Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:20, курсовая работа
Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми объектами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время активизирует детей. Изучение биологии не должно сводиться к рассматриванию изображений объектов на таблицах и запоминанию символов
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1
1.1 Познавательная деятельность на уроках биологии………………………4
1.2 Формирование умений и навыков учащихся при изучении
комнатных растений…………………………………………………………7
1.3. Комнатные растения на уроках биологии…………………………….........9
Заключение…………………………………………………………………….....14
Приложение……………………………………………………………………..15
Список используемой литературы…………………………………………….32
Министерство Образования Российской Федерации
ГОУ ВПО
Орловский Государственный
Факультет Естественных наук
Кафедра: Биологии
Курсовая
работа по дисциплине: « Методика преподавания
биологии» на тему: « Комнатные
растения на уроках биологии».
Факультета Естественных Наук
Кабанова Т.В.
Орел 2012
Содержание
Введение
…………………………………………………………………………3
Глава
1
1.1 Познавательная
деятельность на уроках биологии………………………4
1.2 Формирование умений и навыков учащихся при изучении
комнатных
растений…………………………………………………………
1.3. Комнатные растения
на уроках биологии…………………………….........9
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………….32
Введение
Специфической
особенностью преподавания биологии является
широкое использование
В жизни городского человека очень редки контакты с естественной природой, ее отдельными биоценозами. Вместе с тем есть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех точек зрения и явно недостаточно оцененные педагогами, - это комнатные растения. Превосходный живой материал, который можно успешно использовать и для образования, и для воспитания детей. И что особенно важно - независимо от сезонных или погодных неудобств.
Огромное значение имеют комнатные растения для оформления интерьера, очищения воздуха, создания благоприятной эмоциональной обстановке в классе.
Комнатные растения можно широко использовать как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, а также при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. Кроме того, комнатные растения могут служить учителю и во внеурочной и внеклассной работе.
Выполнение
работ, связанных с проведением опытов
и наблюдений за комнатными растениями,
способствуют выработке у учащихся приемов
и навыков самостоятельной познавательной
деятельности, которые впоследствии могут
стать основой для более серьезных исследований.
Работая с комнатными растениями, учащиеся
усваивают важнейшие приемы и трудовые
навыки по уходу за ними, пересадке и размножению
их. Эти приемы могут оказаться полезными
в повседневной жизни, а, возможно, и в
будущей профессии. Если школьник начинает
увлекаться выращиванием комнатных растений,
то у него обязательно появляется обязательно
стремление узнать о них как можно больше:
откуда происходят эти растения? Каковы
условия их жизни на родине? Какие условия
необходимо создать для их лучшего произрастания
в помещении. Важно поддержать любознательность
ученика, подсказать, в какой литературе
он сможет найти ответы на вопросы. Это
будет способствовать формированию школьника
потребности в приобретении новых знаний.
Интерес к комнатным растениям, познание
их жизнедеятельности могут развить стремление
познания разнообразия живой природы.
1.1 Познавательная
деятельность на уроках
биологии.
Комнатные
растения можно широко использовать
при обучении учащихся общей биологи
в осенний, зимний и ранневесенний
сезоны. На живых объектах удобно проводить
программные лабораторные работы и демонстрации
многих общебиологических закономерностей
для конкретизации и повышения качества
знаний учащихся, убеждения их в истинности
фактов, приобщения их к самостоятельному
поиску, выработке практических умений
и навыков. Расширение и углубление знаний
старшеклассников о комнатных растениях
будут способствовать формированию у
них материалистического мировоззрения,
эстетических вкусов, поможет лучше понимать
и беречь природу, будет содействовать
совершенствованию умений и навыков в
работе с объектами живой природы (в частности,
в уходе за растениями). Это позволит школьникам
лучше подготовиться к работе в ученических
бригадах, лагерях труда и отдыха, в сельскохозяйственном
производстве, на приусадебном участке
и будет способствовать их профориентации
в растениеводстве и других отраслях сельского
хозяйства.
На одном из первых уроков темы «Эволюционное учение» учащиеся знакомятся с работами шведского натуралиста Карла Линнея. Учитель, подобрав ряд комнатных растений (обязательно с правильно оформленными этикетами), может объяснить на этих примерах суть разработанного К. Линнеем принципа двойной номенклатуры, который сохранился в систематике живых организмов до настоящего времени. Например: традесканция виргинская (Tradescantia virginica L.), плющ обыкновенный (Hedera helix L.) и др. Эти растения впервые описаны К. Линнеем. На урок желательно принести еще ряд комнатных растений, впервые описанных Линнеем, например такие: алоэ расписное (Aloe variegata L.), агава американская (Agave americana L.), иглица колючая (Ruscus aculeatus L.), камнеломка отпрысковая (Saxifraga sarmentosa L.), лавр благородный (Laurus nobilis L.).
Знакомство
с «паспортами» комнатных растений
позволит учащимся лучше уяснить
значение работ К. Линнея, приучит их пользоваться
картотекой комнатных растений, поможет
лучше запомнить их названия, биологию,
правильно организовать их уход и разведение
в условиях школы и дома.
При изучении темы «Дарвинизм» на соответственно подобранных комнатных растениях учитель может наглядно знакомить учащихся с проявлением многих общебиологических закономерностей. Так, с помощью комнатных растений можно нагляднее объяснить одно из основных свойств всех живых организмов - наследственность, проследить, как сохраняются признаки вида из поколения в поколение при различных способах вегетативного размножения через диплоидные клетки и гаплоидные гаметы (яйцеклетки и спермин) при семенном размножении.
На любых
имеющихся в биологическом
Наследственную
изменчивость, связанную с изменением
генотипа организма, затрагивающую
различные признаки, можно показать
на любых комнатных растениях, демонстрируя
разнообразие окраски лепестков околоцветника,
рассеченность листовой пластинки, махровость
цветков или другие признаки пеларгоний,
сенполий, цикламена и других цветущих
в это время комнатных растений.
Демонстрируя
гибридные формы амариллиса, пеларгоний
и других гибридных комнатных растений,
можно раскрыть суть методического отбора,
при котором человек сознательно отбирает
для скрещивания исходные пары и получает
разнообразный материал с наиболее удачным,
интересующим его сочетанием признаков.
На примере
комнатных растений, происходящих из
тропических лесов, можно показать
сложную приспособленность
На растениях
из сухих мест учитель может
Так комнатные
растения помогают учащимся усвоить
сложный теоретический
Комнатные
растения всегда активно используют учителя
для обобщения и закрепления изученного
материала, для опроса учащихся. С этой
целью рекомендуем заранее подготовить
карточки-задания примерно следующего
содержания:
1. Подобрать
не менее 10 видов комнатных
растений, иллюстрирующих различные типы
наследственной изменчивости. Указать,
какова роль этой изменчивости в эволюции
и практической деятельности человека.
2. Описать
не менее 10 видов комнатных
растений, иллюстрирующих различные
формы борьбы за существование.
3. Сравнить
несколько влаголюбивых и
п/п Название
растения Стебель Лист Соцветие
Цветок Плоды, семена
Использование
комнатных растений, несомненно, поможет
учащимся лучше усвоить сложный
многоплановый теоретический
1.2
Формирование умений
и навыков учащихся
при изучении комнатных
растений.
Наблюдения
за объектами, процессами, явлениями с
их последующим обобщением и выводами
- это целенаправленное, непосредственное,
чувственное восприятие предметов и явлений
природы в естественных условиях, без
вмешательства в ход явлений или воспроизведение
его в лабораторных условиях. Наблюдения
учащихся при наглядном методе существенно
отличается от наблюдения как вида практического
метода. В первом случае учащиеся наблюдают,
не работая, демонстрируемые учителем
опыты, таблицы и т.д.; во втором случае,
наблюдая, проводят самостоятельную работу:
измеряют, вычисляют, делают гербарии
и т.д. Такое наблюдение, также как определение
и эксперимент, может быть проведено на
уроке, дома, на экскурсии, на школьном
учебно-опытном участке. Оно выполняется
учащимися по устному или письменному
заданию.
Наблюдения
по срокам их выполнения разделяются
на 2 группы: кратковременные и длительные.
Кратковременные полностью