Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:13, курсовая работа
Цель данной работы - выявить наиболее эффективные условия включения приема семантизации в уроки биологии для повышения познавательных интересов учащихся 7 классов.
Объект: процесс развития познавательных интересов учащихся основной школы.
Предмет: прием семантизации на уроках биологии как фактор повышения познавательных интересов учащихся 7-х классов.
Актуальность исследования определена тем, что анализ результатов выполненных экзаменов, а также отзывы специалистов и выпускников показывает, что развитие познавательных интересов выпускников развивается недостаточно.
Под познавательным интересом, в след за Г.И.Щукиной, будем понимать активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление, связанная с положительным эмоцианально-окрашенным отношением к познанию объекта.
Поиск путей повышения познавательных интересов, по проведенному нами анализу литературы и изучению опыта работы школ, позволил выяснить, что повысить познавательный интерес можно различными путями. Но наиболее продуктивным с точки зрения возрастных особенностей учащихся может быть прием семантизации. Под семантизацией понимают процесс выявления смысла, значения языковой единицы; процесс и результат сообщения необходимых сведений о содержательной стороне языковой единицы. В опыте работы учителей данный прием дает положительные результаты, но используется редко. Исследование на базе МОУ СОШ №30 г.Абакана в 7-х классах по этой проблеме, показали что ее развитие является актуальной для современной школы. Таким образом, выяснилось проблема: как можно использовать прием семантизации на уроках биологии, чтобы он повысил познавательный интерес учащихся.
Цель данной работы - выявить наиболее эффективные условия включения приема семантизации в уроки биологии для повышения познавательных интересов учащихся 7 классов.
Объект: процесс развития познавательных интересов учащихся основной школы.
Предмет: прием семантизации на уроках биологии как фактор повышения познавательных интересов учащихся 7-х классов.
Гипотеза: Развитие познавательных интересов учащихся при использовании приема семантизации на уроках биологии будет выше, если соблюдать следующие условия
-отобрать
понятия в теме «Млекопитающие»
-включить прием семантизации в содержание урока:
А) на этапе ввода понятия для создания мотивации и познавательного интереса;
Б) в этап осмысления понятий (молочные железы, млечные железы от греч. glandylae mammaria-органы женских особей млекопитающих, секретирующие в период лактации);
В)в этап закрепления понятий (выкармливание детенышей молоком, отсюда и название этого класса -млекопитающие )
-
использовать словари для
Для выполнения поставленной цели были уточнены следующие задачи:
Для исследования данной проблемы и осуществления опытно экспериментальной работы были использованы следующие методы:
анализ литературы и периодической печати по проблеме исследования;
метод педагогического эксперимента;
статистический метод (математическая обработка результатов).
Базой
опытно-экспериментальной
Глава1. Состояние проблемы повышения познавательных интересов учащихся в теории и практике современной школы
1.1. Состояние проблемы повышения познавательных интересов учащихся в теории педагогического образования
Многими учителями определена проблема формирования познавательных интересов учащихся при обучении. Подчеркивается, что учащиеся часто запоминают термины, не понимая их значение. Сегодня процесс обучения биологии идет на понятийном уровне. Всякое понятие имеет термин. Расшифровка термина позволяет усвоить понятие и установить взаимосвязь между содержанием и объемом. Изучение литературы показало, что существует наука о терминах - терминоведение. Терминоведение представляет собой современную научную дисциплину, предметом которой являются термины и терминологические системы (терминосистемы). Начало формирования терминоведения как особой отрасли знания относится к 30-м годам XX века и связано с именами Д.С.Лотте, Я.А. Климовицкого. Рождению терминоведения как научной дисциплины в немалой степени способствовало участие в разработке терминологических проблем ряда видных языковедов. В контексте задач большинства направлений терминологической работы термины изучались в сфере фиксации. Современный этап развития лингвистики характеризуется возросшим интересом к динамическим аспектам языка. Функциональный подход к изучению терминосистем базируется на понимании статуса термина с позиции его функционирования в тексте. Разработке проблем функционирования терминов посвящены сборники научных трудов Горьковского, Днепропетровского и Саратовского университетов, а также работы отдельных многих других авторов. Термин, как единица языка и речи входит в общую лексическую систему через конкретную терминологию, как логико-языковая единица национальных языков используется для множества целей. Термин в научной коммуникации является не только важнейшей составляющей языка науки, но и фиксирует состояние знания на определенный момент действительности. Необходимым условием научной речи является правильное, логическое определение понятий, вводимых терминами, поскольку неправильно употребленный или понятый термин может дезинформировать читателя. Логическая операция определения, в процессе которой раскрывается содержание понятия, составляет суть процесса семантизации. Изучение многообразия приемов семантизации терминов в тексте с целью поиска оптимальных путей их семантизации такой подход был намечен О.С. Ахмановой. Исходя из того, что «термин это разновидность «дефинитивного» слова, а, следовательно, основной формой его существования является дефиниция» (Ахмановой, 1986.)
Термин неразрывно связан с понятием. «Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и по совокупности специфическим для них признакам». Формирование понятия осуществляется по схеме: ощущение (восприятие)→ представление→ понятие. Термины и понятия находятся в определенных коррелятивных отношениях, которые заключаются в следующем: термин входит в определение понятия, но определение понятия не сводится к термину.
Осуществляя
терминологическую работу в учебном
процессе, следует выяснять смысловое
значение того или иного термина,
так как это будет
Средняя школа должна решать задачи интенсификации обучения и воспитания школьников. Поэтому необходимо совершенствовать содержание школьных предметов, в том числе и биологии, методику их преподавания. В последние годы отечественное и зарубежное языкознание уделяет большое внимание анализу семантической структуры слова. Разрабатываются разнообразные методики анализа семантической структуры, связывающие ее с морфологическим строением слова, его синтаксическим употреблением.
Семантика возникла в конце 19 века как дисциплина историческая, наука с семантических законах, одновременно в России и во Франции. Соответственно тому, какой аспект семантика языка кладется в основу построения этой дисциплины, в ней выделяются различные научные течения: анализ лексико-семантического варьирования (ВВ Виноградов, АИ Смирницкий, Н.Н.Амосова и др.); оппозитивный (или компонентный) анализ, или анализ по семантическим множителям (Л. Ельмслев, А. Кребер, О.Н. Селиверстова и др.); метод полей и тезаурусов (Р. Халлинг, Ю.Н. Караулов и др); анализ ключевых терминов культуры (Г. Маторе, Ю.С. Сорокин и др.).
Семантическая структура слова есть микрокосм, в котором отражена структура человеческого знания (Алимпиева, 1986).
Словообразовательная
система русского языка отличается
исключительным богатством и разнообразием.
По подсчетам современных
В
настоящее время в русском
языке насчитывается огромное количество
морфем, которые являются строительным
материалом для уже образованных
и вновь создающихся слов. Так,
60 000 слов из «Орфографического словаря»
и 17-томного толкового словаря конструируются
с помощью 4,5 тысячи корней, около 500 суффиксов
и 100 приставок. Каждая из этих морфем оказывает
влияние на лексическое значение слова,
формирует его значение. Путем присоединения
приставок или суффиксов создаются словообразовательные
варианты, которые получают определенную
функционально-стилистическую закрепленность.
Процесс
овладения школьниками
По определению, данному в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, семантика – 1. тоже, что семасиология. 2. значение, смысл языковой единицы. Семасиология [от греч. σημασία – значение, смысл и λόγος - учение] – раздел языкознания, занимающийся значениями языковых единиц.
К.Д.Ушинский
считал, что в методике организации
учения школьников в обучении, серьезное
внимание надо обращать на возбуждение
самостоятельной мысли ребенка,
на побуждение его к поискам истины.
«Самостоятельность головы учащегося,
- подчеркивал великий педагог, -
единственное прочное основание
всякого плодотворного учения».
1.2.Состояние проблемы семантизации как прием развития познавательных интересов учащихся в практике современной школы.
Для оценки состояния исследуемой проблемы в практике современной школе был проведен анализ периодической печати: журнал «Биология в школе», «Народное образование», газета «Первое сентября».
В журнале «Биология в школе» представлена статья Е.Е. Чевелева о «Формировании приема Семантизации в школе». Он указывает, что язык биологии основан на общепринятых биологических понятий. Чевелев Е.Е. уделяет большое внимание формированию Семантических приемов для того, чтобы работа с биологическими терминами стала интересной и увлекательной, запоминание их активным, творческим процессом. Семантизация- процесс выявления смысла, значения языковой единицы; процесс и результат сообщения необходимых сведений о содержательной стороне языковой единицы. Существуют разные способы семантизации:
Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса, благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.
Стимуляция познавательных интересов с использованием приема семантизации актуальна как для младших подростков, так и для старших школьников. Однако занимательность и яркость изложения должны быть не самоцелью, а всецело подчинены возбуждению мыслительной активности учащихся.
Подобный подход к изложению нового материала укрепляет у учащихся интерес к учению, повышает любознательность и пытливость в осмыслении изучаемых вопросов. На уроке создается своеобразная психологическая «ситуация ожидания» (установка), когда учащиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к глубокому усвоению изучаемого материала. Манера учителя детализировать и конкретизировать материал учебника побуждает школьников глубже вдумываться в усваиваемые знания, рождает множество вопросов.