Партия как элемент политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 23:08, реферат

Описание работы

Конец XIX и XX век в мировой истории характеризуются процессом бурного возникновения, борьбы, расколов и исчезновения большого количества самых разнообразных политических партий, организаций и движений. Чтобы правильно оценить происходящее, прогнозировать движение событий, практически реально определиться и адекватно действовать, необходима достоверная теория политической партии и политической организации.

Содержание

Введение. 2 стр.
Партии и заинтересованные группы. 4 стр.
Происхождение политических партии. 9 стр.
• Отличительные признаки партии.
• Возникновение партий.
Структура политических партий. 12 стр.
Типология политических партий. 13 стр.
• Кадровые партии.
• Массовые партии.
Функции и элементы политических партии. 17 стр.
Роль партий в политической системе общества. 22 стр.
Заключение. 24 стр.
Список используемой литературы. 26 стр.

Работа содержит 1 файл

Партия как элемент политической системы общества..doc

— 124.50 Кб (Скачать)

 НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ. 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

На  тему: «Партия как элемент политической системы общества». 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                 Выполнил:

                     Группы 9131

                     Преподаватель: 
                 

  
 

                                                  Новосибирск 2000г. 

       Содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Конец XIX и XX век в мировой истории характеризуются процессом бурного возникновения, борьбы, расколов и исчезновения большого количества самых разнообразных политических партий, организаций и движений. Чтобы правильно оценить происходящее, прогнозировать движение событий, практически реально определиться и адекватно действовать, необходима достоверная теория политической партии и политической организации.

       Слово «партия» имеет латинское происхождение. Политическая партия – это часть какого-либо общественного класса, его наиболее активная, сознательная и организованная часть, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.

       Говоря  о причинах, сделавших необходимым  появление политических партий, В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы масса  определенного класса могла научиться понимать свои интересы, свое положение, научиться вести свою политику, именно для этого необходима организация передовых элементов класса немедленно, и во что бы то ни стало, хотя бы в начале эти элементы составляли ничтожную долю класса» (В. И. Ленин, П.С.С., т 24, стр. 37). А М. Вебер картину возникновения политических партий представил так: «Духовенство, учителя, профессоры, адвокаты, врачи, аптекари, состоятельные сельские хозяева, фабриканты образовывали сначала нерегулярные политические союзы, самое большее – локальные политические клубы. Сплоченность обеспечивают только парламентарии; решающую роль при выдвижении кандидатов играют люди, уважаемые на местах. В мирное время руководство клубами или совершенно бесформенным политическим предприятием осуществляется со стороны небольшого числа постоянно заинтересованных в этом лиц, для которых подобное руководство – побочная или почетная должность. И лишь в больших городах постоянно имеются партийные союзы с умеренными членскими взносами, периодическими встречами и публичными собраниями для отчета депутатов». 

       Неотъемлемой  частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Этимологически «партия» означает «часть», «отдельность», элемент политической системы.

       ПАРТИЯ - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.

       Политическая  партия - это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале ХIХ в.

         Существует множество подходов  к определению сущности политических  партий: понимание партии как  группы людей, придерживающихся  одной идеологической доктрины (Б. Констан.); трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм); институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже).

       Другие  подходы к определению партий:

       партия - носитель идеологии;

       партия - длительное объединение людей;

       цель  партии - завоевание и осуществление  власти;

       партия  стремится заручиться поддержкой народа.

         Среди реальных политических  сил, открыто действующих на  политической сцене, самой влиятельной являются партии.

       В смысле представительства и выражения  групповых и индивидуальных интересов политические партии составляют главный элемент гражданского общества.

       Трудно  себе представить общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок.

       Институт  партий – результат социально-экономической  и социально-культурной эволюции общества. Место и роль партий в конкретной политической системе, характер отношений между ними обуславливаются влиянием этнокультурных и демографических процессов, исторических традиций, религии и т.д. Значимость партий привела к образованию внутри политологии самостоятельной отрасли знания – партологии, изучающей партии и партийные системы. 
 

       Партии  и заинтересованные группы 

       Анализ важнейших характеристик партий будет неполным, если не затронет вопроса о группах и объединениях, то есть структурах, на которых основываются как сами партии, так и политические феномены в целом. Классическая демократическая теория почти ничего не говорит о группах. В центре ее внимания - отдельный индивид и государство. Государство имеет дело в значительной мере скорее с группами, нежели с отдельно взятыми индивидами. Например, член парламента, решая, как ему голосовать, думает не столько о конкретном человеке, сколько о потребностях и интересах профессиональных групп фермеров, рабочих, учителей и т.д. С точки зрения политической значимости группы выполняют такие функции, как формулирование и оценка политических проблем, наблюдение за действиями правительства, реализация действия по "проталкиванию" тех или иных интересов и т.д.

       Разумеется, не все группы имеют прямое отношение  к политике. Но вместе с тем, очевидно, что политика осуществляется преимущественно на групповой основе. Здесь, прежде всего речь идет о так называемых заинтересованных группах: разного рода организациях, объединениях, союзах предпринимателей, рабочих, фермеров, учителей, адвокатов, производителей той или иной продукции.

       Если  главная цель партий - завоевание власти для реализации определенного политического курса, то заинтересованные группы, или группы давления, как указывает само их название, преследуют цель оказать влияние на политику. Партия, как правило, включает людей с разнообразными интересами и разными установками и ориентациями, в то время как заинтересованные группы состоят из тех, которые преследуют специфические для всех ее членов интересы и концентрируют свое внимание главным образом на одной или нескольких проблемах. Партия же должна сформулировать такие политические позиции, которые носят общий характер. Когда мнения избирателей резко расходятся, большинство кандидатов пытаются занять среднюю позицию, с тем чтобы избежать риска потерять ту или иную значительную группу избирателей.

       В отличие от партий, которые, как правило, вынуждены сглаживать различия по важнейшим проблемам с целью создания базы для объединения разнородных социальных слоев в широкую кампанию, способную обеспечить победу на выборах, заинтересованные группы занимают четко выраженные позиции, объединяющие всех членов этих групп. Например, американская "Нэшнл райфл асошиэйшн" состоит только из лиц, заинтересованных в непринятии закона о контроле за продажей и ношением огнестрельного оружия.

       Заинтересованные  группы обеспечивают каналы, как для  эффективной конкуренции, так и массового участия в политическом процессе. Они обладают значительными ресурсами для уравновешивания тех или иных действий государства, задевающих их интересы, предоставляют отдельному индивиду возможность оказывать давление на политических лидеров и тем самым принимать участие в политике.

       Испытанным  средством воздействия заинтересованных групп на курс государственно-политических институтов и политических партий является так называемое лоббирование. Это приемы, с помощью которых заинтересованные группы добиваются реализации своих целей. Лоббисты представляют собой штат людей высокой квалификации. Во многих случаях они хорошо знают свое дело, способны доходчиво объяснить сложные и трудные вопросы, естественно, в свою пользу. В коридорах власти они добиваются финансовых выгод или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода парламентских комитетах и учреждениях исполнительной власти. Нередко лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между заинтересованными группами и политическими деятелями, роль связующего звена между заинтересованными группами и законодателями, оказывая существенное влияние на формирование политического курса правительства. Особенно большим влиянием они пользуются в США. Некоторые авторы даже называют лоббизм "третьей палатой" законодательных учреждений и "интегральным элементом системы управления Америки".

       В настоящее время в США существует множество ассоциаций, выступающих  в качестве объединений заинтересованных групп, представляющих предпринимательские круги. Среди них наиболее крупными являются Торговая палата США (объединяет 27 тыс. штатных и местных палат, 200 тыс. компаний-членов и 13 тыс. предпринимательских ассоциаций), Национальная ассоциация промышленников (в нее входят 75% всех промышленных компаний США), Национальная ассоциация малого бизнеса (500 тыс. компаний) и Национальная федерация независимого бизнеса (400 тыс. компаний). К наиболее крупным лоббистским организациям, пользующимся большим влиянием в Вашингтоне, относятся "Нэшнл райфл асошиэйшн", "Нэшнл эдвокэйшн асошиэйшн". Американская федерация фермерских бюро,  Американская ассоциация адвокатов, Американский нефтяной институт, "Шоссейное лобби", "Военно-промышленное лобби", так называемое "Еврейское лобби" и т.д. Как признавал журнал "Форчун", финансово-промышленные круги Америки превратились в "самое эффективное лобби страны, отстаивающее своекорыстные интересы".

       О характере и разнообразии подобных объединений в ФРГ дает представление перечень их названий: Объединение немецких профсоюзов, Федеральное объединение союзов немецких работодателей, Федеральное объединение германской промышленности. Союз налогоплательщиков, Союз демократических ученых. Спортивный немецкий союз и т.д. На региональном и федеральном уровнях существует множество объединений и организаций ремесленников, студентов, врачей, деятелей культуры, потребителей товаров широкого спроса и т.д. По некоторым данным, в ФРГ насчитывается от 4 тыс. до 5 тыс. таких объединений. Аналогичное положение можно констатировать и в других индустриально развитых странах.

       Наиболее  активно к тактике лоббирования прибегает крупный, средний и  мелкий бизнес, их предпринимательские  ассоциации и организации. Важная задача, стоящая перед ними, - воздействие на формирование политической стратегии правительства. Особую настойчивость в этом проявляют руководители корпораций, которые проникают в политические круги, используя личные и партийно-политические связи, участие в предпринимательских и профессиональных ассоциациях и в различных подкомиссиях. Для реализации своего влияния в политической жизни страны бизнес создал широкую сеть различных организаций. В США это так называемые совещательные комитеты бизнеса при правительстве вроде совещательного комитета по частному предпринимательству во внешней торговле или совещательного комитета промышленников при министерстве обороны США, которых в настоящее время насчитывается около 2 тыс.: политические организации бизнеса, как, например, комитет бизнеса за сокращение налогов, "круглый стол" бизнеса, чрезвычайный комитет за развитие американской торговли и др. Эти и подобные им организации призваны отстаивать интересы бизнеса в различных государственно-политических институтах и учреждениях, содействовать формированию угодного бизнесу политического курса.

       В отличие от США, большинство групп  давления в европейских странах  тесно связаны с правительством. Нередко правительство делегирует им отдельные функции: например, установление цен, реорганизацию тех или иных отраслей промышленности в соответствии с определенным планом, введение квот и т.д. Часто есть прямая правительственная поддержка, например в таких начинаниях, как совместное владение акциями правительством и частными лицами или организациями, поощрение правительством картелей и т.д. Правительство и политические партии совместными усилиями способствуют деятельности заинтересованных групп.

Информация о работе Партия как элемент политической системы