Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:03, контрольная работа
Основателем теории политической системы можно считать Д. Истона, который представлял ее, как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Политика, по его мнению, является частью целостности - общества, поэтому она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами.
1. Возникновение термина политическая система. 3
2. Определение - политическая система 6
3. Исторический процесс 10
4. Структура политической системы. 14
5. Кризис политического развития России. 21
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
КЕМЕРОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине «Политология»
Тема:
«Политические системы»
КЕМЕРОВО 2010 г.
Содержание:
Термин политическая система был введен в политологию в 50 - 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие "система" ввел в оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию принес Т. Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех п одсистем: экономической, политической, социальной и духовной. каждая из них выполняет определенные функции.
Основателем теории политической системы можно считать Д. Истона, который представлял ее, как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Политика, по его мнению, является частью целостности - общества, поэтому она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами.
Иной подход избрал американский политолог Г. Алмонд. Он исходил из того, что политическая система может исправно выполнять свои функции только при условии функционализации политических институтов, т.е. каждый элемент целостности выполняет жизненно важную функцию всей системы. На основе этого стали развиваться сравнительные исследования политических систем. Это было важно для выделения основных жизненно важных функций политической системы, которые необходимы для эффективного социального развития. Исходя из этого, Г. Алмонд определил политическую систему как совокупность ролей и взаимодействий между собой, осуществляемыми не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества. В частности установили, что политическая система должна эффективно выполнять три группы функций:
функции взаимодействия с внешней средой;
функции взаимосвязи внутри политической сферы;
функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.
Политическая
система существует неразрывно с
государством, так как государство
является едва ли не самым главным
элементом политической системы. Возникновение
политической системы практически связано
с возникновением государства вообще,
так как с его возникновением начинается
возникновение различных негосударственных
образований. “Аристотель упоминает о
партиях горы и равнины в рабовладельческой
Греции”. В жизни феодального общества
важную роль играли такие объединения
собственников, как общины, гильдии, цеха.
“Государство и негосударственные организации
господствующих и угнетенных классов
в своей совокупности и составляли политическую
систему конкретного классового общества”.
Однако политические организации того
времени были далеко не совершенны, но
даже и современные системы еще далеки
от идеальных, то есть от таких, которые
бы удовлетворяли интересы всех слоев
населения. К политической системе общества
вообще и к Российской в частности проявляется
весьма обостренное и противоречивое
внимание. Поставим цель - понять и объяснить
настоящее и прошлое, рассуждать на основе
глубокого и разностороннего анализа
окружающей действительности. Этот поход
вряд ли возможен без разностороннего
понимания того, что представляет собой
политическая система, ее природа, содержание,
назначение.
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, которые подчинены кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений.
Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами, такими как демографическими, пространственно – территориальными, а также внешнеполитическим оружием.
Центральное
положение политической системы
в этой структуре ее внешнего и
внутреннего окружения
Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.),
типом государства (монархия, республика),
характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.)
социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остро конфликтных либо консенсунсных и т.п.),
политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами),
характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых),
историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.),
исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровно - родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).
Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.
Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение, т.е. очерченное границами страны и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций, партий, общественных организаций. Действия политических институтов (власти политического центра и местного самоуправления), границ политического и экономического управления, сфера политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется в конституции, законе, эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношений между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной и децентрализованной власти .
Существование политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства какого-либо нового типа, например, переход от политической системы феодального общества с отношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра к политической системе буржуазного общества с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и т.д.
Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд закономерностей:
1.
Тенденции концентрации и де
концентрации власти, ее централизации
и децентрализации, борьбу
2.
Общий процесс усложнения
3.
Формализацию системы, ее
4.
Более полное сочетание
5. Развитие конституционного процесса и системы суверенитетов власти, народа, права, государственно-территориальных образований и пр.
6.
Формирование в структуре
7.
Разрастание аппаратов
8.
Формирование различных групп
Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно - временных изменений постоянен. Такими же постоянными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории представляется как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать, в конечном счете, за счет общества.
В древности в отдельных регионах подобные системы, например деспотического азиатского типа, связанные с так называемым азиатским способом производства, существовали неограниченно долго и разрушились главным образом в результате нашествий извне и гибели государства. В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы.
Политическая
система также представляет собой
процесс политических отношений
и политической деятельности и их
институциализации, т.к. не институциональные
формы политической жизни (группы по
интересам, инициативные движения, самоуправление
разных видов и т.п.) в процессе их самоорганизации
неизбежно выделяют управляющие центры,
лидеров, их окружение, формируют правила
поведения и институциональные органы.
Процесс институциализации включает
формирование и поддержание центров власти.
Политическая система обеспечивает их
связь с функциональной политической
периферией.