Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:13, курсовая работа
Цель данной работы - выявить наиболее эффективные условия включения приема семантизации в уроки биологии для повышения познавательных интересов учащихся 7 классов.
Объект: процесс развития познавательных интересов учащихся основной школы.
Предмет: прием семантизации на уроках биологии как фактор повышения познавательных интересов учащихся 7-х классов.
Основные зоологические термины выделены курсивом, большинство терминов иностранного происхождения дано с переводом на русский язык, дается ряд заданий на выявление смыслового значения терминов, есть и такие задания, которые заставляют учащихся выделять новые термины в параграфе( например «Какие новые зоологические термины вы узнали из этого параграфа?»).
В конце учебника дан указатель терминов, вмещающий основные термины данного раздела с указанием страниц, на которых дается их пояснение. Учащиеся впервые сталкиваются с таким указателем, поэтому задача учителя обучить школьников приемом работы с ним.
Прежде всего необходимо раскрыть значение указателя терминов в учебнике, рассказать, как он составлен, почему около каждого термина стоит несколько цифр, потом показать, как им пользоваться.
Мы с вами на каждом уроке будем уделять особое внимание смысловому значению слов, тем самым вы расширите свой кругозор, научитесь работать со словарями, более внимательно научитесь читать текст. В связи с этим, получите следующее домашнее задание: на следующем уроке мы будем изучать тему «Отряды млекопитающих: Китообразные, Хоботные, Ластоногие, Хищные», дома вы внимательно прочитайте текст учебника на, а на уроке мы попробуем, как настоящие лингвисты разобраться: какой же смысл заложен в каждом слове. Тот, кто найдет и выпишет самое большое количество незнакомых слов, будет назван самым внимательным учеником класса.
На третьем уроке №3
Тема: «Отряды млекопитающих: Китообразные, Хоботные, Ластоногие, Хищные»
Цель: Изучить отрядов млекопитающих.
Задачи: 1) образовательная – формирование понятий: китообразные, хоботные, эхолокация, амбра, связь строения и функций органов.
2) развивающая - развитие умений работать с терминами урока, с рисунками учебника.
3) воспитательная – воспитание доброжелательного отношения друг другу через умение вести дискуссию.
На этапе проверки домашнего задания, включила вопросы на знание тех слов, которые были записаны в словарик на предыдущих уроках:
На этапе изучения нового материала продолжили запись новых понятий и терминов в словарь, останавливаясь на семантике слова, которая подчас совпадает с определением, которое дается в словаре. Так, например, разбирая понятие эхолокация, проговорила, что слово образовано (от греч. Echoзвук, отголосок и лат.lokatio- размещение), а вместе они обозначают излучение и восприятие отраженных как правило, высокочастотных звуковых сигналов с целью обнаружения объектов в пространстве, а также получения информации об их свойствах и размерах.
Термин спермацет также несет смысл, который можно узнать, переведя его с латинского – sperma - сперма кита т.е. животный воск, получаемый из фиброзного мешка ,расположенного в голове кашалота, которая служит для эхолокации. Состоит в основном из эфира пальмитиновой кислоты и цетилового спирта. Основа для кремов, мазей. Термин амбра, восковоподобное вещество, образующееся в пищеварительном тракте кашалота. Иногда находят в воде или на берегу. Ценное вещество для парфюмерной промышленности. Впервые нашел простой арабский рыбак Махбо и продал еврейскому купцу.
На
этапе домашнего задания
На
последнем четвертом
Тема: Приматы
Цель: Ознакомить с характеристикой отряда Приматы. Изучить строение и многообразие представителей отряда.
Задачи: Образовательная: Сформировать у учащихся представления об эволюционных происхождениях, значениях млекопитающих. Показать взаимосвязи со средой.
Развивающие: продолжить развитие познавательного интереса, логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитывающие: продолжить формирование биологического мировоззрения, ведение аккуратных записей в тетради.
В качестве
завершающего момента экспериментальной
работы предложила учащимся разгадать
кроссворд и задание, «РАСПРЕДЕЛИ
ЖИВОТНЫХ ПО ОТРЯДАМ» а дома попробовать
самим составить небольшой
Отряды:
А) Первозвери Б) Сумчатые В) Насекомоядные Г) Грызуны Д) Зайцеобразные Е) Рукокрылые: Ж) Хищные З) Китообразные И) Ластоногие К) Парнокопытные Л) Непарнокопытные М) Приматы:
Представители:
1-серая крыса; 2-волк; 3-коала; 4-домовая мышь; 5-вампир; 6-бурый медведь;
7-кенгуру;
8-кулан; 9-кашалот; 10-норка; 11-косатка; 12-павиан;
13-макак;14-морж; 15-ласка; 16-зебра; 17-носорог;
18-лось; 19-лиса; 20-ушан; 21-бегемот; 22-ехидна;
23-опоссум; 24-ёж; 25-суслик; 26-морской
котик; 27-выхухоль; 28-сумчатая мышь;
29-осёл; 30-архар; 31-дельфин-белобочка;32-
1) Кровеносная система была впервые пройдена у
2) Наука о животных называется
3) У них сердце состоит из двух предсердий и желудочка.
4) УТКА
5) Хордовые делятся на черепные и
6) Самые развитые из хордовых -
7) Представитель из бесчерепных -
8) роды делятся на
9) семейства
делятся на
3.3. Контролирующий этап опытно-экспериментальной работы
После изучения темы «Млекопитающие» и внедрения в уроки приема семантизации, была поставлена цель: определить влияние приема познавательный интерес у учащихся. Для этого использовалась та же методика, что и при первом срезе, описанная в главе 2.2. и примененная в главе 3.1, в экспериментальном и в контрольном классах вновь была предложена анкета, анализ ответов, которой представлен в (Приложении 6) и в таблице 2.
Таблица 2
Уровень познавательного интереса в 7А и 7Б классе после ОЭР.
Классы | Количество учащихся | Уровень познавательного интереса | ||
Низкий | средний | Высокий | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7А Э | 28 | 16 чел.-23% | 7 чел. -46% | 5 чел. – 31% |
7Б К | 26 | 9 чел – 21% | 11чел – 65% | 7 чел. – 14% |
Как видно из таблицы отношение к предмету изменилось у четырех учащихся: низкий уровень познавательного интереса снизился с 18 человек до 16, а в контрольном классе один человек изменил этот показатель; средний уровень остался неизменным 7 и 7 человек, а в контрольном классе один ученик изменил ситуацию увеличив показатели с 10 до 11 человек, до третьего высокого уровня познавательного интереса поднялись в экспериментальном классе 4 человека (было 3), в контрольном показатели остались прежними (7 и 7), т.е. тенденция к росту познавательного интереса наблюдается в экспериментальном классе.
Повышение уровня познавательного интереса в экспериментальном классе проявилось в оценивание собственного интереса учащихся к предмету по пятибалльной шкале: на самый высокий балл после экспериментальной работы оценили себя 4 учащихся, что на два человека больше, чем в первом анкетировании. Обобщенные данные изменения показателей уровня познавательного интереса в экспериментальном и контрольном классах представлены в таблице 3, данные которой представлены в виде в виде диаграмм, на которых можно наглядно проследить результаты опытно-экспериментальной работы (Приложение 5)
Таблица 3
Уровень познавательного интереса у учащихся 7А и 7 Б классов до и после ОЭР.
Классы | Количество учащихся | Уровень познавательного интереса | |||||
Низкий | Средний | Высокий | |||||
до | после | До | после | до | После | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
7А Э | 28 | 38% | 23% | 46% | 46% | 16% | 31% |
7Б К | 26 | 28% | 21% | 57% | 65% | 14% | 14% |
В
экспериментальном классе уровень
познавательного интереса увеличился
с 16% до 31%, корме того, снизилось количество
учащихся с низким уровнем познавательного
интереса с 38% до 23%, количество со среднем
уровнем познавательного
Вывод
Анализ литературы и периодической печати по проблеме исследования показал, что прием семантизации как фактор повышения познавательного интереса у учащихся является актуальной, имеет большое значение для усвоения теоретического материала, в теории разработана достаточно.
Изучение опыта работы учителей биологии МОУ СОШ №30 г. Абакана учителей показало, что прием семантизации направленный на повышение познавательного интереса, на уроках не используется, кроме уроков русского языка и литературы и английского языка.
Результаты
констатирующего этапа
Была разработана следующая система заданий по семантизации для повышения познавательного интереса к биологии у учащихся: