Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:45, курс лекций
Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса
1.1. Сущность бюджетного менеджмента.
1.2. Система управления бюджетом.
1.3. Состав бюджетного менеджмента.
В состав финансового управления входят:
1. Администрация (начальник и заместители).
2. Бюджетный отдел.
3. Главная бухгалтерия.
4. Отдел финансов здравоохранения.
5. Отдел
финансов образования и
6. Отдел финансов местного хозяйства.
7. Отдел
финансирования социальной
8. Отдел доходов, ценных бумаг, приватизации и финансовых рынков.
9. Отдел
финансов капитального
10. Отдел
финансирования местных
11. Отдел кадров.
12. Отдел
разработки и внедрения
13. Общий отдел.
Указанные функции и структура сохраняются и в финансовых управлениях Киевской и Севастопольской государственных администраций.
Третьей составной в системе органов Министерства финансов Украины выступают городские, районные, районные в городах финансовые отделы. Финансовые отделы обеспечивают воплощение у жизни государственной финансовой политики на соответствующей территории, анализируют показатели развития экономики города, района, осуществляют мероприятия по оздоровлению финансового состояния областей местного хозяйства и увеличению доходов бюджета.
Городской,
районный финансовый отдел возглавляет
заведующий, который соответственно
законодательству Украины назначается
вышестоящим финансовым органом
по представлению финансового
При Министерстве финансов Украины действуют организации, которые входят в состав финансовых органов Украины. К ним относятся:
• Государственная контрольно-ревизионная служба Украины;
• Государственное казначейство Украины.
Главными задачами Государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждений, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средств из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, а также разработка предложений относительно устранения выявленных недостатков и нарушений и предотвращения их в дальнейшем.
Государственная контрольно-ревизионная служба действует при Министерстве финансов Украины и ему подчиняется. Состоит Государственная контрольно-ревизионная служба из Главного контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах. Все местные подразделы Государственной контрольно-ревизионной службы по вертикали подчиняются Главному контрольно-ревизионному управлению Украины, а по горизонтали взаимодействуют и координируют свою деятельность с местными Советами, госадминистрациями и исполкомами местных Советов, финансовыми органами, Государственной налоговой службой, другими контролирующими органами, органами прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности.
Создания Государственного казначейства Украины было начато в апреле 1995 года после выхода Указа Президента Украины «О Государственном казначействе Украины» от 27 апреля и 1995 года. На основании данного Указа Государственное казначейство образовано с целью обеспечения эффективного управления средствам Государственного бюджета Украины и повышение оперативности в финансировании расходов в границах имеющихся объемов финансовых ресурсов. Этим же Указом было утверждено и конкретные задачи Государственного казначейства, а также даны поручения Кабинета Министров Украины разработать соответствующее положение про Государственное казначейство. Такое положение было утверждено 31 июля 1995 года Постановлением Кабинета Министров № 590 «Вопрос Государственного казначейства». В этом постановлении и «Положении про Государственное казначейство» определены правовые основы деятельности Госказначейства в контексте его подчиненности, структура, права, обязанности и ответственность, предельная численность работников, а также утверждены конкретные функции Государственного казначейства Украины.
В соответствии с вышеупомянутым положением Государственное казначейство представляет собой систему органов исполнительной государственной власти и действует при Министерстве финансов. Государственное казначейство состоит из Главного управления (высшее звено) и его территориальных органов – управлений Государственного казначейства в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (среднее звено) с отделениями в районах, городах и районах в городах (базовое звено). Главное управление Государственного казначейства (с 2000 г. Государственное казначейство Украины) было образовано на базе Управления выполнения государственного бюджета и Главного управления обслуживания государственного внешнего долга центрального аппарата Минфина Украины (указанные управления были ликвидированы в составе центрального аппарата Минфина). Территориальные органы Государственного казначейства (управления, отделы) были образованы на базы секторов выполнения Государственного бюджета Украины, которые действовали в составе главных бухгалтерий Минфина Автономной Республики Крым и финансовых управлений, а также групп выполнения Государственного бюджета Украины – в составе бухгалтерий районных и городских финансовых отделов.
На высшее звено органов казначейства возложены функции организации выполнения Государственного бюджета и осуществления контроля за этим процессом, осуществления финансирования расходов Государственного бюджета, ведения учета кассового выполнения Государственного бюджета, составления отчетности о состоянии выполнения Государственного и сводного бюджетов, регулирования финансовых взаимоотношений между Государственным бюджетом и общегосударственными (внебюджетными) целевыми фондами, организациями и осуществления контроля за поступлением, движением и использованием средств этих фондов, Казначейство также разрабатывает и утверждает нормативно-методические и инструктивные документы по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации выполнения бюджетов всех уровней, организовывает работу территориальных органов Государственного казначейства.
Основной задачей среднего звена Государственного казначейства является организация работы отделений Государственного казначейства в районах, городах и районах в городах, организация и осуществления выполнения Государственного бюджета, ведения учета движения средств Государственного бюджета на счет Государственного казначейства.
На базовое звено, отделения Государственного казначейства в районах, городах, районах в городах возложены функции, которые можно сгруппировать по трём направлениям:
Первое направление это организация и осуществление выполнения Государственного бюджета по расходам, в этом случае Казначейства:
• обеспечивают, согласно установленным размерам ассигнования, целевое финансирование расходов;
• ведут учет распорядителей средств, которые находятся на данной территории;
• распределяют и пересчитывают местным бюджетам полагающиеся им суммы средств от отчислений общегосударственных налогов и сборов
• ведут бухгалтерский учет расходов по счетам отделений Госказначейства;
• осуществляют сбор сведений и представление вышестоящим органам казначейства отчетности о состоянии выполнения показателей Госбюджета соответствующим регионам.
Второе направление это организация и осуществление выполнения Государственного бюджета по доходам, в этом случае Казначейства:
• осуществляют по представлению Государственных налоговых инспекций возврат за счет Госбюджета излишне уплаченных или взысканных платежей;
• ведут бухгалтерский учет доходов по счетам отделений Госказначейства;
• передают налоговым инспекциям документы о взыскание в бесспорном порядке в Государственный бюджет штрафов за нарушение порядка прохождения и выполнения платежных поручений по доходам;
• осуществляют сбор сведений и представляют вышестоящим органам казначейства отчет о состоянии выполнения показателей Госбюджета соответствующими районами.
Третье направление это: осуществление контроля за поступлением, движением и использованием государственных внебюджетных фондов Главным управлением Государственного казначейства.
Итак, главной
задачей органов
На практике
данная задача решается в форме обеспечения
и постоянного контроля движения
бюджетных средств начиная от
поступления средств в бюджет,
распределения его между
Рис. 4. Структура управлений Госказначейства в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе
Рис. 5. Структура отделений Госказначейства в районах, городах и районах в городах
В 1990 году была созданная Государственная налоговая служба. В то время Государственная налоговая служба в Украине как система специальных государственных органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства начала формироваться как составная часть государственной налоговой службы Советского Союза, в состав которого входила тогда Украина, а тогда республиканская налоговая служба еще не представляла собой специальный налоговый орган независимого государства.
Первые
шаги по созданию собственной системы
специальных государственных
Дальнейшие изменения рыночной экономики, которые происходили в обществе, развитие налоговой, бюджетной и финансово-кредитной систем в целому поставили государство перед необходимостью усовершенствовать работу и государственной налоговой службы. С этой целью в декабре 1993 года Верховной Радой Украины была принята новая редакция Закона Украины «Про Государственную налоговую службу в Украине», который определил статус Государственной налоговой службы в Украине, ее функции, структуру, а также правовые основы деятельности, и закрепил за ней широкий перечень прав и полномочий.