Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:13, курсовая работа
Цель данной работы - выявить наиболее эффективные условия включения приема семантизации в уроки биологии для повышения познавательных интересов учащихся 7 классов.
Объект: процесс развития познавательных интересов учащихся основной школы.
Предмет: прием семантизации на уроках биологии как фактор повышения познавательных интересов учащихся 7-х классов.
социологический
метод (анкетирование и тестирование)
Анализ литературы и периодической печати.
Для всестороннего
исследования проблемы были изучены
литературные источники: работы выдающихся
российских педагогов, методистов и
биологов; общие и специальные
работы по методике преподавания биологии;
архивные документы; научная литература;
справочная литература; учебники и
методические пособия по биологии и
другим дисциплинам. В общей сложности
проработано 30 источников. В процессе
работы с литературными источниками
осуществлялось аннотирование, реферирование,
конспектирование, выписывание данных
и цитат и составление
Метод педагогического эксперимента
Метод
педагогического эксперимента предполагает
создание на практике новых дидактических
и воспитательных систем; научно поставленный
опыт в области учебной или
воспитательной работы, наблюдение исследуемого
явления или процесса в созданных
или контролируемых исследователем
условиях. В данной работе использован
лабораторный эксперимент в форме
экспериментальных занятий. Целью
эксперимента явилось доказательство
превосходства определенного
Статистический метод.
Статистика
– получение, обработка информации,
характеризующей
Выявление уровня познавательного интереса – сложная задача, потому что нельзя определить его цифровым показателем. Г.И. Щукина (1988г.) предлагает для определения уровня познавательного интереса следующие показатели: высокий, средний, низкий (Приложение 5)
В результате изучения анкет (Приложение 5 - 7), определяется количество учащихся с высоким, средним, низким уровнем познавательного интереса; а затем высчитывается их процентное соотношение от общего количества учащихся.
Социологические методы.
Социологические
методы отражают картину общественного
мнения по изучаемой проблеме. В
данном случае использовался метод
анкетирования, т.е. метод массового
сбора материала с помощью
анкет. Анкеты были адресованы учащимся
и учителям. Целью анкетирования
учащихся явилось изучение познавательных
интересов у учащихся к биологии.
Целью анкетирования учителей было
выявление отношения к проблеме
повышения познавательного
Глава III.Использование приема семантизации на уроках биологии 7 класса в теме «Млекопитающие»
3.1.
Результаты констатирующего
этапа опытно-
Изучив состояние проблемы, прием семантизации как фактора повышения познавательного интереса в теории и практике биологического образования, была поставлена цель - исследовать, как решается этот вопрос в практике МОУ СОШ г.Абакана №30. Для этого посещено уроки учителей биологии школы. Целью посещения учителей было выявить отношение к проблеме использования приема семантизации на уроках.
Было обнаружено, что существует множество методических приемов, которые они используют для повышения познавательного интереса учащихся, но ни один учитель биологии не использует на уроках прием семантизации .
При посещении уроков учителей МОУ СОШ г.Абакана №30 было выявлено, что прием семантизации на уроках используют учителя русского языка и литературы, учителя английского языка, истории. Работа с терминами не всегда рассматривается как метод повышения познавательного интереса, а используется для закрепления теоретических знаний. Итак, практика школы подтверждает актуальность проблемы повышения познавательного интереса у учащихся и использование для этого приема семантизации.
Было
проведено параллельное исследование
с учащимися для определения
у них уровня познавательного
интереса (таблица 1). Познавательный интерес
определяется по диагностике Г.И. Щукиной.
Уровень познавательного
Таблица 1
Уровень познавательного интереса у учащихся основной школы
Классы | Количество учащихся | Уровень познавательного интереса | ||
Низкий | Средний | Высокий | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7А | 28 | 18чел. –38% | 7чел. -46% | 3 чел. – 13% |
7Б | 26 | 10 чел. -28% | 9 чел.-57% | 7 чел. – 16% |
Итого | 54 | 28чел. -26% | 16 чел. – 52% | 10 чел. -22% |
На основании данных, приведенных в таблице, был построен график (Приложение10). Из чего видно, что самый низкий уровень познавательного интереса у учащихся 7А класса – 38%. Самый высокий уровень развития познавательного интереса у учащихся 7Б класса – 34%. Анализируя уровень познавательного интереса у учащихся основной школы можно сделать вывод, что у основной массы учащихся основной школы средний уровень познавательного интереса – 52%,т.е. у этих учащихся познавательная активность требует систематических побуждений учителя. Интерес сводится к накоплению информации, в основе которой лежат факты, описания, самостоятельная деятельность их зависит от ситуации, наличия побуждений, трудности преодолеваются с помощью других. Процентное соотношение учащихся с высоким и низким уровнем познавательного интереса почти одинаково 22% и 26%. В связи с этим экспериментальным был выбран 7А класс, как класс с самым низким уровнем.
3.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы.
В ходе констатирующего было выяснено, что прием семантизации практически не используется на уроках биологии, но при этом учителя современной школы отмечают важность использования этого приема для повышения познавательного интереса и для укрепления теоретических знаний, т.е. прослеживается явное противоречие, устранение которого осуществлялось во время проведения опытно-экспериментальной работы. Применение приема семантизации на уроках, как фактора повышающего познавательного интереса у учащихся, строилось на следующих дидактических принципах: доступности, поэтапности, последовательности, что способствовало реализации основных задач: обучающая (средство приобретения новых знаний, более глубокое понимание теории), развивающая (развивает интерес к получению новых знаний), воспитательная (развивает внимательность, усидчивость).
Согласно тематическому планированию (Приложение 1) проводились уроки биологии в 7А классе по теме: «Млекопитающие». Планы разработанных уроков приводятся в Приложении 2.
Учебной программой предусмотрено в 7 классе раздела «Царство животные», на который отводится 14 часов, из которых теме «Млекопитающие» отводится 5 часов. Важным дополнением к работе с терминами, которая проводилась на уроках, была работа, проводимая в библиотеке и в домашних условиях, они имели большое значение для развития познавательного интереса.
В
разделе «Царство животные» формируются
и развиваются специальные
Как видно из списка, основное количество терминов, которое учащиеся должны знать, необходимо отрабатывать на уроках. Терминологическая работа на уроках может быть организована на разных этапах: при изучении материала, при закреплении, в ходе проверки знаний. В данной работе был использован один прием терминологической работы на уроках – прием семантизации.
Начали
с того, что было составлено тематическое
планирование по теме «Млекопитающие»
(Приложение 1) и определено место
нового фактора в уроке.
На первом уроке по теме «Млекопитающие» урок №1
Тема урока: «Класс Млекопитающие или Звери»
Цель: Тема: Класс Млекопитающие или Звери.
Вид урока: урок анатомического содержания (урок беседа).
Цель: Дать характеристику класса млекопитающие; показать черты приспособленности к условиям жизни, выделить значение млекопитающих в природе.
Задачи:
Образовательная: Сформировать у учащихся представления об эволюционных происхождениях, значениях млекопитающих. Показать взаимосвязи со средой.
Развивающие: продолжить развитие познавательного интереса, логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитывающие: продолжить формирование биологического мировоззрения.
На этапе
изучения нового материала учащимся
было предложено в конце рабочей
тетради или в отдельной
На втором уроке № 2.
Тема урока: Тема: Плацентарные или высшие звери. Отряд Грызуны, Зайцеобразные.
Цель: Ознакомить с характеристикой отрядов Грызунов и Зайцеобразных. Изучить строение и многообразие представителей отряда.
Задачи: Образовательная– продолжить формирование понятий о млекопитающих: связь с окружающей средой.
2) развивающая – развитие умений анализировать полученную информацию, работать с текстами дополнительной литературы, работать со словарями.
3) воспитательная – воспитание бережного отношения к окружающей среде.
На этапе проверки домашнего задания предложила расшифровать «ШИФРОВКИ» Например:
НАТУНОГРАГ (орангутанг)
КТУШНИЧА (тушканчик)
ТМУНГАС (мангуст)
ГЕБЕТОМ (бегемот)
ФЬНИЛДЕ (дельфин)
ЮРБЛЕВ (верблюд)
КСЛСУИ (суслик)
АОРНТАД (ондатра)
НАТАОЛИП (антилопа)
ЛЬАГЕЗ (газель)
ДАЕЛОПР (леопард)
РБЕЗА (зебра)
На этапе изучение нового материала продолжили запись новых терминов в словарь. На этапе дачи домашнего задания спросила учащихся, а знают ли они, что такое семантика? Ребята ответили, что - нет. Объясняю: семантика – это наука, изучающая значение слова, или лексической единицы. Изучая биологию, вы на каждом уроке знакомитесь с новыми понятиями, которые включают в себя определенные термины, усвоив смысловое значение которых, вы овладеваете понятием. Каждое слово складывается из фонем, т.е. звуков и несет определенный смысл. Например слово биология состоит из двух – био – жизнь и логос –наука, таким образом, что означает название нашего предмета? отвечают: «Наука о живом, о жизни». Совершенно верно, таким образом, изучая тему «Млекопитающие», что в переводе означает млеко-молоко, питание- выкармливаю, то есть выкармливание детенышей молоком, отсюда и название этого класса.