Автор: Аня Никитина, 07 Октября 2010 в 19:06, доклад
Давно известно, что миром правят “интересы”. Много тысяч лет назад, у человека, который являлся частью природы, существовал только один “интерес” — выжить и продолжить род. Этот “интерес” и кровно-родственные связи объединяли людей в догосударственном обществе. Навязанный обстоятельствами (и в этом смысле насильственный) коллективизм представлял собой форму обеспечения главного первобытного “интереса”.
Однако со временем человек становится все более независимым от природы, происходит разделение человека и природы. Труд и разум поставили человека в определенном смысле над природой. Этот процесс сопровождается тем, что на фоне экономического развития общества просыпаются или зарождаются все новые и новые социальные “интересы”: семья, сохранение собственности, принадлежность к той или иной нации, религии, а также духовное самовыражение. В диверсификации интересов проявляется смысл жизни человека: расширять сферу своего воздействия, осуществлять пространственную, материальную, духовную экспансию.
Когда хаотичное наслоение интересов пришло в противоречие с первобытной организацией общества, в целях сохранения целостности общества объективно понадобился специальный аппарат для состыковки разнонаправленных интересов. Им стало государство. Общество перешло к новой форме своей организации — государственной.
В структуре международно-правовых
норм все чаще и четче будут проявляться
такие компоненты нормы, как санкции. Определенные
изменения должны произойти и в практике
принятия международных решений на многостороннем
уровне (консенсус, “пакетные решения”,
взвешенное голосование); не исключено
развитие системы международного прецедентного
права. Возникнут надгосударственные
механизмы (способы) принуждения государств.
Это тем более необходимо, что в условиях
дефицита природных ресурсов борьба и
противостояние интересов в экономическом
разделе мира сохранятся и, возможно, даже
ужесточатся.
5. В ХXI в. появится
новая самостоятельная отрасль
МП — международное
Таким образом,
планетарный рынок товаров, услуг,
инвестиций и рабочей силы, который
возникнет в ХXI в., скорее всего, потребует
и соответствующей регулирующей правовой
системы — суперсложной, полисистемной
и всеохватной. Уже сегодня МП в каких-то
точках “сближается” и “сливается”
с внутренним правом (международным частным
правом).
В Глобальной правовой
системе и МП, и МЧП, и системы внутригосударственного
права станут многоуровневыми правовыми
отраслями и институтами. Если объект
регулирования носит комплексный полисистемный
характер (например, валютно-финансовые
отношения), то и регулирующая этот объект
система также должна быть комплексной,
полисистемной. А такие явления международной
системы, как ТНК (в качестве “межотраслевого
института”), должны будут регулироваться
одновременно нормами различных отраслей
Глобальной правовой системы — МП, МЧП,
ВП, которые необходимо кодифицировать,
систематизировать и согласовать между
собой.
Универсальная
система МП, возможно, повторит путь,
которым идет развитие системы правового
регулирования в рамках ЕС. Римский
договор об учреждении ЕЭС 1957 г. в
заданных рамках создал свой собственный
правопорядок, являющийся составной автономной
и приоритетной частью правопорядка государств-членов.
Субъектами права сообществ являются
и государства, и граждане одновременно.
Сложилось своеобразное разделение труда
между правом сообществ и национальным
правом государств-членов при верховенстве
права сообществ.
“Наднациональность”
в ЕС олицетворяет сочетание индивидуальных
национальных интересов государств-членов
и одновременно всего сообщества
в целом. При этом МП обладает приоритетом
над правом сообществ. И уже сегодня такие
сложные объекты регулирования, как сфера
движения лиц, товаров, услуг, капиталов,
транспортная, сельскохозяйственная,
валютно-экономическая политика, регулируются
в ЕС триединством — МП, правом сообществ
и системами внутригосударственного права.
Таким образом,
можно сделать вывод, что развитие
МП в ХXI в. будет происходить между
двумя основными тенденциями
— в противоречиях между
Задача российских
специалистов-практиков, работающих в
сфере МО, соответствующих
------------------------------
1 См.: Общая теория
права и государства/Под ред. В.В. Лазарева.
—М., 1997. С. 280.
2 См.: Михайлов
С.В. Интерес как общенаучная
категория и ее отражение в
науке гражданского права // Государство
и право. 1999. № 7. С. 86—88.
3 Поздняков Э.А.
Системный подход и
4 См.: Шумилов
В.М. Международное
5 См.: Тункин
Г.И. Право и сила в
6 Грэхем Т. Мир без России? Упадок ядерной сверхдержавы и его возможные последствия//Независимая газета, НГ-сценарии. 1999. 8 декабря. № 11. С. 7.
Информация о работе Государственный интерес как элемент политической системы