Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 00:00, реферат
Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных
и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни
страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само
его существование как единого, управляемого политической властью организма.
1) Понятие политической системы
2) История проблемы.
3) Структура политических систем
4) Типы политических систем.
5) Функции политических систем.
Тема: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»
План:
1) Понятие политической системы
2) История проблемы.
3) Структура политических систем
4) Типы политических систем.
5) Функции политических систем.
Понятие политической системы
Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных
и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни
страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само
его существование как единого, управляемого политической властью организма. В
зависимости от места и времени понятие "политическая система" имеет
различное содержание, т. к. ее компоненты варьируются соответственно
отношениям власти, типу политического режима (авторитаризм, демократия,
диктатура), типу политической системы (президентская, парламентская).
Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:
- состоит из многих частей;
- части составляют единое целое;
- система имеет границы.
История проблемы.
Эволюция здесь такова. В конце 50-х - начале 60-х годов были сформулированы
теоретические положения о политической организации общества. Это понятие
приобрело значение самостоятельной категории. Со второй половины 60-х годов
появились философско-социологические исследования этой проблемы. Например,
профессор А.К. Белых исходил из того, что классы, партии, народ, нации,
трудовые и семейные коллективы, личность обладают политической сущностью. По
его мнению, все они в этом своем качестве носителей политических отношений, а
также вся система политических отношений между ними по поводу власти в
совокупности составляют политическую организацию. Достоинство этого подхода в
более широкой и дифференцированной интерпретации политической организации
общества. В качестве элементов ее содержания здесь выступают не только
государственные и общественные организации, а все без исключения виды
коллективности людей и все отношения между ними.
Позднее, в конце 70-х годов, появилось понятие "политическая система". Но
это была не простая замена слов "организация" на "система". Дело в том, что в
число элементов политической организации общества в одних случаях включались
только политические и прочие организации, а в других - целые социальные
общности (классы, группы, нации). Элементы политической организации (партия,
государство, право), как правило, рассматривались, расчленено и
институционально, а не системно и функционально. Научное исследование
продолжало ориентироваться главным образом на изучение организаций, в то
время как анализ поведения людей, как участников политических событий
проводился в очень малой степени. Разработка понятия "политическая система"
должна была помочь
интегрировать и
категории политических отношений. Эти ожидания оправдались.
Прежде чем раскрыть сущность и элементы политической системы, остановимся
кратко на интерпретации понятия "система" и определим его смысл применительно
к социально-политическим явлениям.
Система - это множество закономерно связанных друг с другом элементов,
представляющее собой определенное целостное образование, единство.
Универсальными признаками существования системы являются взаимосвязанность
группы элементов,
образование ими
внутреннего взаимосоответствия, способность сохраняться и вступать в
отношения со средой и другими системами.
Сама теория систем начала активно формироваться на Западе с конца XIX века:
- в рамках так называемой "общей теории систем", преимущественно на уровне
биологических организмов;
- в кибернетике;
- в социологии;
- в теории управления производством;
- позднее в "менеджеризме" в экономике.
В разработке общей теории систем налицо значительные традиции и достижения,
как в зарубежной,
так и в отечественной
относится к социально-политическим аспектам теории систем, хотя и в этой
области можно отметить плодотворные попытки В. Г. Афанасьева, А. К. Белых,
Ф. М. Бурлацкого и др.
Одним из первых общую теорию систем к социально-политическим процессам
пытался применить Т. Парсонс, который видел назначение политической системы
в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей. Но это было
только начало. Основателем же теории политической системы является
американский политолог Д.Истон. Согласно его модели, главные черты системного
анализа политической системы можно представить так:
- политическая система - это ряд взаимодействий, абстрагированных от общего
социального поведения, посредством которых распределяются ценности в
обществе;
- политическая система имеет "реагирующий" и "саморегулирующий" потенциал,
предохраняющий ее от саморазрушения;
- политическая система - подвижный феномен. Она в силах поддерживать себя,
сохраняя характерные черты, определяющие ее облик;
- политическая система - это открытая система, поддающаяся изменению под
влиянием факторов внешней среды.
- политическая
система может сохранять
соответствующего баланса между "входящими" и "исходящими" факторами.
Истон разделил основные компоненты своей модели на "входящие" факторы
(требования и поддержка) и "исходящие", связанные с первым путем обратной
связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие
от самой системы. Требования всего лишь исходный материал, из которого
формируется конечный продукт, называемый решениями. Характер требований
самый разнообразный.
Другой вид входящих импульсов - поддержка. Она выступает в разных формах:
материальной (выплата налогов, различных обложений); соблюдение законов и
директив государственной власти; активное участие в политической жизни;
почтительное отношение или уважение к власти, государственной символике.
Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет
запросы и требования граждан. Без достаточной поддержки политическая система
не может работать эффективно и надежно. Импульсы-требования и импульсы -
поддержка должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с
перебоями или вообще перестанет функционировать. Чрезмерная перегрузка
системы разнообразными импульсами не способствует ее эффективности, больше
того, в таких случаях политическая система перестает оптимально реагировать
на поступающую социальную информацию и может наступить ее стагнация.
Отношения к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависит в
значительной степени от типа политической системы.
Нелегитимные. антидемократические, тоталитарные системы, например,
рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выражение
недовольства властями, их способностью защищать интересы народа. Поэтому
системы такого типа
стремятся поставить под
требований населения и подавляют их различными средствами. Легитимные,
демократические системы рассматривают запросы и требования как необходимое
условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно поддерживают те
политические группировки, лидеров, на которых они могут влиять и которые уже
подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы и нужды.
Па выходе системы располагаются "исходящие", легитимные, обязывающие
политические решения, действия по их реализации. Продукты деятельности
политической системы могут приобретать разные формы и содержание:
распределение товаров и услуг, поощрений и стимулов; законодательные акты,
постановления и т. п. Обычно эти импульсы политической системы связаны с
поддержкой и в зависимости от типа политической системы могут быть ответом
на требования населения.
Па выходе организуется и проведение принятых политических решений в жизнь.
То есть политическая и организационная деятельность как бы сливаются в единый
вид деятельности.
Не занимаясь организационной
политику. Успех всей политики во многом зависит от организации дела.
Однако модель Истона не раскрывает внутренней структуры и специфики
функционирования
отдельных элементов самой
внутренние противоречивости. Истон сосредотачивает внимание на авторитарном
распределении ценностей.
Г. Алмонд пытается ввести несколько иной тип функционального анализа,
который обычно применяется в социологии. На первый план он выдвигает
целевой, поведенческий аспект различных структур, входящих в политическую
систему. Она стимулирует общность чаяний людей и в немалой степени
координирует их фактическое поведение, прививает навыки к сотрудничеству и
согласию, поощряя и наказуя.
Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых
политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В
период войны они значительно раздвигаются. Политическая система - это
система окультуривания масс, механизм переработки требований в решения.
Структура политических систем
Современным политическим
системам присуща структурная
относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному
признаку, т.е. имеются и законодательные собрания, и административные и
исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы