Политическая система общества

Автор: А G, 15 Ноября 2010 в 01:02, контрольная работа

Описание работы

Введение
Термин «политическая система» стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы в жизни общества
Наиболее детально разработанная теория политической системы была предложена американским политологом Д.Истоном. В дальнейшем теория политической системы получила развитие в работах Г.Алмонда, Д.Пауэлла, К.Дойча и других ученых.

1.Понятие, компоненты, структура и функции политической системы общества
Понятие «политическая система» отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Данная категория позволяет представить политику как целостное явление. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «политическая система».
Структура политической системы. Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.

2.Типы современных политических систем
Отечественные и зарубежные политологи в качестве критериев типологизации современных политических систем чаще всего принимают следующие: характер общественного строя, политический режим, форму государства, господствующую в обществе идеологию, географическую, национальную, религиозную принадлежность и др. [2,с.97]


3.Легитимность политических систем
Легитимной называется та власть, которая принимается массами и опирается на добровольное согласие подчиняться по своей воле, а не по принуждению. Другими словами легитимной является правящая группа, право на власть которой признано и подтверждено в какой-либо форме широким народным согласием. Легитимность – это социально значимые причины и обстоятельства, которыми обосновываются право данной группы на власть. Такими причинами оправдывается факт подчинения большинства меньшинству. [1,с.145]

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ПОНЯТИЕ, КОМПОНЕНТЫ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
3.ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

политология .doc

— 73.00 Кб (Скачать)

 

Введение

    Термин  «политическая система» стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы в жизни общества

    Впервые системный подход для исследования общества применил Т.Парсонс. Согласно его концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной. Они выполняют определенные функции, обеспечивающие  функционирование общества в целом. Экономика выполняет функцию адоптации, то есть приспособления к окружающей среде. В этом отношении данная подсистема должна обеспечить потребности людей в необходимых материальных благах. Социальная подсистема, включающая совокупность норм и правил, обеспечивает поддержание сложившегося образа жизни. Политическая система выполняет функцию целеполагания – определение общих целей и путей их достижения. Культура обеспечивает интеграцию общества.

    Наиболее  детально разработанная теория политической системы была предложена американским политологом Д.Истоном. В дальнейшем теория политической системы получила развитие в работах Г.Алмонда, Д.Пауэлла, К.Дойча и других ученых.

 

1.Понятие, компоненты, структура и функции политической системы общества

    Понятие «политическая система» отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Данная категория позволяет представить политику как целостное явление. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «политическая система».

    Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили политическую систему как совокупность политических ролей и их взаимодействий, связанных с осуществлением власти.

    Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей  и ресурсов. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы. В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы, использовав, понятия «вход» и «выход». [3,с.26]

    На  «входе» он выделил два основных элемента: требования и поддержку. Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д.Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы.

    Политическая  система, реагируя на воздействия внешней  среды, преобразует требования и поддержку на «выходе» в решения и действия. Политические решения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. В этом отношении политическая система оказывает активное влияние на другие подсистемы общества.

    Структура политической системы. Политическая система  чрезвычайно сложное явление. Она  состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют  пять основных подсистем в структуре политической системы.

    Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений  между ними. Центральное место  в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.

    Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь  общества.

    Функциональная  подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления  власти.

    Коммуникативная подсистема включает все каналы политического  взаимодействия.

    Идеологическая  подсистема – это совокупность различных  по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

    Культурная  подсистема – комплекс типичных для  конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и  моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности. [3,с.31]

    Функции политической системы Функция –  это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой  способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. В современной политической науке существуют, следующие основные классификации функций политической системы.

    Г.Алмонд и Г. Пауэлл разработали классификацию  функций политической системы, основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия.

    В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций: преобразования, адаптации и сохранения системы.

    Первая  группа включает шесть функций, различаемых в зависимости от «входа» и «выхода». На «входе» выделяют две функции: 1) артикуляция (выражение) интересов; 2) агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов. На «выходе» четыре функции: разработка норм, применение норм, контроль за применением норм, политическая коммуникация.

    Вторая  группа включает две основные функции  – политическое рекрутирование и  политическую социализацию. Политическое рекрутирование представляет собой  процесс подбора и подготовки кадров для политической системы. Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры. [3,с.38]

    Близкую по смыслу классификацию функций  предложил Д. Эптер. На «входе» он рассматривает четыре функции: политическое рекрутирование и социализация, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На «выходе» три - принятие правил, применение правил, судопроизводство.

    Для отечественной литературы характерны схожие классификации функций. Обычно выделяют следующие:

    Политическое  руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение  стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому  соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.

    Консолидация  общественно-политического строя, обеспечение  существования общества как единого  целого (интегративная функция). Она  объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества.

    Регулятивная  функция. Она связана с потребностями  упорядочения и регламентации политического  поведения и политических отношений  в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм  права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения. [5,с.67]

    Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

    Дистрибутивная  функция, направленная на распределение  ресурсов и ценностей между его  членами.

    Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

 

2.Типы современных политических систем

    Существуют  различные формы политических систем, отличающихся друг от друга объективно и закономерно существующими культурными и социально-историческими особенностями. При всей специфичности каждой из них между ними есть и определенные общие черты, характеристики. Это дает возможность все современные политические системы разделить либо отдельные политические системы объединить в определенные группы на основании тех или иных принципов, критериев. Типология политических систем имеет разные критерии и подходы, поэтому отличается большим многообразием.

    Отечественные и зарубежные политологи в качестве критериев типологизации современных политических систем чаще всего принимают следующие: характер общественного строя, политический режим, форму государства, господствующую в обществе идеологию, географическую, национальную, религиозную принадлежность и др. [2,с.97]

    Марксистский подход опирается на такие фундаментальные критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры. Соответственно выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Такой формационный принцип типологии позволяет различать политические системы по коренным, классовым признакам, в рамках которых могут быть разные образцы и конкретные формы. Отличительной особенностью данной типологии является довольно жесткая противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

    Существует  множество других классификаций  политических систем, основанных на значительном числе различных критериев и  утвердившихся в политологии. Американский политолог Г. Алмонд, например, выделил англо-американскую, континентально-европейскую, тоталитарную и доиндустриальную системы. Дж. Коулмен писал о конкурентной, полуконкурентной и авторитарной системах, а Д. Эптер — о диктаторской, олигархической, косвенно-представительной и прямой представительной системах.

    Широкое распространение получила типология  политических систем, в основе которой  лежит характер политического режима. В ее рамках обычно выделяют три  типа политических систем: 1) тоталитарные; 2) авторитарные; 3) демократические. Иногда к ним добавляют либеральный тип политической системы. Цель данной типологии заключается в том, чтобы охарактеризовать политическую систему с точки зрения способов осуществления политической власти. В демократической системе создана система политических институтов, норм, структур и учреждений, которая обеспечивает гражданам более или менее организованное участие во власти и контроль над нею. Противоположностью демократической системе является авторитаризм, включающий в себя различные виды самовластия (самодержавия), режимов личной власти, диктатур и деспотических правлений. Для тоталитарной системы характерен полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, запрещение демократических организаций, ограничение конституционных прав и свобод, репрессии против прогрессивных сил, милитаризация общественной жизни. [2,с.101]

    Политологами  нередко осуществляется типологизация  политических систем, основывающаяся на форме государства. При таком  подходе внимание обращается на два  признака: соотношение различных ветвей и институтов власти и территориальное устройство политической системы общества. В соответствии с первым признаком современные политические системы делятся на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские, президентские). Согласно второму признаку политические системы дифференцируются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

    Широко  известна типология современных  политических систем, базирующаяся на учете сложившейся в различных  странах мира практики формирования правительства политическими партиями. В соответствии с таким подходом выделяются однопартийные, двухпартийные и многопартийные политические системы.

    В зависимости от степени политических изменений различают политические системы традиционные и модернизированные. Для современных традиционных систем характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость гражданского общества, форм политического поведения, консерватизм в осуществлении необходимых обществу структурных изменений. Традиционные системы отличаются слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим способом обоснования власти. [8,с.211]

Информация о работе Политическая система общества