Автор: Аня Никитина, 07 Октября 2010 в 19:06, доклад
Давно известно, что миром правят “интересы”. Много тысяч лет назад, у человека, который являлся частью природы, существовал только один “интерес” — выжить и продолжить род. Этот “интерес” и кровно-родственные связи объединяли людей в догосударственном обществе. Навязанный обстоятельствами (и в этом смысле насильственный) коллективизм представлял собой форму обеспечения главного первобытного “интереса”.
Однако со временем человек становится все более независимым от природы, происходит разделение человека и природы. Труд и разум поставили человека в определенном смысле над природой. Этот процесс сопровождается тем, что на фоне экономического развития общества просыпаются или зарождаются все новые и новые социальные “интересы”: семья, сохранение собственности, принадлежность к той или иной нации, религии, а также духовное самовыражение. В диверсификации интересов проявляется смысл жизни человека: расширять сферу своего воздействия, осуществлять пространственную, материальную, духовную экспансию.
Когда хаотичное наслоение интересов пришло в противоречие с первобытной организацией общества, в целях сохранения целостности общества объективно понадобился специальный аппарат для состыковки разнонаправленных интересов. Им стало государство. Общество перешло к новой форме своей организации — государственной.
Давно известно,
что миром правят “интересы”. Много
тысяч лет назад, у человека, который
являлся частью природы, существовал
только один “интерес” — выжить
и продолжить род. Этот “интерес”
и кровно-родственные связи
Однако со временем
человек становится все более
независимым от природы, происходит
разделение человека и природы. Труд
и разум поставили человека в определенном
смысле над природой. Этот процесс сопровождается
тем, что на фоне экономического развития
общества просыпаются или зарождаются
все новые и новые социальные “интересы”:
семья, сохранение собственности, принадлежность
к той или иной нации, религии, а также
духовное самовыражение. В диверсификации
интересов проявляется смысл жизни человека:
расширять сферу своего воздействия, осуществлять
пространственную, материальную, духовную
экспансию.
Когда хаотичное
наслоение интересов пришло в противоречие
с первобытной организацией общества,
в целях сохранения целостности общества
объективно понадобился специальный аппарат
для состыковки разнонаправленных интересов.
Им стало государство. Общество перешло
к новой форме своей организации — государственной.
Следовательно, государство — это не только
результат имущественного расслоения
общества, но и результат/порождение борьбы
интересов. Вот почему зарождение государства
в некоторых древних обществах, согласно
современным исследованиям, опережало
процесс имущественного расслоения общества.
В этих случаях борьба интересов, очевидно,
оказывалась опережающим фактором для
образования государства.
В теории государства
и права принято считать, что
сущность государства заключается
в том, чьим интересам оно служит. В зависимости
от этого различают две стороны сущности:
классовую (может быть, точнее было бы
назвать — групповую, или коллективную)
и общесоциальную1. В разные периоды истории
каждого конкретного государства эти
две стороны сущности государства либо
чередовались, либо действовали одновременно,
только в разных соотношениях: на отдельных
этапах акценты смещались то на обслуживание
интересов каких-то привилегированных
общественных групп, слоев или страт, то
на сохранение целостности и обеспечение
функционирования всего общества.
Таким образом,
главный “интерес” государства
как явления состоит в том,
чтобы сохранить целостность
общества и обеспечить функционирование
общества.
Очевидно, что
социальные интересы, с точки зрения
их носителей, можно подразделить на индивидуальные
(частные, личные), групповые (классовые,
кастовые, институционные), национальные
или этнические (в том числе родовые, племенные,
тейповые), общественные, государственные.
Государственный
интерес — это результирующая интересов
нации, общества и его слоев/страт, а также
индивидуальных интересов. Чем лучше,
эффективнее государство отражает эти
интересы, тем оно прочнее и стабильнее.
В научной литературе
и в политической практике в качестве
синонима термина “государственный интерес”
часто используется термин “национальный
интерес”.
Понятие “интерес”
и соотношение его с другими
категориями
Что такое “интерес”?
В каком соотношении находится
это понятие с такими близкими
ему категориями, как “потребность”,
“цель”, “ценности”?
Вряд ли будет
правильным сводить “интерес” к
“потребностям”2. Так, для удовлетворения
личных социальных потребностей предпринимателя
служит интерес получать прибыль. Потребность
государства в недостающих
Часто бывает, что
известны социальные потребности, но не
ясно, что делать и как удовлетворить
эти потребности, т.е. интересы не осознаны
и не сформулированы, не выстроена система,
иерархия интересов. Именно такая ситуация,
похоже, имеет место в современной России
как внутри страны, так и в ее взаимоотношениях
с другими государствами.
Потребности определяются
содержанием экономических отношений
и потому могут изменяться. Соответственно
корректируются и интересы.
Главная потребность
общества заключается в объективной
необходимости поддерживать условия
жизнедеятельности его
Фактическая степень
включения в межгосударственное
общение может быть разной и зависит
от множества причин. Важно только,
что существует взаимозависимость
между потребностями
Однако в отдельные
исторические периоды государства
допускали рассогласование
Самый яркий
пример — СССР: интересы интернационала
трудящихся, содержания социалистического
блока государств,внешнего противостояния
на оси Восток — Запад подорвали
внутреннюю экономику, вошли в противоречие
с внутренними интересами страны и общества.
Не выдержав этого дисбаланса, государство
распалось. При этом, правда, и сама система
отстроенных государством внутренних
интересов была искажена по разным причинам,
в том числе идеологическим, и сама по
себе вела к тому же результату.
Все то, что удовлетворяет
потребности, можно обозначить понятием
“ценности”. Многообразие мира выступает
в качестве ценностей. Объект обладает
ценностью, если к нему проявляют
интерес. Существует исторически обусловленная
иерархия ценностей: территориальная
целостность, естественные права человека
и т.д.
Одновременно
существует иерархия ценностей для
каждого цивилизационного типа государства,
а также для каждого
Таким образом,
соотношение понятий “интерес”, “потребность”,
“ценность”, “цель”иллюстрируется формулой:
“потребность” может быть удовлетворена
“ценностью”; государство ставит “цель”
— овладеть “ценностью” и определяет
в этом плане свои “интересы”. При этом
сама “цель” тоже может быть “ценностью”.
Следовательно, можно сделать такой вывод:
системе ценностей в принципе должна соответствовать
система интересов.
Система международных
отношений и право
Попытаемся выявить
основные “ценности” и соответствующие
им интересы, присущие развитым государствам
в сфере межгосударственных отношений.
Когда речь идет о развитых государствах,
то имеются в виду государства западного
цивилизационного типа, расположенные
в Европе и Северной Америке.
Однако для
начала требуется некоторое введение
в систему международных отношений
(МО). Многие века государства находятся
во взаимодействии. Конечно же, содержание
межгосударственных отношений в древнем
мире, в середине нашей эры или в начале
ХХI в. качественно различается. В то же
время независимо от исторического периода
в межгосударственных отношениях всегда
просматривалось нечто общее, повторяющееся
— это устойчивые способы организации
государств, особые формы их связей, т.е.
что называется структурой системы3. К
такого рода структурным элементам международных
отношений можно отнести следующие.
1. Наличие государств,
игравших/играющих
2. Наличие “зон
концентрации интересов”, т.е. таких
пространственных или
3. Наличие политико-правовой
“надстройки” в виде правовых и политических
норм, идеологических, внешнеполитических
концепций и доктрин. Когда-то господствующими
принципами, идеями, доктринами были идеи
аннексии, экспансии, империализма и гегемонизма.
Были времена, когда монарх считался носителем
суверенитета (Людовик XIV говорил: “Государство
— это Я”); когда нации и государства делились
на цивилизованные и нецивилизованные
— с разным набором прав и обязанностей:
когда право на войну являлось суверенным
правом каждого цивилизованного государства.
В настоящее время сама политико-правовая
надстройка является ценностью и “зоной
концентрации интересов”: идет борьба
между государствами и группами государств
за то, какие принципы будут положены в
основу системы правового регулирования
международных отношений или различных
сфер этой системы. Сегодня примером этой
борьбы являются разные подходы к соотношению
принципов уважения прав человека и невмешательства
во внутренние дела.
В целом можно
констатировать: то, что происходит
сегодня в межгосударственных отношениях
— это не просто процессы функционирования
системы МО, это процессы перехода из одного
исторического состояния системы в другое
(т.е., процессы развития системы МО).
Функционирование
системы предполагает устойчивость
центросиловых связей, относительную
стабильность и равновесие; в этом случае
одни изменения в системе компенсируются
другими. Попытки государства (или нескольких
государств) добиться односторонних преимуществ
в какой-либо области (в той или иной “зоне
концентрации интересов”) вызывают встречную
реакцию другого государства (или государств),
имеющую целью компенсировать приобретенные
другой стороной преимущества.
Так, “стратегической
оборонной инициативе” со стороны
США Советский Союз обещал противопоставить
свой ассиметричный ответ, который должен
был свести к минимуму полученные Соединенными
Штатами односторонние преимущества.
Сейчас аналогичная ситуация складывается
с возможным развертыванием в США, в нарушение
имеющихся договоренностей, общенациональной
системы противоракетной обороны. Если
США приступят к ее развертыванию, то это,
несомненно, вызовет “компенсаторные”
действия со стороны многих государств,
и даст основания применить rebus sic stantibus
— “оговорку о неизменности обстоятельств”
для того, чтобы пересмотреть целый ряд
договоров и отказаться от некоторых из
них. Таким образом, политика взламывает
систему права, новый баланс интересов
пробивает себе дорогу, чтобы в конечном
счете найти отражение в новых правовых
нормах.
Информация о работе Государственный интерес как элемент политической системы