Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

в) «Европа от Атлантики до Урала»;

г) «Хельсинкская Европа».

В чем причина многообразия этих концепций? Насколько они адекватно отражают современные геополитические процессы на Европейском континенте? Каковы их главные недостатки?

27. Согласно геополитической концепции американского ученого С. Хантингтона, мир после конца холодной войны и распада Со­ветского Союза будет определяться уже не идеологическим противостоянием, а взаимодействием (конкуренцией и борьбой) 7— 8 различных цивилизаций. Налицо приверженность идее множе­ственности центров силы, конфликты между которыми будут проходить на стыках цивилизаций, по линиям цивилизационных разломов. Главная ось международных отношений пройдет между Западом и остальным миром, при этом западные страны будут играть все меньшую роль. Что же касается США, то для них цивилизационный разлом чреват разрушением страны.

С помощью примеров подтвердите или опровергните прогно­зы С. Хантингтона.

28. Теория мир-системного анализа В. Валлерстайна предпола­гает разделение стран на:

а) исторически сложившиеся, или «основные»;                            б) периферийные (второстепенные);

в) полупериферийные (промежуточная стадия);                            г) «сильные» или сверхдержавы.

Выявите логику и основания этой классификации. К какой ка­тегории стран согласно данной классификации относятся Брази­лия, Испания, Китай, Япония?

29. В 90-е гг. резко возросло внимание к проблеме национальных интересов России. В анализе их содержания можно выделить два направления: национал-консервативное и национал-либераль­ное.

Национал-консерваторы видят приоритетную задачу полити­ки в укреплении экономического и военно-стратегического поло­жения страны в мире, усматривая наиболее эффективное сред­ство достижения этой цели в экономической активности государ­ства. Для национал-либералов приоритетными являются по­требности и интересы гражданского общества, средством реали­зации которых и выступает внешнеполитическая активность го­сударства. Национал-консерваторы уделяют первостепенное внимание тем факторам политики государства, которые форму­лируют постоянный интерес нации, независимый от меняющихся обстоятельств, тогда как национал-либералов больше интересу­ют изменчивые параметры национального интереса, способные вносить коррективы в политический курс государства.

Сопоставьте взгляды национал-консерваторов и национал-либералов. В чем, на ваш взгляд, заключаются национальные ин­тересы России?

30.Согласно наиболее распространенной классификации, гло­бальные проблемы делятся на три основные группы:

1. проблемы, связанные со сферой международных отношений;

2. проблемы взаимодействия общества и личности;

3. проблемы взаимодействия общества и природы.

Определите, к какой из указанных групп относятся проблемы войны и мира, охраны окружающей среды, экологическая, энер­гетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая проблемы, проблема мирного освоения Космоса и Мирового океана, преодоления экологической отсталости развивающихся государств, ликвидации опасных болезней, сохранения культур­ного наследия и многообразия человечества, межнациональных отношений. Обоснуйте свой выбор.

 

 

Дискуссия.

Место и роль России в современной геополитической картине мира

Чем является Россия в цивилизационном и геополитическом от­ношении: Западом, Востоком, особым геополитическим простран­ством между Западом и Востоком, самостоятельной цивилизацией? Русские геополитические традиции.

Можно ли возродить идею «Третьего Рима»? Геополитический парадокс России: опасность панславизма. Россия — «Вторая Ев­ропа» или «Третий мир»? (Парадоксы европоцентризма в современной России). Россия как «Третья Европа». «Возвращение в ци­вилизацию» как путь на Восток. Евразийская идентичность России.

Многополярность как новая геополитическая модель мира. Гео­политические последствия распада СССР для России. Особенности геополитической периферии России: характер взаимоотношений с «ближним» и «дальним» зарубежьем. Россия в Евразии: геополи­тические вызовы и цивилизационные ответы. Геостратегические интересы России. Анализ сильных и слабых сторон геополитичес­кого положения России (территория, ландшафт, климат, местопо­ложение, протяженность границ, экономика, население, военная мощь, культурно-образовательный уровень населения, эффектив­ность политического режима, государственное устройство, качест­во элит и легитимность руководства и др.) и динамики их развития в 90-е гг. Геополитический статус России как «трансрегиональной державы».

Национальные интересы и безопасность России в постсовет­скую эпоху. Способна ли Россия сформироваться как национальное государство и усилиями самоорганизующегося гражданского общества определить свои «национальные интересы» или она обречена балансировать между «империей» и «смутой»? Прогноз геополи­тического положения России на XXI в.

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

1. Геополитика: предмет, структура, категории и функции.

2. Европа: формирование новой геополитической обстановки.

3. Концепция X. Маккиндера.

4. Российские геополитические традиции.

5. Место и роль России в современной геополитической картине мира.

6. Многополярность как новая геополитическая модель мира.

7. Национальные интересы России.

8. Геополитические регионы современного мира.

9. Особенности геополитической периферии России: характер взаимоотношений с «ближним» и «дальним» зарубежьем.

10. Структура геополитического пространства.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 1998.

Поздняков Э.А. Геополитика. М., 1995.

Андрианова Т.В. Геополитические теории XX в. (Социально-философские ис­следования). М., 1996.

Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М., 1996.

Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. М., 1994. Гл. VII, § 3.

Колосов В.А. Российская геополитика: традиционные концепции и современ­ные вызовы // Общественные науки и современность. 1996. № 3.

Межуев Б.В. Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической жизни // Полис. 1997. № 1.

Туровский Р.Ф. Русская геополитическая традиция // Вести. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1996. № 5.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Панарин А.С. Политология: Учебник. М., 1997. Разд. IX. Гл. II, III.

Геополитика: теория и практика. М., 1993.

Лукин В.П., Уткин А.И. Россия и Запад: общность или отчуждение. М., 1995.

Россия и Европа: тенденции развития на пороге III тысячелетия / Гл. ред. Т.Г. Пархалина. М., 1995.

Страны мира. Краткий политико-экономический справочник / Под ред. И.С. Иванова. М., 1997.

Цыганков П.А. Международные отношения. М., 1996.

Ковалкин B.C. Россия в новых геополитических реалиях на пороге XXI века. М.,1995.

Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1994.

Митрохин В.И. Концептуальные основы стратегии национальной безопаснос­ти России // Социально-политический журнал. 1995. № 6.

Панарин А.С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы // Вопросы философии. 1994. № 12.

Сорокин К.Э. Геополитика России в «ближнем» и «среднем» зарубежье: праксиологические измерения // Полис. 1995. № 3.

 

 

 

 

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Структура словаря

Слова в Словаре расположены в алфавитном порядке.

Заглавное слово словарной статьи дается полужирным прописным шрифтом.

Знак < означает «происходит от...», «на основе...».

Если заглавное слово повторяется в тексте статьи, то оно обозначается первой буквой этого слова с точкой.

Список сокращений

амер. — американский

англ. — английский

греч. — греческий

итал. — итальянский

лат. — латинский

напр. — например

нем. — немецкий

рус. — русский

проч. — прочий

франц. — французский

 

А

АБСЕНТЕИЗМ (< лат. absentia от­сутствие) — уклонение от полити­ческого участия, политическая апатия. Причинами абсентеизма счи­таются: отсутствие у личности об­щепринятых норм политической культуры; утрата или отсутствие групповой идентичности; крайняя степень недоверия к политическим институтам; чувство собственной беспомощности и неспособности повлиять на власть; высокая сте­пень удовлетворенности личных интересов, порождающая ощуще­ние ненужности политики. А. может быть следствием крайней степени удовлетворенности или не­удовлетворенности социально-экономическими условиями жизни. А. можно рассматривать и как свиде­тельство политической стабильности и как следствие утраты поддержки власти со стороны общества. В со­временной России достаточно вели­ка доля населения, для которого ха­рактерен политический А.

АБСОЛЮТИЗМ (< лат absolutus безусловный) — форма правле­ния, разновидность авторитаризма, характеризующаяся сосредоточе­нием в руках монарха законодательной, исполнительной и судеб­ной властей. А. был наиболее рас­пространен в период позднего сре­дневековья в Западной Европе. Современными абсолютистскими монархиями являются Саудовская Аравия, Марокко, Непал. В России А. окончательно утвердился в пери­од правления Петра I и просущест­вовал до 1917г.

АВТАРКИЯ (< греч. autarkeia самоудовлетворение) — политика замкнутости и самоизоляции государства. Чаще всего проявляется в стремлении государства создать самодостаточную экономику, спо­собную функционировать вне ми­ровой хозяйственной системы. А. также может сводиться к культурной изоляции, борьбе с «космополитизмом», утверждению традици­онализма. В Советском Союзе черты автаркии проявлялись в по­литике «железного занавеса», про­водимой с 20-х по 70-е гг.

АВТОНОМНОСТЬ — развитость, дифференцированность и относи­тельная независимость политических институтов. Высокая степень автономности присуща в основном стабильным демократическим режимам. Низкая степень — для неконсолидированных демократий и диктатур.

АВТОРИТАРИЗМ (< лат. auctoritas власть, влияние) — политичес­кий режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии. При авто­ритаризме, в отличие от тоталита­ризма, сохраняются дифференци­рованные отношения между госу­дарством и обществом. К автори­тарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, оли­гархии, диктатуры древней римской империи; феодальные государства средневековой Европы; абсолю­тизм Нового времени; политичес­кие режимы части европейских стран в период между I и II мировы­ми войнами, а в наши дни — большинство государств Азии, Африки, Востока. А. считается антиподом демократии. Его отличительными признаками являются: 1) сильная централизация власти; 2) монопо­лия на власть одной группы, лица или партии; 3) формирование элиты на основе наследования или кооптации; 4) полный или частич­ный запрет оппозиции;5)насильст­венный характер смены власти; 5) ограниченный плюрализм; 6) широкое  использование  силовых структур для удержания власти. При авторитаризме могут сущест­вовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Одна­ко их функционирование достаточ­но ограничено и носит формальный характер. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость граждан­ского общества и экономическая отсталость; преобладание верти­кальных связей и отношений   патронажно-клиентального типа в обществе; господство подданнического типа политической культуры; высо­кая степень конфликтности в раз­вивающихся обществах. Существу­ют различные типы авторитариз­ма — военный, олигархический, популистский, бюрократический, развивающийся (А. развития).

АГРЕГАЦИЯ   ИНТЕРЕСОВ — функция политической системы, заключающаяся в придании однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработке общих требований и их иерархизации. А.И. также связана с согласованием разнонаправленных интересов (например, требований наемных работников и предпринимателей). Функцию А.И. в демократических политических систе­мах выполняют группы интересов, политические партии, парламент. В процессе агрегирования интересов могут вырабатываться как общие соглашения, так и поляризованные позиции, крайние альтернативы политики.

АДАПТАЦИЯ ПОЛИТИЧЕС­КАЯ — приспособление полити­ческой системы, политических структур к требованиям, исходящим от окружающей среды, выра­жающееся в изменении функций, определении новых целей и выра­ботке новых подходов к решению проблем.

АЛМОНД Габриэль (1911) — амер. политолог, специалист в об­ласти общетеоретической и сравнительной политологии. Основные работы: «Сравнительная политика: концепция развития» (1966), «По­литика развивающихся регионов» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988). Наибольшую из­вестность Алмонду принесли рабо­ты по теории политической системы и политической культуры. В мо­дели политической системы, разра­ботанной Алмондом, наибольшее внимание уделялось функциям «входа» и «выхода». Американско­му политологу удалось убедительно показать взаимосвязь между поли­тическими ориентациями, состав­ляющими содержание политичес­кой культуры, и характером функционирования политической сис­темы.

АНАРХИЗМ (< греч. anarchia без­властие) — политическая идеоло­гия, провозглашающая необходимость уничтожения государства и замены любых форм принудитель­ной власти свободной и доброволь­ной ассоциацией граждан. Государ­ство в А. отождествляется с наси­лием и принуждением, несовмести­мыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью. Ведущими теоретиками А. были П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др.

АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ — одна из функций политической сис­темы, заключающаяся в формули­ровании требований, предъявляе­мых к структурам, принимающим решения. В демократических поли­тических системах эту функцию вы­полняют группы интересов, поли­тические партии, парламент, в ав­торитарных — корпоративные ин­ституты.  Различают несколько видов требований, предъявляемых политической системе: 1) требова­ния о распределении благ и услуг (напр., принять законы о прожи­точном минимуме, об образовании, охране окружающей среды и т.п.); 2) требования о регулировании по­ведения (напр., об обеспечении правопорядка, регулировании тру­довых отношений, предоставления права на забастовки); 3) требова­ния, касающиеся коммуникации и информации (например: свободы слова, принятия законов о средст­вах массовой информации, информирования населения о целях про­водимой политики). А.И. способст­вует установлению коммуникации между окружающей средой и поли­тической системой.

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"