Политическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

В начале 90-х годов Россия встала на новый путь развития в связи этим изменились взгляды на многие проблемы и пути их решения. Начались продолжительные реформы, которые продолжаются и до настоящего времени, целью которых является перестройка сложившегося общественного и политического строя, государственного аппарата. Политическая система российского общества также подверглась серьезным изменениям: вновь воссоздана многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере.

Содержание

Введение................................................................................................................... 3
1. Понятие, структура и функции политической системы общества................. 4
2. Виды политических систем................................................................................ 10
3. Место и роль государства в политической системе общества....................... 14
4.Государство и право в стабилизации, развитие и защите экономических отношений ……………………………………………………………………………. 20
Заключение………………………………………………………………………. 27
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Государство и право.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение...................................................................................................................    3

1. Понятие,  структура и функции политической  системы общества.................    4

2. Виды политических систем................................................................................  10 

3. Место и роль государства в политической системе общества.......................   14

4.Государство и право в стабилизации, развитие и защите экономических отношений …………………………………………………………………………….    20

Заключение……………………………………………………………………….    27

Список  используемой литературы……………………………………………….  29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В начале 90-х годов Россия встала на новый путь развития в связи этим изменились взгляды на многие проблемы и пути их решения. Начались продолжительные реформы, которые продолжаются и  до настоящего времени, целью которых является перестройка сложившегося общественного и политического строя, государственного аппарата. Политическая система российского общества также подверглась серьезным изменениям: вновь воссоздана многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере.

      Политическая система в демократическом государстве значительно отличается от  политической системы общества государства, в котором действует тоталитарный или авторитарный режимы, которые существовали в нашей стране  до недавнего времени. По-этому  вопрос  трансформации  политической системы вызывает большой интерес, поскольку как быстро мы сможем перестроится зависит будущее нашего государства.

  В развитых капиталистических странах политические системы  уже сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, да и вряд ли будет закрыта, так как невозможно создать идеальную политическую организацию общества, и расхождения по этому вопросу просто неизбежны.

      Реформы распространились и на экономическую сферу. Вводятся различные  виды  собственности, а  главное их одинаковая защита. Начинается переход к рыночной экономики, как показали экономические кризисы путь «тернистый» и сложный.

      В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть понятие  политической системы общества, дать ей типологию. Раскрыть ее структурные элементы и выявить тот, который занимает главенствующие место и причины в связи, с которыми он его занимает. Уделю внимание воздействию государства и пава на экономические отношения, в современных условиях и пределы их влияния.  

 

    1.Понятие, структура и функции политической системы общества

     Разнообразные политические явления неразрывно взаимосвязаны  между собой и составляют определённую целостность, социальный организм, выделяющийся из остального общества. Это их свойство и отражает понятие политической системы.

     Термин  «политическая система» вводится в  научный оборот в 50-60-е гг. ХХ в. рядом американских социологов и политологов (Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч, Т. Парсонс) с целью дать системный  анализ  проходящих в обществе политических процессов. Данный интерес был вызван к жизни условиями развитой буржуазной демократии, когда стало очевидным, что на осуществление государственной власти влияют разные субъекты политической жизни т.е. власть в обществе рассредоточивается, «диффузирует» по различным социальным институтам (партии, профсоюзы, корпоративные организации, церковь, семья и т. д.), среди которых государство - только «первое среди равных».

     Если  рассматривать общество как систему, то можно сделать  вывод,   что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Каждая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

     «Экономическая  подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах. Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. Социальная подсистема обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передачу новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения. Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами»1.

      Политическая  система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует  с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными) а также внешнеполитическим оружием. Центральное  положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.

      Политическая  система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

     В научной литературе существуют различные  точки зрения на понятие политической системы. Такое разнообразие мнений само по себе естественно, ибо, с одной стороны, отражает закономерный процесс постоянного накопления и развития научных данных о политической системе, подчеркивает ее сложный и противоречивый характер, а с другой - выделяет различные субъективные методологические и идеологические позиции авторов.

     На  основе рассмотренных характеристик  можно дать более или менее универсальное и самое общее понятие политической системы.

      Политическая система - это совокупность взаимодействующих между норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.

     Политическая  система структурна, т.е. включает части  или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Можно  выделить следующие элементы политической системы:

     1. «Правовые и политические нормы - сложившиеся или    установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур»2. Через правовые и политические нормы получают официальное закрепление социальные интересы и  политические устои.

     2. Политические отношения - это отношения людей по поводу государственной власти, устройства и управления обществом. Эти отношения возникают на определенном этапе развития общества, когда извечная социальная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов начинает удовлетворяться при активном участии такого специфического социального института, как государство.

     3. Политические организации - совокупность институтов, посредством которых осуществляется политическая власть и управление общественными процессами. Она включает в себя: государство (основной институт политической системы); политические партии; массовые общественные движения, организации и инициативы граждан и т. д. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено к двум основным типам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются. 

  Стоит также отметить, что организации являющиеся элементами политической системы должны быть легальные, не запрещенные законом организации, деятельность которых не направлена на разрушение господствующей системы.

     4. Политическое сознание и политическая культура. Под политическим сознанием имеется в виду многообразие проявлений духовности отражающих деятельность механизмов  политической  власти  и  направляющих  поведение людей в сфере политических отношений.

     «Политическая культура – система ценностей политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений»3.

     5. Политическая практика – действие людей направленных на осуществление политической власти в обществе. Политическая деятельность - одна из форм общественной деятельности. Но это особая, специфическая сфера деятельности. Она представляет собой совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так  же партий по реализации своих политических интересов и, прежде всего по поводу завоевания, использования и удержания власти.

      Формы политической деятельности внутри политических партий различны: споры, диспуты, широкий  обмен мнениями, как в аудитории, так и в средствах массовой информации; Цель диалога - выяснения точек зрения,  достижения согласия по обсуждаемым вопросам, а главное - осуществление согласованных действий. Политическая деятельность, как любая другая, разделяется на теоретическую и практическую. Для теоретической деятельности характерны такие виды: познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировачная.

      Для практической деятельности: обширный спектр видов, зависящий от конкретной сферы политической  жизни, где  осуществляются политические действия: это внешняя политика и международные  отношения, выработка и реализация внутренней  политики государства, участие в жизни партий, военная политика и т.д.

     Для характеристики политической системы  важное значение имеет вопрос о ее функциях.

     В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение её жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы рассматриваются как дисфункции.

     Одна  из общепризнанных классификаций функций  политической системы была представлена Г.Алмондом и Дж. Пауэллом. они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают сохранение системы через её изменение.

     Сохранение  или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живёт человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы.

     Жизнеспособность  системы обеспечивается её способностью к адаптации к окружающей среде, её возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти, способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.                                                  Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри её. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий.

Информация о работе Политическая система