Лекции по "Бюджетному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:45, курс лекций

Описание работы

Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса
1.1. Сущность бюджетного менеджмента.
1.2. Система управления бюджетом.
1.3. Состав бюджетного менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций - бюджетный менеджмент.doc

— 556.00 Кб (Скачать)

После Указа Президента Украины от 22 августа 1996 года № 760 «Об образование Государственной  налоговой администрации Украины  и местных государственных налоговых  администраций» статус Государственной налоговой службы изменяется. В соответствии с Указом на базе органов Государственной налоговой инспекции была образованна Государственная налоговая администрация, ее статус был определен как орган центральной исполнительной власти. Председатель этого органа по должности стал министром. Указ установил, что к правовому статуса государственной налоговой администраций добавляются функции и полномочия государственных налоговых инспекций, предусмотренных Законом Украины

«О Государственной  налоговой службе в Украине» и другими актами законодательства.

Структура налоговой администрации стала  такой:

Высшее  звено – Государственная налоговая  администрация Украины;

Среднее звено – государственные налоговые  администрации в Автономной Республике Крым, областях и городах с районным делением;

Базовое звено – государственные налоговые  инспекции в районах, районах  в городах и городах без  районного деления.

Общими  задачами Государственной налоговой  администрации Украины стала  организация работы государственных  налоговых администраций и инспекций, контроль за их деятельностью, а также организация методически-инструктивного обеспечения налоговой работы в стране.

На среднее  звено, то есть на государственные налоговые  администрации в Автономной Республике Крым, областях и городах с районным делением, были возложены выполнение главным образом информационно-консультативных функций, а также координация робот, контроль, принятия и систематизация отчетности подчиненных государственных налоговых администраций. Кроме того, государственным налоговым администрациям среднего звена было дано право в полном объеме вести непосредственный контроль ограниченного круга плательщиков.

На базовое  звено, то есть на государственные налоговые  инспекции в районах, районах  в городах и городах без  районного деления была возложена главная задача, которая состояла в непосредственном контроле над доходами налогоплательщиков относительно полноты и своевременности расчетов их с бюджетом. Выполнения данной задачи реализуется через проведение налоговыми инспекциями большого объема работы: проверок законности валютных операций, правильности ведения расчетно-кассовой документации, ведения учета векселей в уплату ввозной и вывозной таможенной пошлины, реализация марок акцизного сбора и расширенный перечень других задач. Кроме того, на базовое звено налоговой администрации была возложена задача непосредственного ведения оперативно-бухгалтерского учета поступлений в бюджет сумм налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, в системе государственных  органов, которые принимают участие. В обеспечении бюджетного процесса, на Государственную налоговую администрацию Украины в целому возложена задача относительно осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью поступления в бюджеты всех уровней налогов, налоговых платежей и неналоговых доходов.

2.4.Основные  задачи счетной  палаты Украины: её функции и структура.

К органам, которые обеспечивают бюджетный  процесс, относится и Счетная  палата Украины - вышестоящий орган государственного финансово-экономического контроля, который подчиняется только Верховной Раде Украины (ст. 1 Закона Украины «О Счетной палате Верховной Рады Украины» от 11 июля 1996 года). Она осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от любых других органов государства.

Соответственно  указанному закону Счетная палата выполняет  следующие функции:

1) Контролирует  выполнения законов Украины и  постановлений, принятых Верховной  Радой Украины.

2) Осуществляет  контроль за выполнением Государственного бюджета Украины по доходам и расходам, расходами по обслуживанию внутреннего и внешнего долга Украины.

3) Контролирует  расходования средств общегосударственных  целевых фондов и средств внебюджетных  фондов.

4) Контролирует  деятельность Государственного казначейства Украины по вопросу эффективного управления средствам Государственного бюджета, прохождения бюджетных средств и средств внебюджетных фондов в Национальном банке и других банковских учреждениях.

5) Проводит  предыдущий анализ отчетов Антимонопольного комитета Украины относительно осуществления ими государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, отчетов Фонда госимущества Украины относительно эффективного управления государственным имуществом.

6) Проверяет целевое использование средств, выделенных из бюджета на содержание Верховной Рады Украины и его аппарата, служб Президента, аппарата Кабинета Министров Украины, других исполнительных органов, и государственными учреждениями и организациями, которые действуют за границей и на территории Украины.

7) Осуществляет  связь с контрольными органами  иностранных государств и соответствующими  международными организациями, составляет  с ними соглашения о сотрудничестве.

Счетная палата как орган контроля, образованный при высшем законодательном органе Украины, осуществляет контроль за деятельностью органов, которые обеспечивают осуществление бюджетного процесса в части его выполнения (на четвертой стадии). А именно: деятельность органов системы Минфина Украины, Государственного казначейства, Контрольно-ревизионной службы, Налоговой администрации. Счетная палата также осуществляет анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе, готовит и вносит предложения в Верховную Раду Украины относительно их устранения, а также участвует в совершенствовании бюджетного законодательства. Счетная палата является исполнительным органом при высшем законодательном органе государства. Деятельность Счетной палаты до 23 декабря 1997 года осуществлялось в соответствии с Законом «О Счетной палате Верховной Рады Украины» от 11 июля 1996 года. С 23 декабря 1997 года в связи с решением Конституционного Суда Украины деятельность Счетной палаты осуществляется в соответствии с названным Законом за исключением положений, которые изъяты Конституционным судом Украины. Для реализации задач, которые стоят перед Счетной палатой Украины, постановлением коллегии от 2 февраля 1998 года были созданные департаменты Счетной палаты по таким направлениями деятельности:

•  контроль расходов на государственное управление и национальную безопасность;

•  контроль расходов на экономическую деятельность государства;

•  контроль использования средств государственных целевых и внебюджетных фондов;

•  контроль расходов социального направления;

•  контроль и анализ бюджетного процесса;

•  контроль и анализ расходов бюджетов;

•  контроль банковских и межгосударственных финансово-экономических операций;

•  контроль департамента правового обеспечения деятельности Счетной палаты.

Лекция  №3.

Бюджетный процесс и бюджетный  регламент.

3.1. Содержание и структура  бюджетного процесса.

3.2. Бюджетный регламент.

3.3. Работа, предшествующая составлению проекта бюджета государства. 
 

 

Лекция  №3.

Бюджетный процесс и бюджетный  регламент.

3.1. Содержание и структура  бюджетного процесса.

3.2. Бюджетный регламент.

3.3. Работа, которая предшествует  составлению проекта  бюджета государства.

3.1. Содержание и структура  бюджетного процесса 

Организация бюджетного процесса в Украине осуществляется в соответствии с «Бюджетным кодексом Украины», который принят Верховной Радой Украины 21 июля 2001года №2542 /!!!

Этим  Кодексом определяются основы бюджетной  системы Украины, её структура, принципы, правовые основы функционирования, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений и ответственность  за нарушение бюджетного законодательства. Дается следующее определение бюджетного процесса: «Бюджетный процесс - это регламентированный законодательством порядок составления, рассмотрения, утверждения бюджетов, их выполнение и контроль за их выполнением, утверждения отчетов о выполнении бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины».

В современной  экономической литературе существует единая точка зрения относительно определения  содержания бюджетного процесса –  это процесс составления, рассмотрения, утверждения и выполнения бюджетов всех уровней.

Определения бюджетного процесса в украинском законодательстве дается более расширенным, поскольку  процедура бюджетного процесса начинается с составления бюджета и заканчивается  утверждением отчетов об их выполнении.

Все стадии бюджетного процесса повторяются систематически, ежегодно. В этом воплощается принцип  ежегодности бюджета. Бюджет составляется и утверждается на год, который имеет  название бюджетного года, или бюджетного периода. В Украине он совпадает  с календарным годом: с 1 января по 31 декабря.

Во Франции, Бельгии, Швейцарии бюджетный год  также совпадает с календарным. Но следует отметить, что не во всех странах этот период совпадает с  началом года. Так, в Великобритании, Канаде, Японии он начинается с 1 апреля, в Италии – с 1 июля, в США - с 1 октября.

Первые  три стадии в структуре бюджетного процесса, а именно: составления, рассмотрение и утверждения составляют бюджетное  планирование.

Бюджетное планирование представляет собой комплекс организационно-технических, методических и методологических мероприятий определения доходов и расходов бюджетов в ходе их составления, рассмотрения и утверждения.

Бюджетное планирование базируется на задачах, которые  стоят перед органами, на которые  возложены функция составления проекта бюджета, а это:

• определение  реальной величины доходов, которые  необходимо мобилизовать в следующем  бюджетном периоде;

• обоснованность и определение размеров бюджетных  расходов по каждому направлению;

• сбалансированность бюджета.

Принципы  бюджетного планирования большей частью определяются принципами построения бюджетной системы.

Первый  принцип бюджетного планирования в Украине определяется принципами самостоятельности и единства в построении бюджетной системы. При наличии двух указанных принципов бюджетное планирование базируется по следующей схеме:

Второй  принцип бюджетного планирования – принцип составления бюджета с учётом достижений экономической мысли. Это означает, что все расчеты доходов, нормативов расходов по текущему бюджету, направления инвестиций по бюджету развития, должны иметь соответствующие научные обоснования

3.2 Бюджетный регламент 

Бюджетный процесс должен регламентироваться бюджетным регламентом.

Бюджетный регламент – документ, в котором  определяются порядок и сроки  составления, рассмотрения и утверждения бюджета, а также организация его выполнение.

Бюджетный регламент:

•  определяет четкое размежевание функций между органами государственной власти и государственного управления;

•  устанавливает всю документацию, которая используется в бюджетном процессе;

•  определяет особый порядок выполнения бюджета в случае его несвоевременного утверждения;

•  определяет ответственность органов за нарушение бюджетного регламента:

а) исполнительной власти – за некачественный проект бюджета и несвоевременно представленный;

б) законодательной  власти – за нарушение установленных  сроков рассмотрения и утверждения  бюджета;

в) Министерства финансов – за не целевое использование  бюджетных средств.

Наличие утвержденного бюджетного регламента в государстве – наиболее актуальная задача для организации бюджетного процесса

Информация о работе Лекции по "Бюджетному менеджменту"