Семантизация на уроках биологии как фактор повышения познавательного интереса 8-х классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить наиболее эффективные условия включения приема семантизации в уроки биологии для повышения познавательных интересов учащихся 7 классов.
Объект: процесс развития познавательных интересов учащихся основной школы.
Предмет: прием семантизации на уроках биологии как фактор повышения познавательных интересов учащихся 7-х классов.

Работа содержит 1 файл

Познавательный интерес - копия.docx

— 79.81 Кб (Скачать)

           В журнале биология в школе представлена статья В.П. Соломиным  и В.П. Андреевым о «Применении терминологического словаря в учебном процессе». В ней речь идет о терминологическом словаре многоцелевого назначения, построенном на основе определенных принципов. Согласно этим принципам он должен быть:

     - учебным, содержать термины, подлежащие  усвоению в школьном и общих  вузовских курсах;

     - двухуровневым- содержать словарные статьи со школьным уровнем толкования и статьи, в которых термин истолкован на уровне его понимания в вузе;

     - толковым- содержать толкования, как самих слов, так и предметов и явлений ими обозначаемых;

     - словарем русских терминов, т.е.  словарем терминов русских терминологических  систем, но не систем иностранных;

     - однопрофильным, т.е. биологическим  словарем;

     - самодостаточным- не должен содержать терминов, не истолкованных в самом этом словаре;

     - словарем с алфавитным расположением  терминов, но не словарем с  кустовым их расположением;

     - с естественным порядком слов  в составных терминов;

     - с единым форматом словарной  статьи;

     - с минимальным объемом словарной  статьи.

           Авторы предлагают включать в словарь два типа статей: основные, в которых дается толкование определяемого слова, и отсылочные, содержащие относительно редко употребляемые  синонимы с отсылами к основным статьям. Такой подход к работе с понятиями интересен, так как данный словарь учебный, он решает не только задачу правильного толкования термина, но и правильного словоупотребления. Поэтому при перечислении дается краткая грамматическая характеристика определяемого слова. Учебный толковый словарь представляет собой инструмент обучения, словарные статьи которых связаны друг с другом отсылами. Они обеспечивают ступенчатое овладение терминологической системой, а не отдельными терминами, как это бывает в большинстве справочников.

           Наличие школьного  уровня толкования предполагает возможность  применения словаря в школьном преподавании. Пользователями его могут быть как учащиеся, так и преподаватели. Так как основной для толкования терминов, изучаемых в школьном курсе, является школьный учебник, то на этом уровне не должно возникать никаких понятийных трудностей. Данный словарь можно рекомендовать учителю 

     К.Е.Безух пишет в статье «Оригинальные способы повышения познавательных интересов учащихся при обучении биологии», написанной в журнале «Биология в школе», пишет, что Проблема активизации обучения является центральной в современной педагогике и методике биологии. Сущность активизации обучения заключена в активизации обучающей деятельности учителя, в поиске и использовании им эффективных методических приемов организации  познавательной деятельности учащихся и в активизации деятельности самих учеников путем ее самоорганизации и самоконтроля, развития творческого начала в ней . Развития познавательных интересов присущ подросткам, у которых начинает формироваться интерес к установлению причинных зависимостей, познанию существенных свойств предметов и явлений. Уровень творческой активности проявляется в стремлении раскрыть сущность изучаемых процессов и явлений; Педагогическое воздействие на подростков должно состоять в формировании у них стремления к самостоятельному исследованию биологических процессов и явлений, решению задач, раскрытию проблем, сущности изучаемых понятий. Существует большое разнообразие методических приемов. Можно предложить несколько вариантов их классификации.

Например, во время рассказа или лекции учитель  демонстрирует опыт, отдельные кадры  диафильма или слайды. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному восприятию биологического объекта или процесса.

Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью  новых терминов, определений. Это  графические приемы, которые обогащают  слово учителя графическим образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию.

Используются  также логические приемы, которые  требуют проведения анализа явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение  учащимися логическими приемами ведет к повышению качества их знаний. В основе логических приемов  лежат мыслительные операции, поэтому  овладение ими свидетельствует  о сформированности интеллектуальных умений, о развитии школьников.

Прием новизны предполагает включение  в содержание учебного материала  интересных сведений, фактов, исторических данных.

Прием семантизации – это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.

Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.

Приемы  создания проблемной ситуации разнообразны и требуют отдельного разговора.

Прием значимости, при котором создается  установка на необходимость изучения материала в связи с его  биологической, народнохозяйственной или эстетической ценностью.

Методические  приемы, активизирующие деятельностью  учащихся, используются на разных этапах урока:

на  этапе проверки домашнего задания;

на этапе  восприятия и способствующие пробуждению  интереса к изучаемому материалу;

на этапе  осмысления (усвоения) изучаемого материала;

на этапе  воспроизведения полученных знаний;

на  этапе домашнего задания.

Таким образом, анализ разноаспектной литературы и периодических изданий показал, что  проблемы семантизации  как прием развития познавательных интересов учащихся, в практике современной школы, по мнению многих специалистов, является одной из наиболее актуальных в настоящее время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Объект и методы исследования.

2.1. Объект исследования.

 

      Объектом  данного исследования послужил процесс  развития познавательных компетенций  у учащихся 7 класса на уроках биологии. Проблема интереса в обучении существовало на всей протяженной жизни. Впервые  была поставлена Я.А.Коменским. Интерес  как важный стимул успешного обучения- сильное средство возбуждения детской активности, развития мышления и творческих сил ребенка. Многочисленные работы Г.И.Щукиной, Данилова, Есипова, Ананева, Грунофт освещают данную проблему. Под познавательным интересом понимается сложная, психологическая явление, охватывающее сознание, волю, чувства и считается, что врожденным могут быть лишь анатомо-физиологические особенности организма и нервная система в частности, но они будет зависеть от воспитания и общественно-исторических условий: воспитания и обучения так как характер человека его способности и интересы отражают пройденный им жизненный путь и ее биографию. Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление, связанная с положительно эмоциональным отношением к познанию объекта. При наличии интереса знания усваиваются легко, прочно.

      Познавательный  интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают  последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес, которые  помогают определить отношение ученика  к предмету и степень его влияния  на личность.

      Любопытство – стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Эта  стадия интереса построена на эмоциях, вместе с устранением внешних  причин исчезает и его избирательная  направленность. На стадии любопытства  ученик довольствуется ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, или ситуации. Эта стадия не обнаруживает стремления к познанию. Но занимательность как  фактор выявления познавательного  интереса может служить его начальным  толчком.

      Любознательность  характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью, именно на этой стадии встречаемые трудности заставляют человека активно искать ответы на неизвестное, а не просто пассивно запоминать.

      Познавательный  интерес содействует проникновению  личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением  познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает  свободное время предмету познавательного  интереса и имеет достаточно высокие  показатели и в учении.

        Теоретический интерес связан  как со стремлением к познанию  сложных теоретических вопросов  и проблем конкретной науки.  Эта ступень активного воздействия  человека на мир, на его переустройство.

      Указанные ступени познавательного интереса взаимосвязаны, целью учителя по формированию познавательных интересов  у учащихся может быть переход  от временного состояния заинтересованности к устойчивому познавательному интерес. В данной работе исследовались познавательные интересы у семиклассников и прием семантизации на уроках биологии. Познавательные интересы подростка носит избирательный характер и имеет тенденцию обращать внимание на познание объектов, явлений и выбор видов деятельности.

            В экспериментальной  работе приняли участие школьники  седьмых классов МОУ СОШ №30 7А и 7Б, которые были отобраны по следующим критериям:

     Учащиеся  обучаются у одного педагога и  по одной программе (Биология 7 класс. Пасечник В.В.), одинаков и количественный состав: 7А - 28 учащихся, 7Б – 26 учащихся.

     Характеристика 7А класса

     В классе обучается 28 человек. Из них  девочек – 10, мальчиков – 18. Дети  1996-1997 годов рождения. Полных семей  11, неполных – 17. многодетных семей – восемь. Дети обучаются в таком составе с первого класса. Класс дружный, веселый, способный. В классе есть один ведущий ученик, который создает атмосферу в классе и является старостой класса – Смирнова Аня. Мальчики более пассивны, чем девочки, как на уроках, так и во внеурочное время. Из мальчиков наиболее высоких результатов добивается один – Найбауэр Эрнест он и является лидером класса. Атмосфера в классе характеризуется  дружелюбием, согласием, удовлетворенностью, увлеченностью, взаимоподдержкой, теплотой, сотрудничеством, взаимовыручкой, занимательностью, успешностью. Уровень познавательного интереса низкий.

     Характеристика 7Б класса

     В классе обучаются 26 человек. Из них  мальчиков – 12, девочек – 14. дети 1996-1997 годов рождения. Полных семей  – 12, неполных – 14. Мальчики более пассивны, чем девочки, как на уроках, так  и во внеурочное время. Многодетных  семей – 6. атмосфера в классе дружелюбная, коллектив сплочен. В  классе наиболее высоких результатов  добивается – Павельчик Вова. Лидером в классе является – Ушаков Антон.

     Учащиеся  обоих классов посещают различные  секции и кружки. Принимают активное участие в жизни школы. Уровень познавательного интереса средний. Классным руководителем и учителем биологии стал автор. Поэтому 7Б класс стал экспериментальным, в этом классе на уроках биологии был применен прием семантизации, как фактор повышения познавательного интереса к биологии у учащихся. 

 
 
 

2.2. Методы исследования.

      Для исследования данной проблемы и осуществления  опытно-экспериментальной работы были использованы следующие методы:

анализ  литературы и периодической печати по проблеме исследования;

метод педагогического эксперимента; 

статистический  метод (математическая обработка результатов).

Информация о работе Семантизация на уроках биологии как фактор повышения познавательного интереса 8-х классах