованных показателей согласованных с вышестоящими органами: нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов, сумм дотаций и субвенций;

•  материалов для подготовки проекта бюджета, предоставленных управлениями и отделами Минфина АРК, госадминистрации, исполнительными органами городских и районных Советов народных депутатов.

Составленный  проект бюджета Минфин АРК представляет на рассмотрение Совету Министров АРК, областные и городские (города Киев и Севастополь) финансовые управления – государственным администрациям. В случае согласия до 10 декабря Совет  Министров АРК передает его Верховной Раде АРК, областные и городские государственные администрации– соответствующим Советам народных депутатов.

Информация о работе Лекции по "Бюджетному менеджменту"