Государственный интерес как элемент политической системы

Автор: Аня Никитина, 07 Октября 2010 в 19:06, доклад

Описание работы

Давно известно, что миром правят “интересы”. Много тысяч лет назад, у человека, который являлся частью природы, существовал только один “интерес” — выжить и продолжить род. Этот “интерес” и кровно-родственные связи объединяли людей в догосударственном обществе. Навязанный обстоятельствами (и в этом смысле насильственный) коллективизм представлял собой форму обеспечения главного первобытного “интереса”.
Однако со временем человек становится все более независимым от природы, происходит разделение человека и природы. Труд и разум поставили человека в определенном смысле над природой. Этот процесс сопровождается тем, что на фоне экономического развития общества просыпаются или зарождаются все новые и новые социальные “интересы”: семья, сохранение собственности, принадлежность к той или иной нации, религии, а также духовное самовыражение. В диверсификации интересов проявляется смысл жизни человека: расширять сферу своего воздействия, осуществлять пространственную, материальную, духовную экспансию.
Когда хаотичное наслоение интересов пришло в противоречие с первобытной организацией общества, в целях сохранения целостности общества объективно понадобился специальный аппарат для состыковки разнонаправленных интересов. Им стало государство. Общество перешло к новой форме своей организации — государственной.

Работа содержит 1 файл

Давно известно.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

В структуре международно-правовых норм все чаще и четче будут проявляться такие компоненты нормы, как санкции. Определенные изменения должны произойти и в практике принятия международных решений на многостороннем уровне (консенсус, “пакетные решения”, взвешенное голосование); не исключено развитие системы международного прецедентного права. Возникнут надгосударственные механизмы (способы) принуждения государств. Это тем более необходимо, что в условиях дефицита природных ресурсов борьба и противостояние интересов в экономическом разделе мира сохранятся и, возможно, даже ужесточатся. 

5. В ХXI в. появится  новая самостоятельная отрасль  МП — международное процессуальное  право, ядром которого уже сегодня  можно назвать “общие принципы  права”. Первые институты этой  отрасли уже зарождаются в сфере процедур по мирному разрешению споров и реализации принципа добросовестного выполнения международных обязательств. Частью международного процессуального права станет международное коллизионное право. Будет решаться также задача создания всемирно признанных коллизионных норм в международных гражданско-правовых и трудовых отношениях, в том числе путем заключения новых международных договоров. 

Таким образом, планетарный рынок товаров, услуг, инвестиций и рабочей силы, который  возникнет в ХXI в., скорее всего, потребует и соответствующей регулирующей правовой системы — суперсложной, полисистемной и всеохватной. Уже сегодня МП в каких-то точках “сближается” и “сливается” с внутренним правом (международным частным правом).  

В Глобальной правовой системе и МП, и МЧП, и системы внутригосударственного права станут многоуровневыми правовыми отраслями и институтами. Если объект регулирования носит комплексный полисистемный характер (например, валютно-финансовые отношения), то и регулирующая этот объект система также должна быть комплексной, полисистемной. А такие явления международной системы, как ТНК (в качестве “межотраслевого института”), должны будут регулироваться одновременно нормами различных отраслей Глобальной правовой системы — МП, МЧП, ВП, которые необходимо кодифицировать, систематизировать и согласовать между собой. 

Универсальная система МП, возможно, повторит путь, которым идет развитие системы правового  регулирования в рамках ЕС. Римский  договор об учреждении ЕЭС 1957 г. в  заданных рамках создал свой собственный правопорядок, являющийся составной автономной и приоритетной частью правопорядка государств-членов. Субъектами права сообществ являются и государства, и граждане одновременно. Сложилось своеобразное разделение труда между правом сообществ и национальным правом государств-членов при верховенстве права сообществ.  

“Наднациональность” в ЕС олицетворяет сочетание индивидуальных национальных интересов государств-членов и одновременно всего сообщества в целом. При этом МП обладает приоритетом над правом сообществ. И уже сегодня такие сложные объекты регулирования, как сфера движения лиц, товаров, услуг, капиталов, транспортная, сельскохозяйственная, валютно-экономическая политика, регулируются в ЕС триединством — МП, правом сообществ и системами внутригосударственного права. 

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие МП в ХXI в. будет происходить между  двумя основными тенденциями  — в противоречиях между субординационными  и координационными методами регулирования, в русле дилеммы: МП как договор или как конституция. Будет происходить перестройка системы в сторону “конституции”, однако в целом в ХXI в. это противоречие не разрешится.  

Задача российских специалистов-практиков, работающих в  сфере МО, соответствующих государственных органов, российской науки МП состоит в том, чтобы содействовать осознанию, формулированию и обеспечению российских государственных интересов прикладными, правовыми, политическими, экономическими средствами; опережающими темпами воздействовать на формирование правовых норм и институтов. Следовательно, надо научиться упреждающими действиями, через прецеденты, односторонние действия и акты, инициативные решения международных организаций и т.п., самим формировать развитие МП в желательном направлении. Необходимо научиться закладывать в нормы МП российские государственные интересы так, как это всегда делали и делают наши стратегические партнеры-соперники. 
 

-------------------------------------------------------------------------------- 

1 См.: Общая теория  права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. —М., 1997. С. 280. 

2 См.: Михайлов  С.В. Интерес как общенаучная  категория и ее отражение в  науке гражданского права // Государство  и право. 1999. № 7. С. 86—88. 

3 Поздняков Э.А.  Системный подход и международные  отношения. —М., 1976. С. 86. 

4 См.: Шумилов  В.М. Международное экономическое  право. —М., 1999. С. 56—58. 

5 См.: Тункин  Г.И. Право и сила в международной  системе. — М., 1983. 

6 Грэхем Т.  Мир без России? Упадок ядерной  сверхдержавы и его возможные  последствия//Независимая газета, НГ-сценарии. 1999. 8 декабря. № 11. С. 7.

Информация о работе Государственный интерес как элемент политической системы