Заболевания с трансмиссивным механизмом передачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:01, реферат

Описание работы

Человек живет в постоянном общении с окружающей средой. Взаимоотношения эти сложны, многогранны. При этом ему приходится испытывать агрессию не только со стороны «простых невидимок» – бактерий, вирусов, простейших, но и более сложных организмов – членистоногих. Для многих членистоногих (комаров, мошек, москитов, клещей и др.) человек является источником пита¬тельных веществ. Но этим не ограничиваются отношения между че-ловеком и кровососущими членистоногими. Дело в том, что в орга¬низме человека сохраняются и размножаются многие патогенные микроорганизмы (вирусы, риккетсии, простейшие и др.), передава¬емые ему насекомыми во время своего «процесса насыщения».

Работа содержит 1 файл

Заболевания с трансмиссивным механизмом передачи.doc

— 540.00 Кб (Скачать)

РСК получила широкое  распространение из–за простоты постановки и дешевизны метода. Но комплементсвязывающие антитела чаще всего обнаруживаются в диагностических титрах лишь на 2– 3–й неделе болезни (не ранее 7–го дня), максимальные титры РСК определяются на 3–6–й неделе, значительно снижаясь через полгода. Через 2 года РСК становится отрицательной. К тому же РСК часто дает ложноположительные результаты в районах циркуляции нескольких флавивирусов.

РТГА – более ранний метод диагностики клещевого энцефалита по сравнению с РСК и РН. Антитела, выявляемые в РТГА, появляются в крови больных уже на 4–5–й день болезни, а в случаях с продолжительным инкубационным периодом – даже с первых дней болезни. Максимальные титры РТГА обычно выявляются на 2–3–й неделе болезни, но иногда – лишь на 6–7–й неделе. Антигемагглю–тинины циркулируют в крови переболевших клещевым энцефалитом несколько лет. Поэтому для подтверждения диагноза необходимо получить либо 4–кратное нарастание титров антител в РТГА, либо подтвердить в первой сыворотке наличие IgM, выявляемых в той же реакции. РТГА уступает РН, РСК и тем более ИФА в чувствительности, так как дает большое число перекрестных реакций с другими флави–вирусами.

Дифференциальный  диагноз

Сыпной  тиф и клещевой энцефалит имеют такие общие черты, как внезапное начало, гиперемия кожи, лихорадка, упорная головная боль нередко с нарушением сознания, умеренный лейкоцитоз.

Отличия сыпного тифа:

–  более длительная (до 2 нед) одноволновая лихорадка;

–  наличие петехиальной сыпи с 4–5–го дня болезни;

–  закономерно выявляющееся поражение сердца;

–  закономерный гепатолиенальный синдром.

При появлении признаков  энцефалита у больных сыпным тифом  от клещевого энцефалита (менингеальных  и очаговых форм) его отличают отсутствие вялых стойких параличей, обратимый характер поражений ЦНС, нередкие психозы с устрашающими галлюцинациями.

Клещевой  боррелиоз (болезнь Лайма) и клещевой энцефалит помимо общих регионов распространения их переносчиков и весенне–летней сезонности имеют и такие сходные клинические симптомы в ранний (начальный) период, как повышение температуры тела, головная боль, кратковременность лихорадки, миалгии, а в разгар болезни – нейтрофильный лейкоцитоз и увеличенная СОЭ.

Однако болезнь Лайма  отличается:

–  подострым началом;

–  наличием первичного аффекта в месте укуса клеща;

– наличием регионарного лимфаденита, а при генерализованных формах – и генерализованной лимфаденопатии;

–  нередким появлением вторичных эритем, крапивницы, сыпи на лице, преходящих кольцевидных мелких высыпаний;

–  наличием артралгий, артритов, поражением глаз, сердца (при генерализованных формах);

–  иногда наличием боли в горле, сухого кашля, отека яичек;

–  значительным увеличением СОЭ в период разгара;

–  наличием выраженного клинического эффекта от применения антибиотиков типа тетрациклина, пенициллина, левомицетина.

Особую сложность для диагностики представляют случаи одновременного заражения клещевым энцефалитом и болезнью Лайма, участившиеся в странах Европы.

Клещевой возвратный тиф и клещевой энцефалит помимо общих путей передачи, сезонности, эндемичности в начальный период болезни могут иметь такие общие симптомы, как острое, с ознобом повышение температуры тела, выраженная интоксикация, головная боль, гиперемия лица, инъекция сосудов склер и конъюнктивы, наличие второй волны лихорадки, умеренный нейтрофильный лейкоцитоз, умеренно увеличенная СОЭ. Дополнительную трудность для диагностики может создавать наличие у больных клещевым энцефалитом, заразившихся алиментарным путем, увеличенных печени и селезенки.

Однако клещевой возвратный тиф отличается:

–  появлением в месте укуса клеща первичного аффекта, сочетающегося с сильным местным кожным зудом;

–  наличием артралгий, закономерного гепатолиенального синдрома;

–  множественными лихорадочными приступами, каждый из которых заканчивается обильным потоотделением;

–  гипохромной анемией и резко увеличенной СОЭ;

–  быстрым положительным эффектом от применения антибиотиков типа пенициллина, цефалоспоринов, тетрациклинов.

Геморрагическая лихорадка Конго–Крым и клещевой энцефалит имеют общую эндемичность, сезонность, указание на укус клеща в анамнезе, а в начальный период болезни такие сходные симптомы, как острое, внезапное начало с быстрым повышением температуры и развитием других симптомов общей интоксикации (сильная головная боль и боль в мышцах), гиперемия лица, инъекция сосудов склер и конъюнктивы.

В период разгара дифференциальную диагностику могут затруднять сходная продолжительность лихорадки и ее двухволновой характер, возможный при обоих заболеваниях.

Однако уже с 3–4–го дня болезни геморрагическая лихорадка Конго–крымская отличается:

–  появлением после кратковременного снижения температуры до субфебрильной геморрагического синдрома в виде мелкоточечной геморрагической сыпи на коже и слизистых оболочках, гематом в местах инъекций, носовых, кишечных кровотечений;

–  появлением на фоне геморрагического синдрома бледности, одутловатости лица, цианоза губ, акроцианоза;

–  наличием боли в животе, расстройством стула;

–  значительным увеличением и болезненностью печени;

–  брадикардией в начальный период;

–   развитием олигурии и почечной недостаточности у части больных;

– лейкопенией.

Марсельская лихорадка и клещевой энцефалит имеют, общую сезонность, передаются при укусе клеща, нередко совпадают районы их распространения, а начальный период характеризуется такими общими симптомами, как острое, внезапное начало (повышение температуры, миалгия, головная боль и другие симптомы выраженной интоксикации), гиперемия лица, инъекция сосудов склер и конъюнктивы, умеренный нейтрофильный лейкоцитоз, умеренно увеличенная СОЭ.

Однако еще в начальный период марсельская лихорадка отличается тем, что:

–  заболевают преимущественно владельцы собак;

– в месте укуса клеща еще до развития других симптомов болезни появляется первичный аффект;

–  выраженный регионарный лимфаденит выявляется даже при незаметном первичном аффекте;

–  на 2–4–е сутки болезни появляется экзантема в виде пятен и папул, на месте которых образуются затем везикулы, а в дальнейшем – пигментация;

–  в моче могут обнаруживаться белок, кровяные цилиндры; возможна азотемия;

–  применение антибиотиков типа доксициклина, левомицетина дает положительный эффект.

Везикулезный  риккетсиоз и клещевой энцефалит имеют общую сезонность, связь с укусами клещей, частое совпадение районов распространения, общие в начальный период симптомы (острое, внезапное начало, быстрое повышение температуры тела до высоких цифр, длительность лихорадки, выраженная общая интоксикация, головная боль, гиперемия лица).

Однако везикулезный риккетсиоз отличает:

– наличие первичного аффекта в месте укуса клеща и регионарного лимфаденита;

–  появление со 2–4–го дня болезни характерной экзантемы в виде пятен и папул, на месте которых затем возникают везикулы;

–  лейкопения с относительным лимфомоноцитозом.

Бабезиоз, как и клещевой энцефалит, включают в группу заболеваний, передающихся клещами (Tick–byte diseases) и требующих дифференциальной диагностики друг с другом из–за общности переносчиков, сезонности, зон распространения и клинических симптомов начального периода (острое начало, быстрое повышение температуры тела, головная боль, интоксикация, кратковременная лихорадка).

Бабезиоз отличается:

–  преимущественным развитием болезни у лиц с иммунодефи–цитами, особенно при СПИДе;

–  появлением с 3–4–го дня болезни на фоне нарастающей интоксикации профузного пота;

–   бледностью кожных покровов с появлением на этом фоне желтухи вследствие развития гемолитической анемии;

–  закономерным увеличением печени и селезенки;

–  нарастанием с 6–7–го дня болезни явлений острой почечной недостаточности с гемоглобинурией, гематурией;

–  повышением содержания непрямого билирубина в крови, прогрессирующей анемией, повышением уровня мочевины, креатини–на в сыворотке крови.

Лептоспироз не связывают с клещами, но он имеет общие с клещевым энцефалитом природные очаги, сезонность и симптомы начального периода – острое, внезапное начало с быстрым повышением температуры тела, достигающей максимума на 2–е–3–й сутки болезни, головная боль, гиперемия кожи, инъекция сосудов склер и конъюнктивы, нейтрофильный лейкоцитоз с лимфопенией, гипо–или анэозинофилия, тромбоцитопения, увеличение СОЭ.

Лептоспироз отличается:

–  наличием сильной боли в мышцах, особенно икроножных;

–  закономерным увеличением печени и селезенки;

–  признаками поражения почек с первых дней болезни, вплоть до развития ОПН;

–  частым развитием геморрагических проявлений (кровотечения, кровоизлияния, геморрагии на фоне ДВС–синдрома);

–  развитием паренхиматозной и гемолитической желтухи (при желтушных формах);

–  значительным лейкоцитозом с резким сдвигом влево и значительно увеличенной СОЭ с первых дней болезни;

–  повышением уровня мочевины, креатинина сыворотки крови, прогрессирующей анемией;

–  повышением уровня билирубина (при желтушных формах);

–  не характерно наличие второй волны лихорадки.

Сложнее дифференцировать некоторые варианты течения энте–ровирусных заболеваний с лихорадочной формой клещевого энцефалита, особенно при двухволновом варианте течения последнего из–за наличия таких общих симптомов, как возникновение вспышек заболеваний в конце лета – начале осени, острое начало с внезапного повышения температуры, выраженная интоксикация, головная боль с локализацией в лобной и теменно–затылочной областях. Особое значение имеет тот факт, что энтеровирусные заболевания распространены повсеместно, поэтому эпидемиологический  анамнез не всегда может играть решающую роль. Тем не менее при проведении дифференциального диагноза следует учитывать такие особенности энтеровирусной инфекции:

–  отсутствие указаний в анамнезе на укусы клещей или употребление сырого козьего молока;

–  отсутствие выраженной гиперемии лица, инъекции сосудов склер и конъюнктивы;

–  часто бывает диарея;

–  у многих больных появляется катаральный синдром, бывает герпангина;

–  часто появляется экзантема;

–   в разгар болезни отсутствуют нейтрофильный лейкоцитоз, лимфопения, тромбоцитопения, увеличенная СОЭ.

П. Менингеальную форму клещевого энцефалита в начальный период необходимо дифференцировать с большинством вышеперечисленных инфекций, поскольку все они могут давать менингеальный синдром. В этих случаях дифференциальный диагноз базируется главным образом на тех же признаках, что приведены выше. Некоторые же арбовирусные заболевания, такие, например, как шотландский энцефаломиелит овец, японский энцефалит, лихорадка Западного Нила имеют столь сходные клинические проявления, что для правильной дифференциации менингеальных форм этих заболеваний необходимо тщательное вирусологическое и серологическое обследование с использованием методов ИФА второго поколения.

Следует помнить, что менингеальный синдром может развиваться при очень многих заболеваниях (инфекционных и неинфекционных), поэтому люмбальная пункция обязательна для уточнения характера поражения. Нередко при наличии менингеального синдрома именно результаты исследования ликвора определяют дальнейшую дифференциально–диагностическую и лечебную тактику. При проведении дифференциального диагноза с гнойными менингитами (менингококковый, пневмококковый, стафилококковый) решающая роль принадлежит исследованию спинномозговой жидкости: во всех случаях на фоне характерных для каждой инфекции клинических проявлений в мутном ликворе выявляется высокий цитоз (до 90% составляют нейтрофилы) с повышенным содержанием белка. Сложнее диагностика, когда при пункции получают прозрачную жидкость, а ее исследование подтверждает наличие у больного серозного менингита. В этих случаях особое значение приобретает тщательное изучение и анализ всех клинических симптомов, сроков и очередности их появления.

Необходимо помнить  об основных особенностях ликвора, присущих менингеальным формам клещевого энцефалита: – относительно невысокий лимфоцитарный митоз.

Геморрагические лихорадки (общая характеристика)

Геморрагические лихорадки (ГЛ) – группа острых при–родно–очаговых вирусных заболеваний, характеризующихся развитием геморрагического синдрома на фоне выраженной интоксикации.

Лат. – febris haemorragica.

Англ. – febris haemorrhagica.

ГЛ широко распространены на земном шаре, они регистрируются практически на всех континентах. Объединяют их в единую группу следующие особенности:

–  «привязанность» к определенным территориям, благодаря наличию определенного, адаптированного к жизни именно в этих условиях, переносчика и/или резервуара инфекции;

Информация о работе Заболевания с трансмиссивным механизмом передачи