Заболевания с трансмиссивным механизмом передачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:01, реферат

Описание работы

Человек живет в постоянном общении с окружающей средой. Взаимоотношения эти сложны, многогранны. При этом ему приходится испытывать агрессию не только со стороны «простых невидимок» – бактерий, вирусов, простейших, но и более сложных организмов – членистоногих. Для многих членистоногих (комаров, мошек, москитов, клещей и др.) человек является источником пита¬тельных веществ. Но этим не ограничиваются отношения между че-ловеком и кровососущими членистоногими. Дело в том, что в орга¬низме человека сохраняются и размножаются многие патогенные микроорганизмы (вирусы, риккетсии, простейшие и др.), передава¬емые ему насекомыми во время своего «процесса насыщения».

Работа содержит 1 файл

Заболевания с трансмиссивным механизмом передачи.doc

— 540.00 Кб (Скачать)

Роль собачьих клещей в передаче и сохранении инфекции была доказана в 1930 г. (P. Durand, E. Conseil), а несколько позже обнаружен был и сам возбудитель (J. Caminopetros, В. Bnimpt, 1932), получивший свое название – R. conorii – в честъ одного из первооткрывателей болезни.

В 1936 г. А. Я. Алымов выявил случаи этого заболевания в Севастополе. Изучая пути распространения инфекции, он поставил опыты по самозаражению марсельской лихорадкой. В дальнейшем случаи марсельской лихорадки были зарегистрированы во многих странах Европы, Юго–Восточной Азии и Африки.

Актуальность. Паразитирование клещей на одном из самых близких спутников человека – собаке создает возможность легкого инфицирования и человека. В последнее время риск заболевания людей возрастает в связи с тем, что резко увеличилось число бродячих животных.

Этиология. Возбудитель марсельской лихорадки – R. conorii – палочковидный или крупнобациллярный организм, обладающий свойствами, присущими всем остальным риккетсиям (строение, устойчивость, токсигенность, окраска, культивирование). Важной особенностью R. conorii является ее способность размножаться не только в цитоплазме, но и в ядре зараженных клеток. К инфекции, вызванной R. conorii, слабо чувствительны собаки, у них чаще возникает носительство. Высоко чувствительны морские свинки (у них при экспериментальном заражении развивается периорхит), белые крысы и мыши, а также суслики, кролики, обезьяны. У белых мышей при интраназальном заражении быстро развивается пневмония, а в легочной ткани в большом количестве обнаруживаются риккетсии.

Эпидемиология. Переносчиками возбудителей марсельской лихорадки являются клещи. В Прикаспийском и Причерноморском регионах это главным образом Rh. sanguineus, в других – иные виды клещей.

Клещи Rh. sanguineus паразитируют преимущественно на собаках, хотя обнаруживаются и на других животных (кошки, сельскохозяйственные животные, грызуны) и даже птицах. Животные заразны в период риккетсиемии. Как источники инфекции собаки играют особенно важную роль, так как клещ приспособился в наибольшей степени именно к организму собаки, у которой инфекция ничем не проявляется клинически, но может сохраняться длительное носительство возбудителя. Так как собаки обычно «привязаны» к определенному месту обитания (двор, дом), может формироваться микроочаг инфекции, в пределах которого регистрируется наиболее высокая заболеваемость. Человек в цикл «клещ – собака – клещ» включается случайно.

Заражение происходит при  укусе инфицированного клеща  или втирании в ранку на коже или  конъюнктиву остатков раздавленного клеща. Сам клещ заражается, насосавшись крови инфицированного животного (чаще собаки), после чего он остается заразным длительное время (до 1,5 года – 2 лет). Клещи обладают способностью к трансфазовой и трансовариальной передаче инфекции.

Сезон наибольшей активности клещей – май – октябрь, в это время выявляется и наибольшая пораженность собак, и самая высокая заболеваемость людей.

Восприимчивость всеобщая. Чаще заболевания регистрируются в  приморских городах, портах. Несмотря на то что собаки живут везде, где живет человек, зона распространения марсельской лихорадки ограничивается местами естественного обитания клещей–переносчиков, а это – местности с теплым климатом (преимущественно Средиземноморье, Крымское и Кавказское побережье, некоторые страны Африки, Индия и т.д.). Местные жители болеют реже, но у них часто обнаруживаются специфические антитела, что свидетельствует о перенесенной ранее скрытой или малосимптомной инфекции.

КОНГО–КРЫМСКАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ ЛИХОРАДКА

Конго–крымская геморрагическая лихорадка – острое природно–очаговое вирусное заболевание, передающееся преимущественно клещами, характеризующееся внезапным началом, двухволновой лихорадкой, значительной интоксикацией с выраженным геморрагическим синдромом, высокой летальностью.

Синонимы: геморрагическая лихорадка Конго–Крым, крымская геморрагическая лихорадка (КГЛ), крымско–конголезская лихорадка, среднеазиатская, узбекская, болгарская геморрагическая лихорадка, карахалак.

Лат. – febris haemorrhagica crimeana.

Англ. – Crimean–Congo hemorrhagic fever.

Краткие исторические сведения. Впервые случаи тяжелого заболевания, получившего сначала название «острый инфекционный токсикоз», были зарегистрированы в тридцатые годы XX в. в Крыму среди военных и гражданских лиц, принимавших участие в уборке сена. Заболели около 200 человек, некоторые из них погибли.

Для изучения этого заболевания  в Крым была направлена научная экспедиция под руководством М. П. Чумакова, которая и установила нозологическую самостоятельность новой болезни и дала ей название «крымская геморрагическая лихорадка». Из крови больных в острой фазе болезни и из местных иксодовых клещей был выделен вирус, доказана его этиологическая роль при этой болезни (1945). В дальнейшем очаги КГЛ были выявлены в Астраханской и Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Болгарии, Югославии и других странах.

Сходное заболевание зарегистрировано было спустя 11 лет в Конго, а выделенный при этом возбудитель оказался идентичным крымскому вирусу (Casals, 1969). Это и обусловило общепринятое название болезни – «Конго–крымская геморрагическая лихорадка».

В дальнейшем было установлено, что  заболевания с подобной клинической  картиной регистрировались уже много  лет в бассейне Черного и Каспийского морей еще задолго до вспышки в Крыму, положившей начало изучению этой патологии.

Актуальность. Актуальность проблемы КГЛ обусловлена широким ее распространением, совпадающим с регионами обитания иксодовых клещей. Случаи заболевания регистрируются в Среднеазиатских странах СНГ, государствах Юго–Восточной Азии, во многих странах Африканского континента, Юго–Восточной и Центральной Европы.


Информация о работе Заболевания с трансмиссивным механизмом передачи