Автор: Аня Никитина, 07 Октября 2010 в 19:06, доклад
Давно известно, что миром правят “интересы”. Много тысяч лет назад, у человека, который являлся частью природы, существовал только один “интерес” — выжить и продолжить род. Этот “интерес” и кровно-родственные связи объединяли людей в догосударственном обществе. Навязанный обстоятельствами (и в этом смысле насильственный) коллективизм представлял собой форму обеспечения главного первобытного “интереса”.
Однако со временем человек становится все более независимым от природы, происходит разделение человека и природы. Труд и разум поставили человека в определенном смысле над природой. Этот процесс сопровождается тем, что на фоне экономического развития общества просыпаются или зарождаются все новые и новые социальные “интересы”: семья, сохранение собственности, принадлежность к той или иной нации, религии, а также духовное самовыражение. В диверсификации интересов проявляется смысл жизни человека: расширять сферу своего воздействия, осуществлять пространственную, материальную, духовную экспансию.
Когда хаотичное наслоение интересов пришло в противоречие с первобытной организацией общества, в целях сохранения целостности общества объективно понадобился специальный аппарат для состыковки разнонаправленных интересов. Им стало государство. Общество перешло к новой форме своей организации — государственной.
Самое главное
для самоидентификации России, с
точки зрения внешних стратегических
долгосрочных интересов, — это понять,
что Россия сама по себе является самостоятельной
цивилизацией; она не принадлежит ни к
западной, ни к восточной цивилизациям,
а сочетает в себе как ту, так и другую.
В этом смысле Россия представляет собой
прообраз будущего общества со смешанными
цивилизационными признаками и, следовательно,
может претендовать на то, чтобы выступать
выразителем общечеловеческих интересов.
В качестве особой цивилизации Россия
является и останется одним из полюсов
будущего мироустройства. Задача состоит
в том, как лучше встроить “свой полюс”
в общее здание.
Как особое цивилизационное
пространство Россия имеет собственные
интересы, в том числе внешние
долгосрочные стратегические. В чем-то
они совпадают с интересами государств
западного цивилизационного типа, а
в чем-то нет. Но даже там, где интересы
совпадают в принципе, они не совпадают
по месту в их иерархии: среднесрочные
интересы для Запада могут оказаться долгосрочными
для России; стратегические интересы России
могут отвечать лишь тактическим интересам
Запада и т.д. Следует признать, что в искусстве
и науке долгосрочной стратегии Советский
Союз (а теперь и Россия) уступают Западу,
особенно в управлении развитием международных
экономических отношений.
И, наконец, еще
один важный момент: если для Запада
главным внешним стратегическим долгосрочным
интересом является обеспечение доступа
к мировым ресурсам и контроля над ними,
то для России с ее пространствами и ресурсами
он не является жизненно определяющим.
Так, при большой необходимости в плане
обеспечения ресурсами Россия гораздо
легче и дольше могла бы обходиться без
Запада, чем Запад без России. Но, обособляясь
от Запада в поисках своего лица и защищая
свои интересы, Россия все равно остается
частью мира, мирового сообщества, которое
должно будет считаться с интересами России
и государств околороссийского цивилизационного
пространства. Быть на отдалении от Запада
— еще не означает устраниться от жизни
мирового сообщества.
Из этого вытекают
три вывода:
1. Россия должна
взять на себя роль выразителя
интересов группы государств, находящихся
в орбите российской цивилизации.
2. Россия должна
использовать происходящую
3. В иерархии
интересов России по-прежнему
объективно преобладают
Существенные
расхождения имеются не только в
интересах России и Запада, но и
между европейскими развитыми странами
и США. В стратегическом плане
США являются для России даже более
перспективным “попутчиком” в реализации
ряда ее интересов, чем европейские государства.
Политический тактический интерес России
как раз и состоит в том, чтобы использовать
нестыковки интересов между Европой и
США.
Очень важной является
также сфера международных —
немежгосударственных — отношений. Ее
воздействие на реализацию государственных
интересов возрастает и будет все возрастать.
Она становится “зоной концентрации интересов”.
Следовательно, немежгосударственную
сферу отношений следует учитывать и использовать
при обеспечении интересов России.
Государственные
интересы и формирование международно-правовых
норм
Ролевые функции
государственного интереса могут быть
различными. Во-первых, не закрепленный
в праве интерес “толкает”
государства на волевые действия;
в этом случае “интерес” выступает
как мотив тех или иных действий. Во-вторых,
будучи “заложен” в правовую норму, интерес
реализуется вместе с нормой в конкретном
правоотношении; в этом случае “интерес”
выступает как часть правоотношения. И,
в-третьих, законный интерес может порождать,
изменять или прекращать правоотношения;
в этом случае “интерес” выступает как
юридический факт.
Нормы международного
права, как известно, образуются путем
соглашения сторон, т.е. согласованием
воль государств. Процесс формирования
нормы МП имеет две стороны: 1) согласование
воль государств относительно содержания
правила поведения; 2) согласование воль
государств относительно признания правила
поведения в качестве юридически обязательного.
Именно государственный
интерес “запускает” волю государств,
направляет ее на формирование международно-правовой
нормы.
Итак, нормы МП
являются согласованным оформлением
воли государств. Воля государств направляется
осознанными интересами. Именно интересы
двигают волю.
В принципе интересы
— это сфера политики. Политика
осознает, формулирует и обслуживает интересы,
она их продвигает и обеспечивает.
Там, где интересы
трансформируются в волю, “включают”
волю, а воля закрепляется нормами
права, там и стыкуются (или не
стыкуются) политика и право.
Политика “закладывает”
интересы в право. В процессах реализации
МП политика направлена:
— на соблюдение
(или несоблюдение) запретов в праве;
— на исполнение
(или неисполнение) юридических обязанностей;
— на использование
(или неиспользование) прав;
— на различные
правоприменительные действия.
Право, в свою
очередь, во всех случаях задает рамки,
в которых политика может/обязана
маневрировать, и тем самым через
дальнейшее развитие все более ограничивает
свободу политических действий. Отсюда
следует важность осознания российской
правовой наукой и практикой категории
государственного интереса. Без осознания
государственных интересов невозможно
ни прогнозировать ситуации, ни планировать
собственное развитие, ни управлять общественными
процессами.
Опыт прогнозирования
международного правопорядка в ХXI в.
Системный подход
к изучению межгосударственных связей
является непременной составляющей
современного миропонимания. С этой
точки зрения тенденции развития
МП в ХXI в. могут быть поняты, раскрыты
и спрогнозированы только на основе
анализа взаимодействия систем “МРТ —
МО — МП — ВП” (международное разделение
труда — международные отношения — международное
право — внутригосударственное право).
Международное
разделение труда реализуется в
процессах специализации и
Мирохозяйственные
связи являются материальной основой
для межгосударственных отношений, в которых
задействованы государства с рыночной,
нерыночной или развивающейся экономикой,
высокого, среднего или низкого уровня
экономического развития, разных цивилизационных
типов.
Выделяются ведущие
промышленно развитые страны (США, Германия,
Япония и др.), высокодоходные нефтеэкспортирующие
страны (Саудовская Аравия, Кувейт), новые
индустриальные страны (Южная Корея,
Мексика, Сингапур, Бразилия), наименее
развитые, беднейшие страны (Чад, Бангладеш,
Эфиопия и др.). Государства объединяются
на основе интеграционных процессов, по
цивилизационным признакам, на базе совпадения
интересов.
Происходит постоянное
столкновение и переплетение интересов
и воль государств, возникают и
разрешаются “узлы противоречий” и “зоны
концентрации государственных интересов”.
Государства вступают в союзы, содружества
или интеграционные объединения; решают
вопросы в международных организациях.
Идет перестройка центросиловых отношений
на едином пространстве взаимной экономической
зависимости, осознание не только национальных
интересов, но и общих интересов международного
сообщества (чему способствуют также и
глобальные проблемы человечества).
В связи с
этим меняются приоритеты и акценты
в политике, что находит отражение
и закрепление в системах внутригосударственного
права, в двусторонних и многосторонних
международных договорах, решениях международных
организаций. Объектная сфера международных
отношений постоянно расширяется. Совершенствуется
всемирная инфраструктура — транспортные
системы, сеть информационных коммуникаций.
Организационной
формой международной специализации
и кооперации производства на региональном
и универсальном уровнях
В современном
развитом обществе происходят еще мало
изученные, но в перспективе очень значимые
процессы: так, многие моноэтнические
государства (например, Швеция) становятся
полиэтническими. Возрастает значение
немежгосударственной сферы международных
отношений.
Естественно, что
все эти процессы и тенденции в той или
иной степени проявляются в МП, опираются
на него и/или требуют своего оформления.
Что получится, если их экстраполировать
на международный правопорядок будущего
(с учетом борьбы и совпадения различных
интересов государств)?
1. МП становится
не просто межгосударственным
правом, призванным “стыковать”
и закреплять государственные
интересы, а правом международного
сообщества, стоящим на страже
общих — надгосударственных —
интересов человечества.
В связи с
этим нет сомнения, что концепция “общего
наследия человечества” (в отношении
морского дна и др.) получит свое дальнейшее
развитие и закрепление, обрастет императивными
нормами и станет в МП институтом “общей
собственности”. В структуре МП появятся
новые элементы надгосударственного характера.
2. Если на
начальном этапе МП
Это смещение акцентов
на практике означает существенные видоизменения
в системе МП, появление новых правовых
институтов, отраслей и механизмов регулирования.
В работе действующих универсальных международных
организаций будет возрастать доля экономической
тематики, в ряде международных организаций
(например, в системе ООН) должна произойти
крупная организационная перегруппировка
или корректировка функций, компетенции
и расстановки сил. В качестве “министерства
экономики” мира будет функционировать
и развиваться Всемирная торговая организация
(система ВТО), в качестве “министерства
финансов” (система МВФ) — Всемирный банк.
Появится множество других “министерств”
наряду с уже созданными (МОТ, Международный
орган по морскому дну).
3. Международное
право постоянно расширяет
Выбирая средства
и пути регулирования экономики,
государства все чаще будут делать
это не через внутреннее право, а
через международное. Появятся новые
многосторонние — региональные и
универсальные — договоры по данным
вопросам. Усилится и усложнится структурирование
системы МП. Возрастет значение кодификации
и унификации права.
4. Современное
МП находится (примерно) на таком
этапе развития, на каком
Объективное движение
к такому результату будет происходить
по многим каналам: через усиление процессов
универсализации норм; через придание
многим универсальным и региональным
нормам МП/МЭП императивных свойств;
через нарастание элементов субординационного
(а не координационного) регулирования;
через развитие явлений наднациональности,
в первую очередь в системах международных
организаций. Это затронет процессы нормообразования
и правоприменения норм.
Информация о работе Государственный интерес как элемент политической системы